Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Основные направления проектирования образовательной среды ДОУ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Апсаликова Юлия Геннадьевна

Основные направления проектирования образовательной среды ДОУ

      Меняется мир – меняются и дети.  Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного.

Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!

Современное российское образование – это непрерывная система последовательных ступеней обучения, и дошкольное учреждение является первой ступенью.

Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л. Новоселова).

Значение окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение со взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.

        Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС  строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, художественно-творческую, двигательную деятельность детей.

        Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния  предметно – пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.

   Именно поэтому оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Ребенок находится здесь весь день и окружающая обстановка радует его, способствует пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

Модель оформления групп базируется на двух простых идеях:

детский сад – второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и комфортно;

для полноценного и разностороннего развития детей, развития их творческих способностей, необходима специально организованная среда для игр, отдыха, занятий.

        Особенное влияние предметно-развивающая среда оказывает на развитие игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Уже на ранних возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Актуальность проекта:

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано с введением нового ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).

Объект: предметно-развивающая среда групп.

Предмет: игровая деятельность ребенка младшего  дошкольного возраста.

Условия: ДОУ

Участники проекта: педагоги, родители.

Вид проекта: педагогический.

Тип проекта: долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2-3 года (в зависимости от оснащенности ДОУ).

Объективные предпосылки возникновения и разработки проекта  опираются на следующие противоречия:

между внутренней способностью личности к самоактуализации, необходимостью проживания каждого этапа детства и «формирующим» воздействием современной системы образования как части  предметно – пространственной среды;

между психолого-педагогическим потенциалом современного дошкольного учреждения как среды личностного развития ребенка и преобладающей на практике «когнитивной» ориентацией его образовательного процесса.

между требованиями государства и общества к личности как носителю культурных ценностей и тем, как этот социальный заказ осуществляется в условиях современной системы образования;

         Обоснование актуальности выбора темы и сформулированные противоречия позволили нам определить основную проблему проекта: пути, условия и содержание создания предметно-развивающей среды развития ребенка в совершенствовании качества образования в конкретных условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, все большее значение приобретает проблема закономерностей и особенностей влияния  предметно-пространственной среды на растущего ребенка в современном, быстроменяющемся мире. Эта тенденция обусловлена осознанием значимости средового фактора для развития личности ребенка.

        Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда  является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве. Открытая (постоянно изменяющаяся) система «предметно-пространственная среда» находится в состоянии особой динамики и требует дополнения имеющихся ее моделей в соответствии с современными тенденциями изменений в педагогическом процессе.

Цель заключается  в разработке модели  проектирования предметно-пространственной среды развития ребенка в логике повышения качества образовательного процесса  в дошкольном образовательном учреждении.

     Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

Проанализировать нормативно-правовые основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ, а также  теоретические исследования и практический опыт по данному по вопросу; разработка соответствующей нормативно-правовой базы.

Разработать модель предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

Апробировать и внедрять новое содержание образования, современные и инновационные педагогические технологии. Проводить корректировку модели  предметно-пространственной среды в соответствии с инновационными технологиями.

Разработать рекомендации, направленные на построение игровой предметно – развивающей среды групп ДОУ.

Формировать предметно-развивающую среду в соответствии с современными требованиями.

Для реализации проекта определены следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы;

анализ федеральных, региональных, местных директивных документов по дошкольному образованию;

научно-педагогическое моделирование;

метод индивидуального и коллективного творчества;

использование планов-схем;

мониторинг цен на оборудование и пособия и составление сметы.

Для оценки результативности реализации проекта:

анкетирование;

наблюдение;

тестирование;

самоаудит;

творческий отчет.

Гипотеза: Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.

Оригинальность данного проекта определяется тем, что предлагаемое расположение и наполнение игровых зон позволит добиться широкого взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, математикой и родной культурой, экологией, игрой и трудом. Заключается в разработке и создании оригинальной современной предметно-развивающей среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентно способным на рынке образовательных услуг.

Новизна заключается в создании условия для реализации образовательных возможностей современных  детей и запросов родителей  посредством  проектирования образовательной среды.

Практическая значимость заключается в определении стратегии и тактики построения игровой развивающей предметной среды групп  дошкольного возраста ДОУ. Предлагаемая нами организация предметно-развивающей среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности в соответствии с ФГОС.

Этапы реализации проекта:

I этап – организационный изучение психолого-педагогического аспекта проблемы. Разработка основных теоретических положений, изучение состояние и тенденции развития образовательного пространства в системе дошкольных учреждений города.

Определена  концептуальная модель предметно-пространственной среды – детского сада как образовательного пространства развития личности ребенка в контексте личностно-ориентированного подхода. 

Пути реализации: 1. Изучение нормативно-правовой основы принципов построения предметно-развивающей среды ДОУ  в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.

2. Изучение проблем и постановка цели проекта, определение задач, составление план – схемы модели предметно-развивающей среды групп, других помещений ДОУ и территории.

3. Изучение санитарно-технических норм и требований.

4. Составление плана и схемы проекта.

5. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ».

6. Обсуждение возможных компонентов среды будущего проекта.

7. Разработка дизайн-проекта оформления помещения группы как единого пространства, разработка эскизов оформления помещения.

8. Планирование работы на следующий год по проекту с внесением корректив.

9. Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ»

II этап –  реализация проекта внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

Пути реализации:

Изучение опыта работы по модернизации предметно-развивающей среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.

Методическое сопровождение внедрение модели предметно-развивающей среды в ДОУ и основные принципы ее организации.

Модернизация среды групп ДОУ.

Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.

Сотрудничество с родителями.

Планирование работы по проекту с внесением коррективов.

Анализ и контроль деятельности.

Сбор, накопление материала.

 Оформление альбома «Предметно-пространственная среда развития ребенка в условиях ДОУ», оформление рекламных буклетов.

Пополнение предметно-развивающей среды по всем центрам группы, с учетом предъявляемых требований.

Анкетирование педагогов и родителей.

Внедрение в работу отдельных компонентов предметно-пространственной среды как стимульного средства воспитания положительных качеств личности: «Панорама добрых дел», «Звездочки успеха», «Мое настроение».

Проведение комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и ДОУ («Альбом выходного дня», «Семейный альбом», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»).

Оформление участка.

Систематизация и упорядочение накопленного материала; рациональное размещение оборудования в условиях группы.

Разработка и защита мини-проектов  групп «Предметно-пространственная среда группы в условиях ДОУ». Изготовление фотоколлажа «Было – стало» по предметно-развивающей среде в группе.

III этап – завершающий

Провести анализ и обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям.

Пути реализации:  Завершение создания предметно-развивающей среды в группе, отвечающей современным требованиям;

Проведение конкурса детских работ на тему «Моя особенная группа».

Оформление материалов по дизайн-проекту.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Презентация проекта.

Методическое пособие «Проектирование предметно-пространственной среды развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении как условие совершенствования педагогического процесса»

Ожидаемые результаты нашей работы:

Мы планируем оснастить территории групп новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное.

Организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития.

Целостность педагогического процесса и создание пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка;

свободное ориентирование в пространстве и времени, легкая адаптация воспитанников к последующей школьной жизни.

Результаты инновационной деятельности коллектива по обеспечению предметно-пространственной среды отражать в публикациях региональных и российских СМИ.

Понимая всю важность этой проблемы, мы прогнозируем и риски:

Подготовленность и компетенция  педагогов в вопросе создания предметно-развивающей среды.

Способность педагогов поддерживать предметно-развивающую

Отсутствия заинтересованности родителей по организации ПРС.

Недостаточный капитал вложения в организацию ПРС.

 

Заместитель заведующего по ВМР МАДОУ  детский сад № 257

 

Апсаликова Юлия Геннадьевна

Пожалуйста, подождите.
x
×