Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста на прогулке ☼
Автор: Тайчина Людмила Сергеевна
Организация экспериментальной деятельности
детей младшего дошкольного возраста на прогулке
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на 2-3 году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новыми предметами.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.
Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того, чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Задачи экспериментальной деятельности:
· Укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
· Обеспечивать эмоциональное благополучие;
· Расширить кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия;
· Воспитывать чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
· Развивать мелкую моторику;
· Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
· Формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе.
Различают основные экспериментальной деятельности на прогулки, которые можно широко использовать в своей работе.
Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, 1 этап экспериментирования – работа с водой.
На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы, что вода может литься, а может брызгать, что предметы станут чище, если их помыть водой, что вода не имеет вкуса.
Во время эксперимента дети получают представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда, что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить, что вода может быть теплой и холодной, что вода прозрачная, но она может стать мутной, что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут придавать воде свой вкус, что вода может превращаться в лед, а лед в воду.
Знакомясь с темой «песок» проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «испечем угощение» дети дети пробуют слепить угощение из сухого и мокрого песка руками и с помощью форм. В конце занятия подводиться итог, - мокрый песок принимает любую нужную форму. С помощью дидактической игры «следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши придут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей на прогулке станет вывод, что песок – множество песчинок.
Воздух. С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представление о том, что воздух легче воды. При проведении игры «поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть.
В игре «буря в стакане» - малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух.
Игра «мой веселый звонкий мяч» - дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха. На организованной совместной деятельности «лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха, а наблюдая за травкой и листвой увидят, что ветер – это движение воздуха.
Камни – на организованной совместной деятельности «легкий, тяжелый» и «какой формы камень?» дети получают представление о том, что камни бывают легкими и тяжелыми и имеют разную форму.
Когда дети сравнивают два камня с улицы и с батареи (зимой), то приходят к выводу, что камни бывают теплыми и холодными.
Бумага. При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть в отличии от камней, и она не тонет в воде, что бумага может быть тонкой и толстой, может рваться: салфетку можно легко смять, в отличии от плотного картона.
Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
Систематическая, специально организованная деятельность по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, проявляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется ловами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах – является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.