Организация совместной работы педагогов ДОУ и родителей по формированию музыкальной культуры дошкольников

Автор: Маркова Татьяна Валентиновна

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад №145 «Ромашка»

Т. В. Маркова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2016 г.

 Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен… Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?.. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей человека.

По утверждению учёных, специалистов в области исследования проблем музыкальности, понятие «неразвивающаяся способность» само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребёнка с самого рождения созданы необходимые условия, то это даёт значительный эффект в формировании его музыкальности, основ его музыкальной культуры.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте. Поэтому важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, так как именно дошкольный возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей.  Через приобщение к музыкальному искусству в ребёнке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

  В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но, в конечном счете, успех музыкального развития детей зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения, а также от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье. Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется её традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психологическом развитии ребенка и прежде всего на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения. Поэтому задача педагогов дошкольного учреждения – установить взаимодействие и организовать совместную работу для полноценного развития ребенка.

Основная проблема во взаимодействии с родителями – непонимание ими значимости музыкального образования детей.  Современные мамы и папы в силу своей занятости перекладывают ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, детский сад, школу. В связи с этим, необходимо ставить такие задачи, как сблизить детей со своими родителями, научить их взаимодействовать посредством музыки.  

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятие, понимание и оценка людьми других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.) и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребёнка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребёнка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.  Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС родители являются непосредственными участниками образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.

В связи с этим в своей работе с родителями я выделила основные цели и задачи взаимодействия:

1. Изучение семьи – её музыкально – индивидуальных возможностей и интересов, с целью обеспечения дифференцированного подхода в работе с семьей.

2. Повышение музыкальной культуры родителей.

3. Вовлечение родителей в музыкально-педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.

4. Совместное создание музыкальной предметно – развивающей среды в детском саду и дома.

Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

·     обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

·     развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная   деятельность);

·     способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

От того, насколько верно понимают в семье цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, насколько осознается сила эмоционального воздействия музыки на личность ребёнка, в значительной мере зависит процесс развития музыкальных способностей, формирования его музыкальной культуры. Поэтому необходима разъяснительная работа с родителями — проведение индивидуальных бесед и консультаций, а также приглашение родителей на открытые мероприятия и различные музыкальные праздники.

В моей практике наработаны различные формы взаимодействия с семьёй: консультации, беседы, совместное проведение праздников и развлечений. Все они дают определённый эффект. Однако этого недостаточно, поскольку мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребёнка в семье. Важно ещё обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку слушать предпочтительнее, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома.)

Поэтому для дальнейшей работы мною были выбраны следующие направления работы по вовлечению родителей в музыкально-образовательное пространство детского сада:

1.            Музыкальное просвещение родителей.

2.            Приобщение к совместной музыкальной деятельности.

С целью анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье, выявления уровня компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания, готовности родителей к сотрудничеству, проведения анализа особенностей музыкальных приоритетов в семье мною было проведено анкетирование родителей.  В опросе участвовало 53 человека.  Им было предложено ответить на ряд вопросов анкеты, разработанной мною.

Обработав результаты проведённого анкетирования, я сделала следующие выводы. К сожалению, музыкальная образованность наших родителей оставляет желать лучшего. Всего 24% родителей когда-то занимались музыкальными видами деятельности. Хотя 100% родителей не считают музыку пустой забавой, всё же в 31% случаев она не занимает в их жизни значительное место. Однако считают, что развивать музыкальные способности детей нужно как в детском саду, так и в семье - 92% родителей.

Приятно отметить, что на вопрос «Делится ли ваш ребёнок впечатлениями о музыкальном занятии в ДОУ?» большинство родителей дали положительные ответы: «да» или «почти всегда» - 75%.  38% детей любят устраивать для родителей домашние концерты, используя музыкальный материал, выученный в детском саду. 

Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе музыкального воспитания детей в семье недостаточно высок, и как результат этого – недостаточное создание условий для развития детей в музыкальной деятельности в большинстве семей (69%). Лишь в двух семьях практикуется посещение театров, концертов (4%), большинство же ограничивается слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями и произведениями (87%). Дети дома практически не знакомятся с классическими музыкальными произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления.

Мною отмечено, что в большинстве семей нет никакого целенаправленного музыкального обучения (79%). Родители редко поют или танцуют вместе с детьми, несмотря на то, что 39% родителей в разной степени владеют игрой на музыкальном инструменте. Следовательно, в остальных случаях в семьях недостаточно примера взрослых, который мог бы стимулировать развитие музыкальных способностей ребёнка.

Так же выяснилось, что родители почти не заботятся о создании музыкальной среды дома: только 5% детей имеют настоящий музыкальный инструмент (фортепиано, аккордеон), лишь в 33% семей имеется специально подобранная детская видео- и аудиотека, а у 17% детей не имеется ничего. Музыкальные игрушки, имеющиеся у большинства дошкольников (82%), способствуют лишь развитию общего интереса к музыкальной деятельности, но они не могут развивать их музыкальные способности. (Уточнение: музыкальными игрушками родители называют электронное фортепиано, микрофон, на котором воспроизводятся стандартные мелодии, и другие игрушки подобного типа, звучащие молоточки, игрушку-металлофон, на котором пластинки имеют не совсем точную высоту звучания).

Анализ ответов родителей показал, что у большинства из них есть желание сделать всё необходимое для музыкального развития своего ребёнка. Но для этого им необходима помощь педагогов: консультации (48%), практические занятия (30%), подбор литературы по этому вопросу (12%).  98% родителей готовы к сотрудничеству с детским садом!

Исходя из проведённого анализа анкет, я наметила новые формы и методы участия родителей в учебно-воспитательной работе нашего ДОУ с учетом их личных способностей и умений:

·               индивидуальные беседы и консультации,

·               дни открытых дверей,

·               анкетирование,

·               тематические родительские собрания,

·               слайдовые презентации,

·               информационный уголок для родителей «Советы музыкального руководителя»,

·               фоторепортажи,

·               выставки книг по художественно – эстетическому воспитанию,

·               музыкальные концерты,

·               совместные праздники родителей с детьми,

·               выставки музыкально – дидактических игр для родителей,

·               выставка совместных работ педагогов и воспитанников, родителей и детей,

·               музыкальный КВН,

·               конкурсы (на лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками, на лучшую частушку и др.).

На консультациях, в личных беседах, в доступной форме родители узнавали о том, какое значение имеет музыкальное искусство в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании детей. Каждое данное мероприятие требовало тщательной подготовки: определялось содержание выступления, формы работы с семьей, затем подбирались примеры из занятий, литературных источников, оформлялись наглядные пособия, разрабатывались рекомендации.  

Самой распространённой формой наглядной агитации являются информационные стенды. На них были представлены расписание музыкальных занятий, размещался перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а также музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях. Папки – передвижки более подробно познакомили родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, давали информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкального занятия в детском саду. Фоторепортажи на темы: «Моя музыкальная семья», «Музыкальная жизнь группы», «На празднике нашем мы поём и пляшем», «День защитника отечества» и др., особенно привлекали внимание пап и мам. Они сопровождались небольшими стихотворениями, краткой информацией. Организованные в ДОУ выставки совместных работ педагогов и воспитанников, родителей и детей с рисунками и рассказами: «Моя любимая мама», «Музыкальные инструменты», «Рисуем музыку», «Сказка в музыке», «Весна» познакомили с музыкально – художественным творчеством детей.  

Участие родителей в подготовке к районным конкурсам, выступления на творческих конкурсах, концерты учащихся музыкальной школы и музыкального училища, выступление артистов театров в ДОУ невозможно реализовать без участия родителей. И всё это способствовало духовно – нравственному и эстетическому становлению ребёнка.  

Групповые собрания – целесообразная и действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. В этом направлении работы было проведено нетрадиционное родительское собрание «Воспитывать любовь к музыке начинаем с колыбели» в форме беседы с элементами практикума. А также музыкальная викторина «Угадай мелодию».

Конкурс-выставка музыкальных инструментов, изготовленных родителями совместно с детьми «Надежды маленький оркестр», а также семейный «Конкурс частушек» был совместным творческим испытанием для детей и их родителей.

Я уверена, что традиционные праздники в детском саду станут эффективной формой общения детей со своими родителями, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми, и взрослыми. С этой целью нами проведены ряд таких праздников как: «День рождения ребёнка в детском саду», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Масленица», «Зимние колядки», «Встреча весны»). Родители в таких праздниках были полноправными участниками – от идеи до воплощения:

·        происходил обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

·        разучивались стихи, песни, танцы, проходила работа над ролью, придумывались сказки, истории;

·        подготавливались отдельные номера;

·        шились праздничные костюмы, подготавливались реквизиты;

·        оказывалась помощь в оформлении помещения;

·        оказывалась помощь в изготовлении сюрпризов и подарков.

Современная информационная технология всё плотнее входит в нашу жизнь, поэтому ДОУ, как носитель культуры знаний не может оставаться в стороне. Использование ИКТ технологий педагогами, повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ могут помочь музыкальному руководителю создать единое информационно – развивающее пространство. С этой целью были созданы слайдовые презентации о проведённых праздника и развлечениях в детском саду, о музыкальных занятиях. Темы презентаций: «Встречаем с папами 23 февраля», «Моя мама лучше всех!», праздник «Зимушка – зима».

Конечно, основные вопросы художественно-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи будут решаются, если педагоги учтут принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между воспитателями и музыкальным руководителем.

Практика показывает, что готовность воспитателя к музыкальному развитию детей в ДОУ проявляется во всех формах организации музыкальной деятельности. Чтобы достичь наилучшего результата, педагогу-воспитателю необходимо:

·        Знать программные требования по музыкальному воспитанию.

·        Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

·        Разучивать движения с отстающими детьми.

·        Углублять музыкальные впечатления детей путём прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

·        Развивать музыкальные умения и навыки детей в процессе музыкальных, хороводных игр.

·        Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (деревянные ложки, металлофон, бубен, и др.)

·        Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике.

·        Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

·        Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

·        Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и утренникам.

·        Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

·        Быть изобретательным, эмоциональным и артистичным.

Таким образом, если правильно и в системе «музыкальный руководитель – воспитатель – родитель» выстраивать работу по музыкальному воспитанию, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы. Доверительное, доброжелательное отношение друг к другу помогает взрослым понять мир ощущения детей. 

Итак, воспитание и развитие ребёнка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x