ОРКСЭ, модуль ОПК

Автор: гараева ирина юрьевна

Мысли о том, как расставить точки над «i»,

 или об Основах православной культуры замолвлю хоть слово.

 

          И.Ю. Гараева,                                          

                                                                                         учитель ОПК,

                                                                                         Пермская православная

                                                                                         классическая гимназия.

       

 

 Наболевший вопрос хочется поднять на страницах нашего сборника: выбор модуля в преподавании курса ОРКСЭ родителями четвероклассников.

Почему с такой опаской, настороженностью относятся к выбору модуля ОПК администрации школ, учителя, родители? Неужели мы, взрослые, несущие ответственность за воспитание юных россиян,  не осознаем, насколько стремительна жизнь с ее сомнительными идеалами? Неужели не пугает IT-мир, ведущий наступательные атаки на неокрепшую психику детей?

И нет, к несчастью, у нас возможности заниматься отдельно только светским образованием, а потом искать нишу для того, чтобы после заниматься духовно-нравственным  воспитанием. Надо ли говорить о катастрофическом падении нравов,  ранней сексуальной дозволенности, детской преступности, подростковом суициде, девальвации семейных ценностей?

Давно известно, что хаос в душе рождает хаос в семье. А хаос в семье – это хаос в стране. Ясно одно: всем нам, педагогам, родителям, религиозным организациям надо сплотить свои ряды, чтобы использовать те самые формы, методы, знания, чтобы воспитание велось эффективно и слаженно.

Профилактикой духовного возрождения, безусловно, будет возрождение традиций, семейного уклада, обращение к памяти народа. А память – одно из самых важных свойств бытия. Любого бытия: материального, человеческого, а тем более духовного. Память есть у воды, у стекла, у камней. Это научно доказано. Что же сказать о генной памяти? Памяти, заложенной внутри человека и передающейся из поколения в поколение? Не секрет, что с ее помощью мы накапливаем опыт, образуем традиции, строим семейный уклад, создаем общественные институты.

Память – уникальный творческий процесс. Она необыкновенно активна. Она овладевает умом и сердцем. Надо ли говорить, что у каждого из нас есть любимые уголки природы, дорогие имена, святыни, которые открывают память личную, а иногда и народную. А все, что открывается для нас, заповедно. Словоформа образована от слова ЗАПОВЕДЬ. А заповедь – это то, что хочется оберегать, почитать, хранить как источник красоты, истины, добра, веры, нравственности. Таким образом, только память противостоит уничтожающей силе хаоса. Вспомним потрясшую мировое сообщество акцию «Бессмертный полк». Благодаря ей прошедшее (ушедшие в мир иной фронтовики) проникает в настоящее.  А настоящее (сыновья и внуки, идущие с их портретами в руках) угадывается в будущем (правнуки, пока спящие в колясках). И вот она,  «Святая Русь, у внуков на руках». Так прошлое, настоящее и будущее соединились в одну ленту времени. Именно в этом заключается величайшее нравственное значение памяти. Вот о чем новый курс ОРКСЭ.

А вот если к тому, что храним в памяти, еще добавить оценку совершенного нами поступка, то возникает взаимодействие более глубокое, взаимодействие с нашей совестью. Вот об этом модуль ОПК. Не запомнил то, что сделано – нет оценки (плохо-хорошо, нравственно-безнравственно). А без оценки не включается совесть, следовательно, возникает хаос.

Попробовала увидеть совокупность тех проблем, которые возникают при выборе модуля ОПК. На одном из форумов, в чате далеком от религии, создала дискуссию на тему: Если вдруг завтра в учебном плане появится предмет ОПК, какой будет ваша реакция? За 6 часов в разговор включилось 429 человек. 21% находились в длительном общении, задавая вопросы, комментируя, высказывая свои ЗА и ПРОТИВ. Благодаря этой части респондентов прорисовался круг проблем, мешающих введению ОПК, модуля о нашей русской памяти, о людях, которые, находясь в особом состоянии духа и нравственности, служили Отечеству во имя и ради. Парадокс! Мы против того, чтобы наши дети ощущали себя русскими!

Первая проблема: справедливо ли в нашем многоконфессиональном государстве уделять внимание лишь одному модулю? Не возникнут ли межэтнические конфликты? О своей культуре и традициях в семье говорят и татары, и буряты, и евреи, и коми-пермяки. Но если живут они в стране, история которой тесно связана с православием, лежащим в основе многовековой культуры России, то, что плохого в том, что ребенок-мусульманин, иудей, буддист будет об этом знать? Почти десятилетний опыт преподавания показал: не возникло ни одной даже словесной перебранки, не говоря уж о межэтнических конфликтах.

Вторая проблема: нет понимания разницы между религоведческим и культурологическим аспектом преподавания данного модуля. Хотелось бы, чтобы эта таблица помогла разобраться.

 

Культурологическое образование

Религиозное образование

Передать смысл истории вероучения на языке культуры (музыка, живопись, архитектура, литература, кино) и нравственных аспектах становления личностей известных  людей

Привести к религиозной практике, выполнению обрядов, воцерковлению

Закон Божий и Библия

рассматриваются как доказательство исследовательской правоты

изучаются как тексты, доказывающие правоту Веры

свидетельства  о верованиях людей, которых создал Бог и чья жизнь строилась с опорой на Библию

исключительный религиозный авторитет для жизни

Реальность  - люди и созданные ими творения (произведения искусства)

 Реальность - БОГ

Речь о ЛЮДЯХ, верящих в Бога

Речь о БОГЕ и обращенная к БОГУ

Объяснить, делая понятной  логику нравственных идеалов, воплощенных в образах соотечественников, явивших образцы нравственного поведения

доказать, понуждая к согласию

Проблема третья: кто будет преподавать? Священники не рассматриваются в 90% случаев. Околоцерковным бабушкам не доверят. Остаются имеющиеся в наличии педагоги. А сумеет ли это сделать марьванна, получившая образование в советском вузе? Сможет, т.к. Пермская духовная семинария предлагает краткосрочную курсовую подготовку в объеме 108 часов, половина из которых практические занятия с использованием прогрессивных педагогических воспитательных технологий. А главное, Министерство образования и науки Пермского края оказало поддержку данному проекту.

Проблема четвертая: такие темы есть   в программах МХК, литературы, истории, искусства. Зачем эти темы поднимать еще и здесь? Занятия по ОПК ни в коем разе не должны дублировать предметы учебного плана. Его цель:  помочь разблокировать эмоциональную сферу ребенка. Каждое занятие обращено к его внутреннему миру, к его душе. Ведущей  задачей является воспитательная, педагог  подводит ученика к выводам нравственного характера: в прошлом это было так. Пойми, имеет ли оно отношение к твоему настоящему? А твое теперешнее состояние, будет ли оно тебе полезно в будущем?

Проблема пятая: при такой загруженности современного школьника, зачем ему еще 45 минут лишнего учебного времени? Мне понравился ответ одного отца: «Если этот урок на 45 минут вытащит моего ребенка из социальных сетей, а потом еще хотя бы полчаса заставит его размышлять о том, что такое хорошо, а что такое плохо – я сам приведу своего сына на урок к такому учителю».

Проблема шестая: Церковь отделена от государства, и школа является светским учебным заведением. О каком преподавании православной культуры идет речь? Верно, ни церковь, ни государство не вмешиваются во внутренние  дела друг друга. Церковь не решает вопросы политики, равно как и власть не решает религиозные вопросы. Но духовное и нравственное здоровье  юных граждан России – забота, пожалуй, общая. В этом одинаково заинтересованы и Русская православная церковь, и  Российская Федерация.

 

Я не права?

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x