ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ПЕСЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ☼
Автор: Данченко Ольга Сергеевна
В народной художественной практике постижение народных традиций начиналось с колыбели. Ребенок с рождения впитывал в себя музыкальный язык, язык пластики движений, с развитием знакомился с музыкальными играми, обрядами, так как воспитывался в родной народно-культурной сфере, где из поколения в поколение хранились и передавались творческие приемы. Таким образом, общество развивалось по принципу накапливания духовных ценностей.
Народная песня играла одну из самых важных ролей в повседневной жизни человека, как в труде, так и в отдыхе. Ведь песня это не только развлечение, это умение владеть своим голосом, дыханием, движением рук и корпуса. Пение положительно влияет на здоровье человека, так, известно, что у поющих людей лучше развита сердечная мышца, во время пения колебанием голосовых связок и звуковых волн осуществляется массаж всего организма. Снимает подавленное душевное состояние, а в поющем творческом коллективе способствует сплочению людей.
В последнее время серьезно обострилась ситуация приобщения детей к народному музыкальному фольклору. Развитие данного жанра осуществляется с помощью изучения народного творчества и этнографии в целом, а позднее и местной традиции своего региона в условиях, как дополнительного образования детей, так и в творческом коллективе.
Каждый педагог, руководитель творческого коллектива, занимающийся внедрением народного творчества и этнографии в систему дополнительного образования должен помнить, что изучение должно идти по принципу «от простого - к сложному». Если не следовать этому принципу, обучение будет отрывочным и осуществится не в полной мере.
Важную роль в вопросе изучения народной культуры является планирование курса. Процесс изучения народного песенного творчества можно разделить на 3 этапа: подготовительный, начальный и основной. Это позволяет распределять учебный материал на весь период обучения соответственно возрастным возможностям учащихся.
1. Подготовительный этап - знакомство с допесенными формами, с детским, игровым и материнским фольклором.
2. Начальный этап - развитие полученных на первом этапе умений, навыков и знаний. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями.
3. Основной этап - комплексное освоение традиционной музыкальной культуры. Знакомство с календарными и семейно - бытовыми обрядами и приуроченными к ним песнями. Освоение областных особенностей песенного творчества России.
В рамках образовательного процесса, построенного по предложенному плану, у подрастающего поколения формируется чёткое представление обо всех основных направлениях формирования жанров музыкальной традиционной культуры, полученные ими знания системны, структурированы и понятны.
Завершающей точкой изучения народной песенной культуры может быть фольклорно - этнографическая практика.
Огромную роль для изучения народного песенного творчества является изучение региональной певческой традиции. Она воспитывает любовь к своей Родине через понимание песни, танца, обрядов. Раскрытие местных певческих традиций осуществляется при помощи манеры исполнения, диалектных особенностей.
Результатом освоения народного песенного творчества может стать контроль знаний по следующему принципу:
- знание начальных основ народного песенного творчества;
- знание музыкальной терминологии;
- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;
- навыки владения различными манерами пения.
Всё это даёт возможность в рамках изучения основ традиционной культуры развивать не только здоровую личность, но и формировать у подрастающего поколения любовь и уважение к своему родному языку, своей истории, культуре, национальному наследию.
Литература:
1. ПРОГРАММА по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области музыкального искусства «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР» Разработчики - Данченко О. С., Пушкарева С. С., Ражникова О. В. преподаватели фольклорного отделения МБОУ ДО «Вейделевская школа искусств», Вейделевка 2013 год;
2. И. И. Веретенников Русская народная песня в школе / Веретенников И. И. – Белгород издательство Шаповалова, 2005 год.