Организация домашней работы учащихся. Дифференцированные домашние задания в начальной школе.

Автор: Ореховская Ирина Ивановна

Организация домашней работы учащихся.

Дифференцированные домашние задания в начальной школе.

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи­теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

  На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

Задавание на дом уроков — палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.
                                                   Н.К.Крупская

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

 

·       Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

·       По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

·       Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.

·       Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

·       Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

 

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

 

Подготовка к выполнению домашней работы

·       Время сообщения домашнего задания  не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

·       Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.

·       Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

·       В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

·       Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

 

Организация проверки домашнего задания

 

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

 

Возможные формы проверки:

·       фронтальный контроль;

·       выборочный контроль;

·       взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

·       самоконтроль учащихся.

 

Задания учащимся для проверки домашней работы:

·       выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);

·       сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;

·       дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;

·       нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;

·       выделить вопросы и  проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);

·       продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);

·       выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;

·       взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;

·       повторное выполнение заданий без изменения условий;

·       повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);

·       составить  вопросы к теме, изучаемой дома.

 

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

  

Перегрузку учащихся могут вызвать:

·       чрезмерно большое домашнее задание;

·       чрезмерно трудное домашнее задание;

·       несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

·       неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

 

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

             Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в   1-м классе (со вто­рого полугодия) - до 1 часа;

во 2-3х - до 1,5 часов;

в   4-м - до 2-х часов.

 

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

 

№ п\п

Учебный

предмет

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

2.

Русский  язык

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

3.

Литературное чтение

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

4.

Окружающий  мир

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

 

         

          Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык).   Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема  аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

   Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

 

    

  

 

 

 

Дифференцированные домашние задания

 

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи­теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

  На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

В расчете на какого ученика давать домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.

Установлена закономерность 1 : 6, 

что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.

Одно  и то же задание для сильных может быть легким, для слабых - трудным. Первые не трени­руют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом. Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному ее выполнению.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подго­товка к творческой деятельности. Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференци­рованный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений.

Дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.

 

При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование само­стоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:

        способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного    материала, глубину его осмысления);

        умение выражать свои мысли;

        познавательную активность (проявление интереса к знаниям);

        организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

 

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познаватель­ной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.

 

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предна­значает определенной группе учеников):

 

1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;

 

2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5;

 

3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.

Для 3 уровня можно использовать такие задания, как :

        задания на выявление закономерностей;

        задания на развитие логики;

        рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;

        составление обратных задач, подобных заданий;

        разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;

        составление предложений и текстов;

        составление схем предложений;

        составление загадок;

        составление вопросов к тексту;

        составление плана текста;

        выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний;

Примеры дифференцированных заданий:

Русский язык:

1 группа  учащихся - задания вида ЗВ_НОК,  СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА   вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на  «5»)

Математика:

 1 группа  учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим  количеством звеньев. (Оценивается на  «5»)

 

Чтение:

1 группа  учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа  учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

- лягушка

- кошка

- мальчик

 (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на  «5»)

 

     Эти задания способствуют развитию способностей детей, углублению знаний. Выпол­няя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения.

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.

    

Когда же  и как давать дифференцированное домашнее задание?

Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда внимание детей не так рассеяно и силы не на пределе. Задание должно сопровождаться чётким инструктажем учителя:  внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении. Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.

Задача учителя активно наблюдать за обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять тот вариант домашних заданий, которые не требуют интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать их  мотивацию на успех, преодоление трудностей.

 

 

Литература:

 

1.    Гершунский Б.С., Полат Е.С.  Личностно-ориентированный подход в образовании. «Философия образования», М: 1998

 

2.    Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, №3, с. 39-45.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x