Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Осень в лирике Гете и А. С. Пушкина | Королева Дина Григорьевна. Работа №306018

Дата публикации:
Автор:
Описание:

                     Символика времени года – одна из  наиболее  общих  и многообразных в смысловом отношении.  Связанная с философией природы, идеей цикличности, символикой крестьянского труда,  она является удобным языком для выражения самых общих метафизических  понятий.  Одновременно  она легко  втягивает  в  себя антитезы «естественной» деревенской и "искусственной" городской жизни и многие другие,  являясь,  по  сути  дела,  одним из универсальных культурных кодов.                                     

ОСЕНЬ В ЛИРИКЕ ГЕТЕ И А.С. ПУШКИНА
Символика времени года – одна из наиболее общих и многообразных в смысловом отношении. Связанная с философией природы, идеей цикличности, символикой крестьянского труда, она является удобным языком для выражения самых общих метафизических понятий. Одновременно она легко втягивает в себя антитезы естественной деревенской и "искусственной" городской жизни и многие другие, являясь, по сути дела, одним из универсальных культурных кодов.
У каждого человека есть любимое время года. Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является богатым источником впечатлений, чувств и вдохновения.
Любимым временем года для Александра Сергеевича Пушкина была осень. Именно этой поре года мы должны быть благодарны за многие произведения поэта, вошедшие в сокровищницу мировой литературы.
Осень — самая противоречивая пора. Это очень точно отражено в строке А. С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, низкими серыми тучами, промозглой сыростью и ветром. Но никакое другое время года не может сравниться с яркими торжественными красками очаровательной золотой осени:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Ветра шум и свежее дыханье приносят сердцу поэта весть, что природа начинает готовиться к долгому зимнему сну. Однако кого могут испугать отдаленные седой зимы угрозы, если все великолепие природы раскрывается перед нашими глазами?! С уходом лета мы начинаем ценить и редкий солнца луч, и остывающее тепло дня. Прохлада вечеров, а вслед за ними и первые морозы лучше всяких слов убеждают ценить каждую секунду все укорачивающихся дней.
Осень – пора раздумий и философских исканий, что и привлекало Пушкина. Доказательством этому служит его стихотворение Осень. Стихотворение Пушкина, написанное им в 1833 г. занимает значительное место в литературных поисках поэта в начале 1830-х гг. Лейтмотив пушкинских художественных исканий в этот период был связан со стремлением преодолеть разрыв между поэзией и прозой и отыскать словесные адекваты для искусства "жизни действительной". Путь этот в творчестве Пушкина не был самым простым и кратким, но именно он оказался той магистралью, по которой пошла русская литература. Казалось, что более естественной была бы прямая дорога от поэзии к прозе; такой путь подсказывался европейской литературой и мог опереться на достаточно обширные национальные традиции в русской литературе XVIII в. Однако Пушкин избрал другую дорогу. На пути от поэзии к прозе он прошел через промежуточный этап поэтической прозы и прозаической поэзии.
В основе "Осени" Пушкина заложено кардинальное противоречие. С одной стороны, стихотворение вводит читателя в атмосферу непосредственного дружеского авторского признания, свободного от искусственных штампов жанра. Эта атмосфера создается и интимностью интонации, и тем, что поэт раскрывает творческие секреты своего труда, и доверительным тоном текста. В противоречии с таким тоном оказывается, однако, обдуманная серьезность и глубина авторских характеристик.
Таким образом, философская декларативность и принципиальная необязательность дружеской болтовни образуют у Пушкина органическое художественное единство, текст с противоречивой лексической структурой, парадоксальной сменой небрежных интонаций торжественными и интимных декларативными.
Рассмотрим отношение к осени великого немецкого писателя Гете.
Глубокая приверженность природе органически присуща как Гёте-человеку, так и Гёте-творцу. Вместе с Гёте в литературу входит частица естества. Его поэзия впервые придает немецкой поэзии, да и поэзии вообще, подлинную естественность, то есть освобождает ее от всего неестественного и наполняет подлинным духом природы.
Совсем не случайно в Гёте соединились поэт и живописец. И если этому живописцу, пусть и значительному, так и не дано в своей области приблизиться к высотам, достичь которых он стремится, упорно возобновляя свои попытки, то в поэзии он сотрудничает с поэтом, созидая вместе с ним. С волшебной силой умеет Гёте перенести нас в мир природы, туда, где все чарует его глаза и душу. Он наделен уникальным даром передавать увиденное как пережитое. (Речь, произнесенная на торжественной встрече по случаю столетия со дня смерти Гёте в его родном городе Франкфурте-на-Майне 22 марта 1932 года)
Литературные вкусы и собственные первые опыты Гете формировались под влиянием господствовавшей в Лейпциге со времен Готшеда ориентации на французскую поэзию и театр. Его ранние стихи написаны в традициях поэзии рококо. В шаловливо-кокетливом, шутливом тоне они воспевают радости чувственной любви, автор в них использует типичные для рококо малые формы. Но нередко сквозь устоявшиеся формулы и привычные штампы прорывается подлинное чувство и индивидуально-поэтическое видение мира. Именно поэтому в ранней лирике Гете мало упоминаний такой поры года как осень.
Символика времени года – одна из наиболее общих и многообразных в смысловом отношении. Связанная с философией природы, идеей цикличности, символикой крестьянского труда, она является удобным языком для выражения самых общих метафизических понятий. Одновременно она легко втягивает в себя антитезы естественной деревенской и "искусственной" городской жизни и многие другие, являясь, по сути дела, одним из универсальных культурных кодов.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×