Основные задачи развития речи детей

Автор: Асьянова Елена Петровна

Становление речевого общения ребёнка со взрослыми начинается с эмоционального общения. Оно  является стержнем ,основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребёнка в подготовительный период развития речи на первом году жизни. Ребёнок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним, на звуки, произнесённые взрослым. Он как бы заряжается эмоциональным состоянием взрослого,его улыбкой, смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение,а не речевое, но в нём закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

К трём годам словарь ребёнка возрастает до 1000 и более слов.В состав словаря входят все части речи ( существительные, глаголы, прилагательные,местоимения, числительные, наречия), служебные слова ( предлоги, союзы, частицы), междометия.

Нередко к началу четвёртого года жизни усваиваются и все звуки родного языка, включая р,л,ш,ч,т,щ,ц.

В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей,развития их мышления,восприятия,наблюдательности. Чтобы хорошо,связно рассказывать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа ( предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Малыш может не уметь ещё чисто произносить все звуки, не владеть большим объёмом словаря, но работа по развитию речи уже должна начинаться.

В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово- основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с ним познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребёнком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

При восприятии и понимании речи осознаётся прежде всего то смысловое содержание,которое она передаёт. При выражении мысли в речи,при сообщении её собеседнику также осознаётся смысловое содержание, а осознание того, как устроена речь,какими словами высказывается мысль, не является обязательным. Ребёнок и не способен к этому осознанию очень, долго, он даже не знает, что говорит словами.

При ознакомлении детей со словесным составом предложения, со звуковым составом слова, воспитатель раскрывает перед ними общие свойства человеческой речи как процесса- дискретность, отдельность составляющих её единиц ( человеческая речь так и называется- "членораздельная речь" и линейность, последовательность этих единиц).

Говоря об осознании речи ребёнком, вычислении им в ней языковых единиц, следует подчеркнуть, что оно имеет не только смысл непосредственной подготовки к обучению грамоте и формирования тех элементарных знаний и представлений о речи, которые помогут усваивать курс родного языка в школе. Осознание речи, происходящее при подготовке к обучению грамоте,имеет очень большое значение и для общего речевого развития.

В старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни человека, первый его университет. Но в отличии от студента настоящего университета ребёнок учится сразу на всех факультетах.Он постигает (конечно,в доступных ему пределах) тайны живой природы и природы не живой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный курс ораторского искусства, научаясь излагать свои мысли логично, выразительно. Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умение не только эмоционально воспринимать произведения художественной литературы, сопереживать его героям,но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому что научается не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов- предложение.  Всё это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего развития личности ребёнка.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x