Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Данченко Ольга Сергеевна

В народной художественной практике постижение народных традиций начиналось с колыбели. Ребенок с рождения впитывал в себя музыкальный язык, язык пластики движений, с развитием знакомился с музыкальными играми, обрядами, так как воспитывался в родной народно-культурной сфере, где из поколения в поколение хранились и передавались творческие приемы. Таким образом, общество развивалось по принципу накапливания духовных ценностей.

Народная песня играла одну из самых важных ролей в повседневной  жизни человека, как в труде, так и в отдыхе. Ведь песня это не только развлечение, это умение владеть своим голосом, дыханием, движением рук и корпуса. Пение положительно влияет на здоровье человека, так, известно, что у поющих людей лучше развита сердечная мышца, во время пения колебанием голосовых связок и звуковых волн осуществляется массаж всего организма.  Снимает подавленное душевное состояние, а в поющем творческом коллективе способствует сплочению людей.

В последнее время серьезно обострилась ситуация приобщения детей к народному музыкальному фольклору. Развитие данного жанра осуществляется с помощью изучения народного творчества и этнографии в целом, а позднее и местной традиции своего региона в условиях, как дополнительного образования детей, так и в творческом коллективе.

Каждый педагог, руководитель творческого коллектива, занимающийся внедрением народного творчества и этнографии в  систему дополнительного образования должен помнить, что изучение должно идти по принципу «от простого - к сложному». Если не следовать этому принципу, обучение будет отрывочным и осуществится не в полной мере.

Важную роль в вопросе изучения народной культуры является планирование курса. Процесс изучения народного песенного творчества можно разделить на 3 этапа: подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся.

1.     Подготовительный этап - знакомство с допесенными формами, с детским, игровым и материнским фольклором.

2.     Начальный этап - развитие полученных на первом этапе умений, навыков и знаний. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями.

3.    Основной этап - комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно - бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Освоение областных особенностей песенного творчества России.

В рамках образовательного процесса, построенного по предложенному плану, у подрастающего поколения формируется чёткое представление обо всех основных направлениях формирования жанров музыкальной традиционной культуры, полученные ими знания  системны, структурированы и понятны.

Завершающей точкой изучения народной песенной культуры может быть фольклорно - этнографическая практика.

         Огромную роль для изучения народного песенного творчества является изучение региональной певческой традиции. Она воспитывает любовь к своей Родине через понимание песни, танца, обрядов. Раскрытие местных певческих традиций осуществляется при помощи манеры исполнения, диалектных особенностей.

Результатом освоения народного песенного творчества может стать контроль знаний по следующему принципу:

-       знание начальных основ народного песенного творчества;

-       знание музыкальной терминологии;

-       практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;

-       навыки владения различными манерами пения.

         Всё это даёт возможность в рамках изучения основ традиционной культуры  развивать не только здоровую личность, но и формировать у подрастающего поколения любовь и уважение к своему родному языку, своей истории, культуре, национальному наследию.

            Литература:

 1.                 ПРОГРАММА по дополнительной предпрофессиональной  образовательной программе в области музыкального искусства «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» Разработчики - Данченко О. С., Пушкарева С. С., Ражникова О. В. преподаватели фольклорного отделения  МБОУ ДО  «Вейделевская школа искусств», Вейделевка 2013 год;

2.                 И. И. Веретенников Русская народная песня в школе / Веретенников И. И. – Белгород издательство Шаповалова, 2005 год.

 

 

 

 

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×