Организация взаимодействия с родителями в процессе подготовки детей к школьному обучению | Сексенова Алла Мухитовна. Работа №239518
Автор: Сексенова Алла Мухитовна
Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из важнейших проблем дошкольного образования.
Организация взаимодействия с родителями в процессе подготовки детей к школьному обучению
Пояснительная записка
Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из важнейших проблем дошкольного образования. Осуществление этой работы невозможно в отрыве от семьи. Семья для дошкольника — основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, определяющей путь его развития как личности.
Основной задачей педагогического коллектива при взаимодействии с родителями должно быть создание условий для делового, личностно – ориентированного общения на основе общего интересного дела, объединяющего взрослых и детей. Соответственно с решением данной задачи, с учетом типов семей и проблем воспитания, выбираются и формы взаимодействия: игротеки, выставки выходного дня, традиции, театральная пятница, встреча с интересным человеком, совместные праздники, защита семейных проектов, ведение домашних читательских дневников и др.
За последние годы учеными и практиками разработано много интересных форм работы с родителями. Следует подчеркнуть, что взаимодействие педагогов и родителей при подготовке детей к школе не имеет строгой линейности. Каждый шаг вначале совместно планируется, потом происходит параллельное и взаимопроникающее его осуществление в детском саду и семье. Совместное подведение итогов, анализ реальных изменений, которые произошли или не произошли у ребенка по тем или иным причинам, становятся основой проектирования очередного шага согласованной индивидуальной работы.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:
«Познавательное развитие» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.
«Социально-коммуникативное развитие» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ.
«Физическое развитие» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов; знакомство родителей с эффективными средствами закаливания, профилактику заболеваний, безопасное поведение в различное время года через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию семейных спортивных состязаний и праздников; знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях, привлечение к участию и помощь в проведении олимпиад внутри сада, а так же городских.
«Развитие речи» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественно-эстетическое развитие» — совместные рисунки и поделки; музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах; совместная деятельность.
Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными:
1. Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, интервью,
беседа.
2. Познавательные формы: практикум, лекция, дискуссии, круглый стол,
дебаты, конференция, общее собрание, вечера вопросов и ответов,
родительские вечера, родительские чтения, родительский тренинг,
педагогическая беседа, семейная гостиная, клуб для родителей, дни
добрых дел, дни открытых дверей, ознакомительные дни, эпизодические
посещения, деловые игры.
3. Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ
родителей и детей, семейные вернисажи, совместные походы и экскурсии.
4. Письменные формы: еженедельные записки, неформальные записки,
личные блокноты, дневники, папки, письменные отчеты о развитии
ребенка.
5. Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и
информационно-просветительские.
Родители научатся:
определять сильные и слабые стороны своего ребёнка и учитывать их;
проявлять искреннюю заинтересованность и готовность к эмоциональной поддержке;
понимать, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, а можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении всего детства, как в детском саду, так и в школе, позволит родителям добиться высоких результатов в воспитании и развитии своих детей.
Направления взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.
Система работы по взаимодействию с родителями предполагает несколько этапов:
1 этап - психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах формирования у детей
психологической
готовности к школе: групповые встречи, индивидуальные консультации.
2 этап - обучение практическим умениям: тренинги и семинары.
3 этап - вовлечение в
воспитательно
-образовательный процесс: участие родителей в создании предметно-развивающей среды группы; "домашние задания", совместные праздники.
Перспективный план работы на год с родителями по подготовке детей к школе.
Задачи:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2. Объединить усилия семьи и ДОУ для развития и воспитания детей.
3. Создать атмосферу взаимопонимания родителей (законных
представителей) воспитанников и педагогов ДОУ, общности их интересов,
эмоциональной взаимоподдержки.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в
собственных педагогических возможностях.
Месяц
Мероприятие
Цель
Сентябрь
1.Праздник торжественного начала нового учебного года «Страна знаний».
2. Групповая консультация «Значение режима дня в воспитании старшего дошкольника».
Распространение среди родителей педагогических знаний, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания.
3.Тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
Выяснить мнение родителей по заданной теме. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках подготовки к школе.
4.Памятка: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования»
Информирование родителей об особенностях воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе ДОУ.
Октябрь
1. Семинар - практикум: «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка при подготовке к школе».
Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.
2.Педагогическая гостиная «На пороге школы».
Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе. Способствовать осознанию родителями того, что только совместными усилиями можно добиться высоких результатов при подготовке ребёнка к школе.
3.Коллективная беседа: «Как подготовить ребёнка к школьному обучению».
Формировать у родителей представления о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребёнка к школе и направлениях подготовки к школьному обучению.
4.Праздник «Осенняя ярмарка».
Демонстрация творческих способностей детей, развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия детей, родителей и детского сада.
5.Консультация «Музеи для дошкольников».
Распространение среди родителей педагогических знаний, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания.
Ноябрь
1.Индивидуальная консультация «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе».
Распространение педагогических знаний среди родителей по вопросам воспитания самостоятельности у детей.
2.Консультация для родителей на сайте ДОУ «Всей семьей в музей».
Распространение среди родителей педагогических знаний, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания.
3.Папка-передвижка «Играем с пользой».
Познакомить родителей с играми, способствующими развитию детей.
4.Посиделки: «Мама - лучшая подружка».
Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли матери в воспитании детей. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей и детей.
Декабрь
1.Акция «Елочка желаний. Письмо Деду Морозу».
2.Практикум для родителей «Украшаем ёлку всей семьёй».
Получение детьми и родителями положительных эмоций от совместного ожидания праздника.
привлечь родителей воспитанников к совместной подготовке группы к Новогоднему празднику. Дать практические советы, способствующие сближению всех членов семьи при подготовке к празднику
3.Консультация для родителей на сайте ДОУ «Чем и как занять ребёнка дома».
Ознакомление родителей с игровыми приёмами. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.
4. Выставка совместных работ детей и родителей «Зимние фантазии».
Привлечь родителей к работе детского сада, развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
5. Консультация «Подготовка руки дошкольника к письму».
Формирование системы знаний у родителей о методах и приемах подготовки дошкольников к обучению письму в семье.
Январь
1.Папка - передвижка «Игры для всей семьи».
Познакомить родителей воспитанников с математическими играми, способствующими развитию творческого мышления, которые будут интересны не только детям, но и взрослым
2.Анкетирование: «О способах воспитания».
Определить уровень информированности родителей по вопросам воспитания детей. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Родительское собрание - круглый стол «Воспитание добротой. Искусство хвалить и умение наказывать».
Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, позитивного контакта между родителями и сотрудниками ДОУ.
4.Консультация для родителей на сайте ДОУ «Компьютерные игры - плюсы и минусы».
Информирование родителей по вопросам использования информационных технологий, их пользе и вреде для здоровья детей.
Февраль
1. «Весёлые старты» - спортивный праздник для всей семьи.
Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. Приобщение всех членов семьи к здоровому образу жизни.
2. «Родительская почта» - тетрадь отзывов и предложений.
Налаживание динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада и семьи.
3. Фотовыставка «Защитники Отечества».
Реализация единого воспитательного подхода к вопросам нравственно-патриотического воспитания в детском саду и в семье.
4.Консультация для родителей на сайте ДОУ «Упражнения для будущих первоклассников».
Познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью которых они могли бы помочь ребенку подготовится к школе.
5. День открытых дверей.
Помочь увидеть своего ребёнка в деятельности, которую родители обычно не могут наблюдать. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи.
Март
1.Анкетирование «Нравственные ценности».
Выяснить мнение родителей по теме нравственного воспитания в семье. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
2. Круглый стол «Я – семья – род – народ».
Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами. Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе. Обсуждение темы родительского собрания «Я – семья – род – народ».
3. Печатная консультация «О защите прав и достоинств ребёнка в семье».
Знакомство родителей с конвенцией по правам ребёнка. Формировать позитивный контакт между родителями и сотрудниками детского сада.
4. Деловая игра: «На пороге школьной жизни»
Оказание воспитателями и учителями начальных классов информационной помощи родителям, в адаптации будущих первоклассников в школе.
5. Праздничный концерт, посвящённый международному женскому дню 8-е Марта
Демонстрация творческих способностей детей, создание радостного настроения.
Апрель
1. Памятка: «Физическая готовность к школе или здоровье будущего первоклассника».
Формирование знаний у родителей по проблеме физической готовности к школе.
2.Консультация для родителей на сайте ДОУ «Как преодолеть страх перед школой?».
Ознакомление родителей с психолого-педагогическими рекомендациями по преодолению детских страхов перед школой.
3. Консультация: «Словесные игры, их роль в подготовке детей к школе»
Оказание консультативной помощи родителям в овладении основными приёмами развития словотворчества, способствующими совершенствованию связной речи.
4.Индивидуальная консультация «Правильная осанка у ребенка: советы родителям».
Ознакомление родителей с основными факторами, влияющими на здоровье ребёнка. Распространение педагогических знаний среди родителей по сохранению правильной осанки у будущих школьников.
Май
1. Анкетирование «Готов ли ваш ребёнок к школе?».
Выяснить мнение родителей по вопросам подготовки ребёнка к школе.
2. Выпуск буклета «Звезда памяти …»
3. Родительское собрание «Семья на пороге школьной жизни ребёнка».
Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год. Выявление трудностей, которые стоят перед родителями будущих первоклассников