Статья «Основные принципы развития фортепианной техники начинающего пианиста». Автор: Воробьева Инна Константиновна

Автор: Воробьева Инна Константиновна
Конспект открытого урого с учащимся подготовительного класса фортепианного отделения ДМШ


Автор: Воробьева Инна Константиновна

Открытый урок Воробьевой И.К.

преподавателя отделения фортепиано

МБУ ДО «ДМШ №3 им. Н.К. Гусельникова».

Тема: «Основные принципы развития фортепианной техники начинающего пианиста».

Класс: ученица подготовительного класса Вершинина Виктория 6 лет

Форма урока: Индивидуальная

Тип урока: урок - закрепление технических приемов и навыков.

Цели и задачи.

Цели:

о

своение

и дальнейшее развитие основных технических навыков и приемов

звукоизвлечения

в работе над упражнениями, гаммами и музыкальными произведениями.

р

азвитие

эстетического вкуса и общей культуры учащегося;

приобретение

широкого музыкального кругозора;

формирование

навыков самостоятельной работы.

 

Задачи урока:

Образовательные

овладение

техникой

игры на инструменте;

наработка

комплекса важных практиче

ских навыков игры на фортепиано

(работа с динамическими оттенками,

освоение основных приемов

звукоизвлечения

:

non

legato

,

legato

,

staccato

)

.

Развивающие

активация

слухового контроля и

художественн

ого воображения

;

развитие

самостоятельности мышления и творческой инициативы;

разв

итие

артистических способностей.

Воспитывающие

воспитание

культуры исполнения;

в

оспитание

чуткого отношения к исполняемой музыке;

воспитание

усидчивости,

трудолюбия

,

терпения и настойчивости для преодоления

 

технических трудностей.

 

Методы обучения:

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

словесный

(объяснение, беседа, рассказ);

наглядно

-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических

приемов, наблюдение);

эмоциональный

(подбор ассоциаций, образных сравнений);

практические

методы обучения (работа на инструменте над

упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).

 

Оборудование: фортепиано.

 

План урока.

I Организационный этап (3 мин.)

приветствие

;

сообщение

темы урока, его цели и задачи.

II Основная часть (38, 5 мин.)

Пальчиковая гимнастика

.

Упражнения

;

Работа

над гаммами;

Работа

над произведениями

(проверка домашнего задания)

;

Домашнее задание.

III Заключительная часть (1 мин.)

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока).

 

Ход урока.

I этап.

Приветствие присутствующих на уроке преподавателей и родителей. Обращение к учащемуся. Сообщение темы урока, поставленных целей и задач.

II этап.

1. Упражнения. Пальчиковая гимнастика.

Основная цель технического развития — обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. Е. М. Тимакин

К числу главных недостатков в техническом развитии пианиста можно отнести — зажатость, скованность аппарата, возникающие от разных причин: неправильной посадки, плохой постановке рук, приспособляемости к клавиатуре, в искусственности игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами.

Изучение различных технических упражнений, развивающих беглость, ловкость, самостоятельность пальцев с начинающими необходимо совмещать с освоением образной палитры, формирующих у учащихся азы художественной культуры, диапазон эмоциональных впечатлений. Используемые упражнения должны иметь образные названия и подтекстовки.

Для хорошей работы за инструментом необходима правильная посадка. У пианиста при правильной посадке есть три точки опоры: ноги, стул и подушечки пальцев. Ученица садится за инструмент: спина прямая, свободные и расслабленные плечи, ноги стоят на специальной подставке.

Выработан комплекс упражнений для подготовки пианистического аппарата, постановка рук, освобождения рук от зажимов, ощущения цепкости и силы в кончиках пальцев, гибкость кистевых движений.

Упражнения:

«Колечки» - кончики 2,3,4,5 пальцев поочередно нажимают на кончик первого пальца, визуально изображая колечко, важно, чтобы колечко было правильной формы, на 2,3,4,5 пальцах должны быть видны 3 точки сгиба. В упражнении используется подтекстовка;

«Лягушка» - используя подтекстовку, пальцы по-очереди шагают, выработка самостоятельности и активности пальцев;

«Замочки» - пальцы правой и левой руки цепляются друг за друга и тянут в противоположные стороны.

«Мячик» - сформировать правильное положение кисти руки, используя теннисный мячик, упражнение предназначено для постановки руки, умения собирать пальцы;

Упражнения на освобождение пианистического аппарата:

«Художник» - плавные движения кистью руки вверх и вниз;

«Шалтай-болтай» - ученик поднимает руки вверх и, делая наклон вперед, резко опускает их вниз полностью освобождая, далее ждет когда расслабленные руки сами остановятся. Упражнение на освобождение пианистического аппарата.

«Пропеллер» - раскручиваем правую и левую руки как пропеллер вперед и назад.

Упражнения для подготовке к игре гамм.

«Добрый гном» - упражнение на постановку руки из сборника О.Геталовой «В музыку с радостью», активация работы всех пальцев, слитное и синхронное звучание 2-4 и 1-5 пальцев. Формируется правильный свод и положение руки на инструменте.

«Капельки» - третий палец опирается на черную клавишу, затем первый палец поочередно нажимает соседние белые клавиши с правой и левой стороны от черной. Данное упражнение подготавливает учащегося к работе над гаммами, важно ловкое и быстрое подкладывание первого пальца.

Ш. Ганон Упражнение №1.

Шарль Луи Ганонфранцузский пианист, органист, известный музыкальный педагог разработал 60 упражнений для развития техники. Это упражнение поможет развить беглость пальцев и научиться одновременно играть двумя руками.

Задача: применение объединяющего горизонтального движения кистью руки, избавление от тряски, координированное и синхронное звучание правой и левой руки.

 

2.Работа над гаммами.

До мажор.

Общеизвестно, что обязательным и необходимым условием развития технической базы учащегося юного музыканта является работа над гаммами и различными упражнениями. В работе над гаммами развивается ловкость, чуткость, активность и самостоятельность пальцев, а также координация рук и определенные аппликатурные привычки, которые обязательно понадобятся для игры различных произведений.

До мажор играется отдельно руками в прямом движении, в расходящемся двумя. Для разнообразия работы над гаммой мы фантазируем, придумываем сюжет, ставим артикуляционные задачи, используем различные приемы в игре гамм: игра на нон легато, легато и стаккато, на форте (ассоциация: ходит большой мишка но на носочках, звук глубокий, но не резкий).

Позиционная игра 3-4 звука с незаметным, аккуратным и ловким подкладыванием 1-го пальца, не шлепая им, представляем голову черепашки. В работе над гаммами ставятся не только технические задачи, но и художественные, эти задачи необходимо решать с помощью звукового контроля, активная работа слуха.

Хроматическую гамму играем с группировкой по 6 звуков, следя за аппликатурной точностью.

3.Работа над произведениями.

Этюд-упражнение О.Геталова.

Проверка домашнего задания.

Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для тренировки пальцев и усовершенствования техники исполнителя. В музыке играет роль упражнения.

Задача Выработка умения добиваться темповой устойчивости, ритмической и динамической четкости и ровности, артикуляционной ясности исполнения при помощи метронома. Услышать ритмическую пульсацию простукивая на столе или крышке фортепиано. Использовать точную и удобную аппликатуру.

 

«Полька» К.Лоншан-Друшкевичова.

Проверка домашнего задания.

Полька – веселый и зажигательный танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине 19 века. Полька – это парный танец. Музыкальный размер 2/4, темп быстрый. Эта бодрая и радостная пляска стала неотъемлемой частью любого торжества: народного, светского, официального.

Задача - озорной веселый характер пьесы подчеркивается выбором правильного штриха. Отработка штриха - стаккато, отрывистое и легкое взятие звука. Выработка устойчивой ритмической пульсации, ощущение сильной и слабых долей. Активация ассоциативного мышления. Прием стаккато напоминает прыжки и то, что это радостный, активный танец. Пьесу необходимо играть не по одному звуку, а стараться объединять звуки, выстраивая длинные фразы – как «бусы».

 

«Осенняя песенка».

Проверка домашнего задания.

Произведение представляет собой пьесу кантиленного характера.

Для техники особое значение имеет фразировка мелодии. Устанавливая естественную фразировку мелодического голоса, ученику будет легко найти правильные кистевые движения, объединяющие различные сочетания звуков.

Задача - Работа над интонационной выразительностью мелодических линий и фразировкой, развитие гибких и пластичных движений в пьесе. Изучение исполнительской терминологии: обозначение темпа и динамики, термины обозначающие характер произведения, выработка эмоционального отклика на музыку.

4.Домашнее задание.

Все упражнения и произведения выполнять гибкой кистью, цепкими пальцами.

Упражнение «Добрый гном» контролировать слитность звучания, играть «от плеча».

Упражнение «Капельки» - следить за ловким подкладыванием первого пальца.

Гамму До мажор поучить приемом позиционной игры. Следить за активным и аккуратным подкладыванием первого пальца.

Упражнение №1 Ш. Ганон выработка удобных кистевых движений, устойчивой ритмической пульсации, ощущения сильной и слабых долей.

Этюд-упражнение - выработать ровное и активное звучание при помощи метронома и прибавить темп. Работать на столе или крышке фортепиано.

«Полька» - Выработка устойчивой ритмической пульсации. Динамическое разнообразие.

«Осенняя песенка» - отработать плавные переносы мелодической линии из руки в руку, точно соблюдать динамические оттенки.

Организация самостоятельной работы ученика (содержание, цель, методика)

Использование и применение правильных приемов, показанных на уроке, в самостоятельной работе над произведениями упражнениями и гаммами.

Цели:

1)  попадание на нужные точки клавиш, чтобы игра была чистая;

2)  умение играть необходимым звуком, техническим прикосновением;

3)  умение извлечь звук в нужное время;

4) удобная, правильная аппликатура;

5)  штриховая точность – чередование legato, staccato;

6)  активность и быстрота мышления.

 

Вопросы и задания.
Какое задание для тебя было самым трудным?
Что было самым интересным на уроке?

 

III этап.

Подведение итогов.

Только обеспечив правильную постановку начального этапа обучения, педагог сможет успешно продолжать работу над дальнейшим развитием технических возможностей, музыкального кругозора ученика, над звуковым разнообразием, и другими качествами, необходимыми пианисту.

Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста.

Сегодня в процессе работы на уроке мы пришли к выводу, что пианистический аппарат и технические навыки учащегося следует развивать, соблюдая следующие принципы:

У

правл

яемость техническим процессом;

П

ластичность и гибкость;

В

заимодействие и с

вязь всех участков аппарата;

Э

кономно

сть и целесообразность движений;

П

ространственная точность

 

– попадание на нужные точки клавиш, чтобы игра была чистая;

Р

итмическая точность

 

 

умение извлечь звук в нужное время;

А

ппликатурная точность

 

 

удачная, правильная аппликатура;

Ш

триховая точность –

 

чередование

legato

,

staccato

;

Б

ыстрота мышления, беглость

 

– полезно учить звеньями;

К

ачество звукового результата -

у

мение играть необходимым звуком

техническим прикосновением

.

 

Самоанализ.

По результатам урока учащаяся показала успешный уровень усвоения музыкального материала, развития технических умений и навыков, музыкальных способностей (воображения, образного мышления, слухового контроля, метроритмической основы восприятия), эмоциональной активности, отзывчивости, диалоге учитель-ученик и наоборот. Цель нашего занятия достигнута, со многими задачами, поставленными на уроке учащаяся успешно справилась.

 

Методическая литература.

Лещинская  И.М.

 

Ежедневные  упражнения

  юного  пианиста.  М.: 

Издательство  «

Кифара»,  1994.  —  46  с.

Либерман

  Е.Я.

 

Работа  над

  техникой.  М.: 

Издательский  дом

  «Классика  21»,  2007.  —  148  с.

Милич

Б.Е. 

Воспитание 

ученика

пианиста

.  М.: 

Издательство  «Кифара»,  2002  —  182  с.

Нейгауз  Г.Г.

 

Об  искусстве

  фортепианной  игры.  М.: 

Издательст

во  «

Музыка»,  1988. 

—  238

  с

Шмидт-

Шкловская  А.А.

 

О  воспитании

  пианистических  навыков.  М.: 

Издательский  дом  «Классика  21»,  2009.  —  84  с.

Артоболевская А.: «Первая встреча с музыкой»,

Геталова

О.,

Визная

И. «В музыку с радостью»,

Санкт-Петербург «Композитор» 2004

 

Интернет-ресурсы

Мобильное приложение метроном.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x