Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Организация занятости детей в свободное время. | Иванова Валентина Владимировна. Работа №210613

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Иванова Валентина Владимировна
Свободное время школьника и дополнительное образование.

Организация занятости детей в свободное время.
Сегодня мы поговорим о занятости детей в свободное от уроков время. Свободное время … как часто мы слышим это словосочетание. Мы мечтаем о том, что бы у нас было его побольше, считаем, что нам всем его катастрофически не хватает для отдыха, для развития.Если говорить конкретно о наших детях – это время, когда ребёнок, не имея обязательных дел (домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий.
Чем предпочитают заниматься, в свободное от уроков время, школьники? Просто отдыхать, смотреть ТВ, играть накомпьютере, проводить время в Интернете.
Проблема досуга ребёнка стоит остро. Причина неорганизованности свободного времени, которую мы слышим зачастую от детей родители мало уделяют нам внимания, некуда идти. Но это скорее следствие. Следствие ограниченности, духовной неразвитости, бедности культурных запросов родителей. Здесь педагоги должны работать в тесной взаимосвязи с родителями, убеждать их в необходимости организации свободного времени их детей. И наивно было бы думать, что, построив достаточное количество клубов, спортивных залов, центров досуга мы решим эти проблемы. Конечная задача – не столько занять ребят, сколько привлечь их в эти досуговые центры, чтобы воспитать людей гармонически развитых, с высокими культурными интересами.
В свободное время личность действительно свободна от ответственности перед обществом. Но это только до тех пор, пока ее поступки согласуются с требованиями и моральными нормами общества.По данным исследований уровня занятости учащихся во внеурочное время можно сделать вывод – чем старше становятся учащиеся, тем меньше они заняты в кружках и секциях дополнительного образования.Для подростка основная форма отдыха и развлечения, в ходе которой идет обмен мнениями и оказывается взаимовлияние, это общение с друзьями. Вечерние часы подростки довольно часто заполняют бесцельной прогулкой. Пойдем, походим - так определяется форма досуга.Усилить внимание к досугу детей чрезвычайно важно, тем более что регулирование поведения старших школьников весьма затруднительно. Но без контроля невозможно сформировать личность. Пословица гласит: Если хочешь погубить человека, разреши ему делать все, что он хочет.
Чрезмерная свобода, использование Интернета, компьютерных игр, бесцельного времяпровождения приводит к различным необратимым процессам.
Поэтому, уже сегодня начиная с первоклассника, нужно помогать ему правильно проводить свой досуг, полезно использовать свободное от учёбы время.
В начальной школе внеурочная деятельность организована в соответствии с требованиями новых стандартов. В каждом классе выделено 10 часов на внеурочную деятельность в соответствии со следующими направлениями: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, обще интеллектуальное, общекультурное, социальное и проектная деятельность. В начале учебного года учителя проводят опрос родителей по выбору кружков. Каждый ученик должен выбрать хотя бы 2кружка по интересам, но есть дети, которые посещают все кружки. Конечно, школа не может предоставить организацию кружков по всем направлениям, потому что не хватает помещений для занятий, специальных материалов и т.д. Поэтому традиционно организуется сотрудничество с музыкальной и художественной школами, клубами. Таким образом, в начальной школе организация досуга охватывает всех учащихся.
В среднем и старшем звене организовать досуг гораздо сложнее в силу старшего возраста и большей самостоятельности детей. Здесь родители и учителя уже имеют меньшее влияние на детей, и заставить посещать кружки и секции уже невозможно. Поэтому очень важно вести серьёзную работу по организации досуга детей, как родителям, так и педагогам.
Родители часто задаются вопросом, нужно ли отдавать ребенка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой вдобавок к занятиям в школе? Или, наоборот, следует исходить из того, что смена деятельности - лучший отдых? Тогда в какой именно кружок записать сына или дочку? Как выбрать тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя?
Однозначного ответа на эти вопросы дать нельзя. В каждом конкретном случае придется взвешивать все "за" и "против".
Итак"ЗА":1.Занятия в кружке или секции - это:
-смена вида деятельности. Если ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок - творческой. В кружках прикладного творчества - двигательной (моторной) активностью, то есть ручным трудом. Даже если ваши ребёнок предпочёл шахматы, математический или литературный кружок - все равно там они будут заниматься только тем, что им нравится, тем, что их интересует;
-смена стиля общения.Как правило, в кружках или секциях царит более неформальная обстановка, чем в школе. Не предъявляетсястольжестких требований к дисциплине. Представляете, какое удовольствие маленький школьник получает от того, что не нужно сидеть неподвижно и молча, отвечать только тогда, когда тебя спросят? Преподаватели в кружке не такие строгие, как учителя в школе, - разрешают побегать, пошуметь. Все эти вольности допускаются, разумеется, в разумных пределах. Поэтому вы можете не опасаться, что вашего ребенка "избалуют" подобной снисходительностью;
-смена круга общения.Такие внешкольные занятия, как правило, проходят в более малочисленных, нежели среднестатистический класс в школе, группах. Для занятий обычно отводится отдельное помещение. В отличие от занятий и, тем более, перемен в школе, ребенка не окружает многочисленное шумное сообщество, а потому он получает возможность отдохнуть от нахождения на уроке;
-смена обстановки.Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами. В обязанности ребенка здесь не входит по сорок минут сидеть прямо и неподвижно на жестком стуле за не всегда подходящей по росту партой. В хорошем кружке к услугам уставшего ученика различные зоны для занятий, игры и отдыха: хочешь - занимайся за столом, хочешь - удобно устройся на детском диванчике или пуфе, можешь даже расположиться на ковре, если тебе так больше нравится.
Переключение поможет ребёнку отдохнуть от утомительного учебного дня, справиться с накопившейся за день усталостью. После занятий в кружке или секции он может со свежими силами приступать к выполнению домашних заданий.
2. Занятия в кружке, секции - этоспособ организации досуга ребенка. Это один из наиболее частых аргументов "за", приводимых родителями. Действительно, кружки и секции нередко являются единственным способом организовать время после школы для тех пап и мам, которые работают и не могут сидеть дома с любимым чадом после уроков. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить под заботливым контролем старших товарищей или пристраститься к игре на автоматах, которые сегодня стоят на каждом углу и призывно мигают разноцветными лампочками). Согласитесь, в кружке под присмотром руководителя ребенок в большей безопасности.
3. Занятия в кружке, секции - этообщение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Группы там обычно малочисленные, значит, стресс нестольвелик, как, например, в школе, и не так страшно с кем-то познакомиться. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Это облегчает установление дружеских отношений.
Кроме того, для всех детей группа в кружке - модель социума в миниатюре. Менее формализованная обстановка предоставляет больше возможностей опробовать различные модели поведения. А необходимость достижения общей цели вынуждает детей развивать навыки общения, учиться разрешать конфликты, отстаивать свое мнение и находить компромиссы. 4. Занятия в кружке, секции способствуютформированию ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу. Например:
- запомнить расписание занятий и вовремя на них являться;
- запомнить, собрать и принести все необходимое для занятий (юной танцовщице, например, каждый раз нужно принести купальник, юбочку, носочки, специальную обувь, да еще и прическу сделать);
- запомнить и самостоятельно выполнить данные руководителем домашние задания (разучить песню, нарисовать пейзаж, выучить танцевальное па, потренироваться в выполнении спортивного упражнения и т. д.);
- организовать свое время таким образом, чтобы все успеть: и в школу сходить, и уроки сделать, и маме с папой помочь, и с друзьями пообщаться.
Для ребенка семи - девяти лет это очень сложная задача. У него еще нет ни "взрослой" силы воли, ни "взрослой" памяти, ни "взрослой" предусмотрительности и рассудительности. Стоит учесть, что всему этому ребенок не научится, если все за него будут делать родители или бабушки-дедушки. Тут уж все зависит от взрослых. Нельзя выполнять за ребенка ту работу, которую он способен сделать (пусть вначале и с усилием) сам, если вы хотите использовать потенциал внешкольных занятий. А вот помочь малышу научиться самостоятельности просто необходимо. О том, как организовать время ребенка, посещающего внешкольные занятия, мы поговорим позже.
5. Занятия в кружке, секции способствуют развитию способностей. Здесь возможно несколько вариантов.
- первый вариант: вы точно знаете, к чему у ребенка способности. Тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;
- второй вариант: ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься, или, возможно, ребенок не проявляет ярко выраженной одаренности в какой-либо конкретной области. Ничего страшного: пусть занимается в разных кружках, пусть даже меняет их периодически - в этом случае его способности тоже будут развиваться. Детей, лишенных талантов, не бывает. А потому не исключено, что, пробуя, обнаружится то, к чему у ребёнка действительно имеется склонность. В любом случае приобретенные на занятиях знания и умения не пропадут даром: он вырастет разносторонне развитым человеком, что, безусловно, пригодится ему в дальнейшей жизни.
6. Занятия в кружке, секции способствуютповышению самооценки.Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным не только в ситуациях занятий в кружке, но и в жизни вообще.
Безусловно, успехов в кружке самих по себе может оказаться недостаточно. Родители и учителя должны обязательно обратить внимание на его достижения. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими - разумеется, в присутствии ребенка. Выразить надежду, что и в остальном он теперь будет таким же молодцом и со всем справится. Только крайне важно не перестараться. Пусть ваша похвала будет адекватна реальным достижениям ребенка.
Есть, конечно, и аргументы"ПРОТИВ":
1. Занятия в кружке, секциитребуют дополнительного времени. Однако вряд ли ребенок в состоянии заниматься учебой весь день, ему все-таки нужен отдых. Занятия в кружке - один из возможных вариантов.
2. Занятия в кружке, секции -это дополнительные нагрузки. Действительно, у ребенка они и так немалые. Требования к школьникам, количество изучаемых предметов, уровень сложности учебного материала растут. И это нужно учитывать. Выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 40-50 минут в неделю.
3. Занятия в кружке, секции - этодополнительные нагрузки для родителей."Заниматься будет якобы ребенок, а следить за всем (одеждой, расписанием) и делать домашние задания с ним будем мы", - опасаются родители. Скорее всего, ребенок сделает попытку переложить на родителей все неприятные обязанности. Но тут уж все зависит от их организаторских способностей, от твердости духа и настойчивости.
4. Занятия в кружке, секции - этодополнительные расходы. К сожалению, сбрасывать со счетов экономический фактор нельзя. Как это ни прозаично, но необходимость платить деньги за развитие творческих способностей любимого ребенка - вполне реальная проблема. Большинство кружков и секций сегодня действуют на платной основе. Проявив должную настойчивость, все же можно найти и отдельные бесплатные кружки при детских клубах, и те, в которых плата за занятия весьма умеренная. Конечно, скорее всего, денежная экономия будет сопряжена с некоторыми трудностями и неудобствами (удаленность от дома, неудачное время занятий, недостаточное оборудование помещений и т. д.). Но это все же лучше, чем ничего.
5. Ребенка кто-то долженотводитьна занятия, а после их окончания -встречать. Далеко не всем повезло с детским клубом под окнами дома. Иногда приходится не только ходить, но и добираться на общественном транспорте.
Эти две последние проблемы довольно неприятные, но все же в большинстве случаев решаемы. Было бы желание у взрослых.
4
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×