Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОРКСЭ ☼ | Ратникова Ляна Анатольевна. Работа №233716

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ратникова Ляна Анатольевна
Тема урока "Гордость и гордыня"

Пояснительная записка
Технологическая карта урока по ОРКСЭ, модуль ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ, 4 класс
Учитель: Ратникова Ляна Анатольевна
Базовый учебник: М.Т. Студеникин, ОРКСЭ Основы светской этики учебник для 4 класса общеобразовательных организаций, изд. Русское слово, Москва, 2015 год
Тема: Гордость и гордыня (2 часа на изучение темы)
Тип урока: (1 ч.) Знакомство с новым материалом
Цель: формирование представлений о гордости и гордыне, создание условий для понимания значения понятий гордость и гордыня, скромность и тщеславие;
Задачи урока:
Образовательные:
- раскрыть нравственную сущностьпонятий гордости и гордыни;
-выделить черты сходства и отличия этих понятий;
-содействовать стремлению к самопознаниюи самовоспитанию;
Развивающие:
-способствовать развитию моральных качеств
-развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию моральных качеств: гордость и гордыня, скромность и тщеславие;
- воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними.
Планируемые результаты
Предметные:
знать, понимать и принимать обучающимися ценностей: гордость, самоуважение, чувство собственного достоинства, скромность, порядочность;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Метапредметные:
П. Формировать умение отбирать главное, обобщать, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Р. Формировать привычку моральной оценки поступков как своих, так и одноклассников с позиций доброжелательности и уважения к другому. Формировать умение определять успешность своего задания.
К. Умение слушать и понимать других. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, владеть диалогической формой речи. Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Личностные:
Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Межпредметные связи: Окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
Ресурсы урока: учебник Основы светской этики, М.Т. Студеникин с.70-74, оформленная доска к уроку, карточки с терминами, видеоролик Гордыня
Технологии и методы: деятельностный подход;
-моральных дилемм и дискуссий.
Формы работы: фронтальная, парная.
Критерии достижения: различие понятий ГОРДОСТЬ и ГОРДЫНЯ; доброжелательное и эмоционально-нравственное и отзывчивое понимание, и сопереживание чувствам других людей.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
Формируемые УУД
1 этап. Организационный момент
-Прозвенел у нас звонок, начинается... (урок!)
-Дети, я желаю вам сегодня на уроке получить массу положительных эмоций!
Положительный настрой на урок
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать
2 этап. Мобилизация
-У нас с вами урок Основы светской этики. Давайте вспомним золотое правило этики. СЛАЙД 2
- Помогает ли вам это правило в жизни?
-А как можно понять, знает ли человек такое правило применяет его в жизни? Да, по поступкам очень многое можно сказать о человеке.
-Сегодня у нас с вами очень интересная тема. А, чтобы определить какая, я вам предлагаю поработать со словами. Начнем работать в парах. (Одна пара работает у доски)
Прочитайте слова. СЛАЙД 3
трудолюбие, гордость, лень, милосердие, зависть, скупость, щедрость, благодарность, замкнутость, великодушие, злорадство, хамство, равнодушие, лживость, приветливость.
-Что можете сказать?
-Подумайте и скажите, что они характеризуют?
-Распределите слова из списка на две группы. Помните правила работы в парах.
-Посмотрите на доску, и экран. Сравните. Согласны? СЛАЙД 4
-Прочитайте слова из колонки Что хорошо?. Что плохо?.
-Какое слово прозвучало дважды?
-Куда отнесём это качество: Что хорошо? или Что плохо?
Относись к другим людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Дети высказывают свое мнение.
- По их поступкам.
-Моральные качества человека.
Трудолюбие Лень
Милосердие Равнодушие
Честность Лживость
Щедрость Скупость
Доброжелательность Злорадство
Великодушие Зависть
Порядочность Лесть
Благодарность Грубость
ГОРДОСТЬ ГОРДОСТЬ
Ответы детей.
-Гордость
Дети высказывают свои мнения, они разные.
Регулятивные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Личностные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
3 этап. Актуализация и целеполагание
На доске(экране) слово: ГОРДОСТЬ СЛАЙД 5
-Эпиграфом урока предлагаю такие слова немецкого писателя 19века: Если бы мы все обладали разумною гордостью, в мире не было бы столько мерзостей. И. Зёйме СЛАЙД 6
-Как вы понимаете эти слова?
-Ваши мнения разделились. Почему?
Как вы думаете, над какой проблемой нам
предстоит работать?
-Какая тема нашего урока? СЛАЙД 7
-Какие вопросы по этой теме вы зададите?
-На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
-А что нам нужно для того сделать?
Дети высказывают свое мнение.
Они оказываются разными.
Некоторые дети вообще не могут понять эту фразу.
-Мы не точно понимаем понятие гордость.
Гордость – это хорошо или плохо? Что значит, разумная гордость?
-ГОРДОСТЬ
- Что такое гордость? Какая бывает гордость? Бывает ли гордость хорошая или плохая?
Чем можно гордиться?
-Обратиться к разным источникам информации
Регулятивные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний.
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Личностные:
-принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
- уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
4 этап. Работа над новым материалом
-Как вы считаете, что такое гордость?
-Где мы можем узнать значение этого слова?
- Первый ряд, откройте толковые словари, найдите слово гордость и прочитайте значения.
- Второй ряд и третий, вам задание - в течение трёх минут внимательно прочитать текст в учебнике с. 70-72.
-Итак, что вы узнали? СЛАЙД 8
-Давайте, попробуем разобраться, что такое чувство собственного
достоинства и самоуважения.
Вывод: Чувство собственного достоинства, это когда человек знает не только свои права, которые может отстоять, но и обязанности, которые он выполняет. Человек с чувством собственного достоинства сам никогда не опустится до оскорблений, но и себя не позволит оскорбить или унизить.
-Это хорошо?
- Какое еще значение есть?
-Что это значит?
-Вывод: Чувство удовлетворения человек испытывает тогда, когда
преодолевает трудности.
-А теперь скажите, гордость- это хорошо или плохо?
-Давайте посмотрим короткометражный фильм.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=117&v=lFJS3KkFl0g
(ГОРДЫНЯ-название не говорю) СЛАЙД 9
- О ком этот фильм?
-Что с ней случилось?
-Почему так произошло?
-Какими качествами она гордилась?
-Это же тоже гордость?
-А это хорошо или плохо? Почему?
-Какое значение подходит к этому сюжету?
(Заслушиваем ответы)
-Ребята, каким качеством обладает девушка?
-Какой же бывает ГОРДОСТЬ?
- Какие понятия можно использовать в речи, говоря о гордости?
Ответы детей.
-В толковом словаре, в учебнике.
Самостоятельное прочтение
Выполняют задание по рядам
1р. Гордость- это чувство собственного достоинства, самоуважения.
2р.и3р. Заслушиваем ответы
-Самоуважение появляется тогда, когда человек обладает определёнными качествами, такими как: настойчивость, уверенность, трудолюбие.
-Хорошо!
1р. -Гордость-это чувство удовлетворения от чего-либо.
Заслушиваем ответы детей со 2 и 3 рядов.
Хорошо!
-О девушке
-Она осталась одна?
Мнения детей
-Умная, красивая и т.д.
-Да!
-Плохо!
1р.- Гордость-это высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
Отвечают дети 2и3 рядов. Гордыня, что является гордостью вне всякой меры,
ставшей, слишком преувеличенной
- Плохой и хорошей.
- Гордость и гордыня.
Познавательные:
- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные:
- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные:
-понимать текст на слух и при самостоятельном чтении
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную цель и задачу;
Личностные:
-развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
-организация сотрудничества, умения работать в группе.
5 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
-Давайте подведем итог.
-Чему учились?
-Что нового вы узнали? Какое слово добавим в нашей теме?
СЛАЙД 10
- С какими качествами связана гордость?
- С какими качествами связана гордыня?
- К чему может привести гордыня?
- Назовите примеры, чем, кем мы(вы) можем гордиться? СЛАЙД 11
- Продолжите фразу, обращаясь к однокласснику: Я горжусь…
Давайте вернемся к нашему эпиграфу. Теперь вы можете объяснить эти слова? Если бы мы все обладали разумною гордостью, в мире не было бы столько мерзостей. И. Зёйме СЛАЙД 12
- Полезна ли для вас информация, с которой вы сегодня работали на уроке?
- Благодарю вас за урок. Я горжусь вами, дети…(примеры учителя)
СЛАЙД 13
-Работать с информацией.
-Что такое гордость.
-Гордыня.
-Какая бывает гордость. Что такое гордыня.
- Самоуважение, достоинство, радость.
- Тщеславие, самодовольство, высокомерие…
-К одиночеству.
Дети приводят примеры.
Дети делятся своими мыслями.
- Ответы детей.
Личностные:
эмоционально-нравственная отзывчивость, гуманистические ценности, этические потребности
Регулятивные:
использование правил в контроле способа решения.
Домашнее задание
-На следующем уроке мы продолжим говорить по данной теме, а дома я вас порошу выполнить задание на выбор:
1.Вместе с родителями порассуждать на тему: Наша гордость.
3. Составить синквейн "Гордость"
Приложение 1.
Карточки со словами: трудолюбие, гордость, лень, милосердие, зависть, скупость, щедрость, благодарность, замкнутость, великодушие, злорадство, хамство, равнодушие, лживость, приветливость.
Доска: ГОРДОСТЬ
Если бы мы все обладали разумною гордостью, в мире не было бы столько мерзостей. И. Зёйме
Короткометражный фильм:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=117&v=lFJS3KkFl0g
1
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×