ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИКУМЕ ☼
Автор Лосева Наталья Анатольевна
Организация исследовательской работы
студентов по экологии в ГБПОУ «УМТ»
В литературе встречаются термины «научно-исследовательская работа» и «учебно-исследовательская работа», которые толкуются по-разному. Так, под научно-исследовательской работой понимают такую деятельность студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой. Таким образом, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов взаимодополняют друг друга. Из приведенных определений видно, что существенным различием между ними является степень самостоятельности выполнения исследовательского задания студентом и новизна результата.
Исследовательская работа в техникуме на учебных занятиях «Природа и экология родного края и «Экология» мною организована с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, для приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы, вовлечение студентов в экологические проблемы родного края и нахождение ими путей их решения. Итогом этой работы являются выступления ребят на студенческих научных конференциях, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, участие в региональных, всероссийских и международных олимпиадах, турнирах, конкурсах, публикации (статьи или тезисы). Виды исследовательских работ студентов применяемых мною на занятиях «Природа и экология родного края, «Экология». Реферат - творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Учебное исследование — работа, целью которой является приобретение студентам функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата. Проект — творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.).
Начинаю овладение технологией проведения исследований я с первого курса в ходе занятий по всем моим учебным дисциплинам, при изучении материала на первом этапе мы учимся устанавливать взаимосвязи между теорией изучаемой учебной дисциплиной и практикой, в ходе чего идет формирование исследовательских навыков и умений студентов. На своих учебных занятиях я вовлекаю каждого студента в научно-исследовательскую и проектную работу. Я рассматриваю проектно-исследовательскую деятельность как учебно-трудовую по характеру, что имеет важное значение для студента.
Основной и наиболее эффективной формой научно-исследовательской деятельности студента я считаю проект. Проекты, которые делают на моих учебных занятиях студенты, делятся на краткосрочные и долгосрочные, урочные и вне классно-урочные, групповые и индивидуальные.
Остановимся на краткосрочном групповом или индивидуальном проектах «Экологические проблемы рек Казачинско-Ленского района и пути их решения» по учебной дисциплине «Природа и экология родного края». Студенты для работы над проектом могут объединяться в группы до трех человек, могут работать самостоятельно. На первом этапе каждая группа собирает и анализирует теоретический материал по выбранной реке Казачинско-Ленского района Иркутской области, изучает природные и экологические особенности реки, и итогом первого полугодия становится промежуточный проект – теоретические основы по данной тематике, который студент или студенты оформляют в презентацию или реферат. На втором этапе студент или группа студентов делают практическую часть проекта, а именно идут на берег выбранной ими реки, изучают природные и экологические особенности именно выбранного участка, изучают загрязненность берегов реки, цвет и прозрачность воды, для включения материалов изучения в презентацию студенты фотографируют выбранную реку. Далее студенты работают над улучшением экологического состояния реки – организуют экологический десант и очищают реку и ее берега от загрязнений, в итоге делают фото очищенной реки и разрабатывают рекомендации по решению экологических проблем рек. Итоговая информация оформляется в презентацию - проект, который должен быть оформлен в таком порядке: Введение; Географическое положение, рельеф и геологическое строение, климат, растительный и животный мир и другая информация о реке; Изучение цвета (окраски) воды, прозрачности и запаха; Выводы о цвете, прозрачности и запахе воды в реке; Виды загрязнения берегов и самой реки: описание и фото; Анализ источников загрязнения реки; Пути решения экологических проблем; Мероприятия по охране и защите реки на районном уровне; Мероприятия по охране и защите реки на местном уровне; Выводы; Заключение.
В результате осуществления проекта «Экологические проблемы рек Казачинско-Ленского района и пути их решения» разработаны методические рекомендации к подготовке проекта, для студентов подготовлены теоретические тезисы о самом Казачинско-Ленском районе, реках, природе и экологии, также презентации о реках Казачинско-Ленского района, подобраны электронные и печатные материалы, прилагается большое количество фотографий, информация размещается на сайте техникума и социальных сетях. Всё это может быть использовано на уроках экологии, природы и экологии родного края, внеклассных мероприятиях, классных часах.
В ходе осуществления проекта создаются условия для развития общих компетенций: осуществления поиска информации, необходимой для эффективного выполнения задач; использование информационно – коммуникационных технологий; работа в команде, эффективное общение с одногрупниками, педагогами, организация собственной деятельности.
Подобные проекты способствуют формированию экологической культуры, мышления, ответственности, грамотности, освоению определенного объема знаний по экологии краеведческого характера и применению их в практической деятельности, развитию ценностных ориентаций обучающихся в области экологии.
Экологические знания студенты должны применять в своей профессиональной деятельности. Разработанные проекты актуальны и имеют практическую значимость, используются в учебной и внеурочной деятельности.
В этом году студенты первого курса профессий «Автомеханик» и «Парикмахер» приняли участие во Всероссийский комплексном турнире старшеклассников «Успех. RU» по экологии, конкурсная работа была сложная и предполагала от студентов наличие исследовательской компетенции, результаты будут подведены в конце мая на сайте: http://cabinet.sibindo.ru/index.php?project=13
В этом году мною, как преподавателем учебных дисциплин «Природа и экология родного края» и «Экология» были разработаны:
Рабочие программы:
- программа учебной дисциплины «Экология» по профессии 23.01.03 «Автомеханик»;
- программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» по профессии 23.01.03 «Автомеханик»;
- программа учебной дисциплины «Экология» по профессии 43.01.02 «Парикмахер»;
- программа учебной дисциплины «Природа и экология родного края» по профессии 43.01.02 «Парикмахер»
Контрольно-измерительные материалы:
- КИМ по учебной дисциплине «Экология» по профессии 23.01.03 «Автомеханик» 1 курс;
- КИМ по учебной дисциплине «Экология» по профессии 43.01.02 «Парикмахер» 1 курс;
Методическая продукция:
Собран учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам: «Природа и экология родного края» и «Экология» по разделам: Методический, куда входят подразделы – программно-методический и учебно-методический; Обучающий с подразделами теоретический, практический, справочники; Контролирующий.
В 2016 году мною была организована и проведена региональная дистанционная комплексная олимпиада на знание природы родного края «Я люблю и знаю Иркутск!» на сайте нашего техникума, в новостях размещены итоги: http://gbpou-umt.pe.hu/-------1-1.html; в данной олимпиаде приняли участие 31 студент из разных уголков Иркутской области, все участники и координаторы награждены дипломами и благодарственными письмами.
Для более глубокого осмысления и погружение в работу по организации научно-исследовательской деятельности студентов на занятиях экологии, я как преподаватель взяла для себя методическую тему по самообразованию: Организация проектно-исследовательской деятельности на занятиях «Природа и экологии родного края», «Экология» и во внеурочное время.
Определила цель и задачи: Создание условий для активизации проектно-исследовательской работы студентов на занятиях учебных дисциплин «Природа и экология родного края» и «Экология» и во внеурочное время.
1. Приобщение студентов к плановому ведению исследования; выведение их на реальный результат (написание научной работы, выступление на студенческой научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков студентов, повышение социального статуса знаний.
3. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у студента способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Срок реализации: 5 лет (2015 – 2020 учебные годы).
План работы по теме самообразования:
Разделы плана
Содержание деятельности
сроки
Формы представления результатов работ
Изучение учебной и научно-методической литературы по данной тематике
Чтение методических журналов по учебным дисциплинам, обзор в Интернете необходимой информации
2015 – 2016 г.г.
систематически
Подготовка методической базы
Участие в работе семинаров – практикумов по исследовательской деятельности
Методическая помощь педагогам в организации исследовательской деятельности студентов
2016 – 2018 по мере возможности
Справка, удостоверение, повышение уровня проф. мастерства
Разработка программно-методического обеспечения
Анализ литературных источников, подбор наиболее эффективных методов, форм и способов проектно-исследовательской деятельности
В течение срока реализации программы
Разработка конспектов занятий, подбор тем для исследования
Организация проектно-исследовательской деятельности студентов
Выполнение исследовательских проектов на занятиях и во внеурочной деятельности, составление презентаций и докладов к выступлениям
2016 – 2019 годы
Применение на занятиях, участие в конференциях, конкурсах разного уровня
Обобщение опыта по проектно-исследовательской деятельности на занятиях и во внеурочное время
Систематизация полученных результатов, анализ проделанной работы
2020 год
Выступление на МК по данной теме, защиты проектов студентами на СНО
Предполагаемый результат работы по теме самообразования:
Активизация познавательной деятельности с последующим повышением качества обученности студентов;
Подготовка и участие студентов в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня;
Формирование комплекта педагогических разработок занятий и внеклассных мероприятий и размещение на сайте;
Приобретение и трансляция опыта по проектно-исследовательской деятельности студентов на занятиях «Природа и экологии родного края», «Экология» и во внеурочное время.
Главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Модель системы работы по использованию исследовательской деятельности
студентов
на занятиях
экологии
и во внеурочное время.
При исследовательской деятельности возможна разная степень самостоятельности и сложности задачи исследования. Студенческое исследование, как и научное, сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, осуществлять мысленный эксперимент, строить план исследования, например при решении экспериментальных задач. В более сложных ситуациях студент сам формулирует проблему, выдвигает и обосновывает гипотезу и разрабатывает эксперимент для её проверки. Для этого студенты пользуются справочной и научной литературой, ресурсами Интернет. Таким образом, при исследовательской работе от студентов требуется максимум самостоятельности. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале студенты будут только тогда, когда преподаватель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. А для этого они должны видеть значимость своего исследования и его использование в жизни. При вовлечении студентов в исследовательскую деятельность они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое.
На уроках необходимо систематически предоставлять студентам возможность участвовать в такой работе, обучая их всем необходимым приёмам самостоятельного исследования.
Таким образом, исследовательскую деятельность студентов можно понимать, как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных студентам фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Студенты таким путём знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают навыками и умениями самостоятельной работы. Исследовательские умения – это система интеллектуальных, практических умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследования. Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, их обобщения и с целью приобретения студентами умений применять полученные знания.
При создании системы исследовательских знаний необходимо различать такие признаки ученического исследования:
Характер учебного материала (исследование теоретического вопроса или свойств веществ)
Метод проведения (теоретический анализ, эксперимент и т. д.
)
Объём и круг вопросов программ, используемых при этом (проведение исследования с привлечением знаний из одной темы или из различных разделов курса)
При выполнении заданий исследовательского характера студенты должны обладать общенаучными умениями, например умением наблюдать, сравнивать, проводить анализ, делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, так и специальными умениями: умением проводить химические расчёты, соотносить наблюдаемые факты с явлениями, происходящими с атомами, ионами, молекулами, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. д.
Для обучения студентов умениям исследовательской деятельности можно применять различные методические приёмы. При этом особое внимание необходимо обращать на выработку у студентов умений строить логическую цепочку рассуждений при выполнении заданий.
Для проведения исследования необходимо обладать теми или иными исследовательскими умениями. Необходимо научить ученика пользоваться ими в совокупности.
Согласно Ивановой Р. Г. можно выделить три группы исследовательских умений:
Первая группа умений характеризуется выполнением единичных операций исследования: 1) наблюдение; 2) сравнение фактов, свойств веществ и явлений; 3) нахождение причинно-следственных связей; 4) формулирование выводов на основе единичных операций исследования.
Вторая группа исследовательских умений характеризуется сочетанием различных умений первой группы и включает: 1) умение сформулировать цель работы; 2) умение выразить зависимость между фактами, явлениями в виде графика, схемы, таблицы; 3) умение высказать суждение, построить умозаключение, на основе ранее приобретённых знаний; 4) умение проектировать опыт для подтверждения высказанного суждения; 5) умение провести опыт и сформулировать вывод.
Третья группа исследовательских умений характеризуется комплексным использованием различных умений первой и второй групп и включает: 1) умение видеть проблему; 2) умение строить гипотезу; 3) умение составить план исследования; 4) умение найти способ экспериментального подтверждения гипотезы; 5) умение не только провести эксперимент, но и обработать его результаты, сформулировать вывод.
При выполнении одного и того же задания одни студенты преимущественно проявляют умения первой группы, другие – второй, а третьи способны вполне уверенно проводить самостоятельное исследование.
Кроме названных умений, готовность студентов к проведению исследования характеризуется ещё такими показателями:
Характером действий и выводов;
Степенью самостоятельности;
Привлечением большего или меньшего объёма опорных знаний.
Анализ исследовательских работ студентов, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций детей, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований.
Научный подход к процессу исследования в педагогической практике по словам Обухова А. позволяет реализовать целый ряд принципов: принцип естественности (проблема должна быть не искусственной, а реальной, интерес – настоящим и т. д.), принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задач исследования, так и его хода и его результатов), принцип самодеятельности и принцип культуросообразности.
Нельзя превращать исследовательскую работу в самоцель, она должна использоваться лишь ради совершенствования образовательного процесса, для улучшения усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации в учении, для успешного формирования общей культуры студента.
Список литературы.
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности студентов // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 2007
Давыденко Т.М., Тонков Е.В. Проектирование учебного занятия: Учебное пособие. – Белгород: Изд
.-
во
БелГУ
, 2002.
Ерастов Н.П. Культура умственного труда. М.: 2005
Загвязинский
В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 2006
Ивочкина
Т. ,
Ливерц
И. Организация научно – исследовательской деятельности студентов. – М.: Народное образование № 3, 2000
Кикоть
Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. – Калининград, 2002.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. М.: Изд-во
СамГПИ
, 2005. с.– 205
Краевский В.В., Хуторской А.В.
Предметное
и
общепредметное
в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 3.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность студентов.- М.: 2003. – 96с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. – М.: Политиздат, 1977. – 303 с.
Мазилов
В.А. Формирование творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности как приоритетная задача подготовки специалиста в педагогическом университете // Московский педагогический вестник, 2008. - № 3. С.58.
Научная концепция инновационной деятельности в образовании
/ П
од ред. В.И.
Слободчикова
. М.: ИРДО РАО.-2006.-43 с.
Полат
Е.С. Как рождается проект. – М.,2003. – 296с.
Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности студентов // Дополнительное образование. – 2001. – № 7-8.
Сластенин
В.А. Педагогика: Инновационная деятельность.
Сластенин
В.А.,
Подымова
Л.С. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 2006. – 306 с.
Усова А.В. Формирование учебно-познавательных умений у студентов в процессе изучения предметов естественного цикла: Пособие для студентов. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002.
Чечель
И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и студента в современной школе. М.: «ЮНИТИ». – 406 с.
Шумакова Н.Б. Исследование как основа обучения// Одаренные дети и современное образование. 2003. №5.