Основы смыслового чтения как форма работы с географическими текстами | Виноградова Ирина Васильевна. Работа №238864
Автор: Виноградова Ирина Васильевна
что такое смысловое чтение. приемы работы с текстами географического содержания
Навык чтения лежит в основе образования любого человека. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
В современном обществе дети неохотно и мало читают. Почему так происходит? Существует ряд причин, в том числе и социальных:
-общий спад интереса к чтению,
-обилие источников информации помимо чтения,
-несовершенство обучения чтению,
- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Зная и понимая это, учитель должен создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения. В том числе и смысловое чтение.
Смысловое чтение – это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смысла и содержания текста.
Цель смыслового чтения: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.
Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи ряда школьных предметов.
Осознанность—основное, ведущее качество чтения. Следует добиваться такого положения, чтобы дети отчетливо понимали то, что они читают, чтобы понимали смысл каждого слова в том значении, в каком оно употреблено в контексте, значение каждого предложения и текста в целом.
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
умение осмысливать цели чтения;
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Виды смыслового чтения:
Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Стратегии смыслового чтения- это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Все существующие стратегии чтения можно разделить на три группы:
-стратегии предтекстовой деятельности;
-стратегии текстовой деятельности
-стратегии послетекстовой деятельности
I группа. Стратегия предтекстовой деятельности (прогнозирование).
Это новая стратегия и направлена на создание мотивации к чтению.
Данная стратегия используется перед началом изучения произведения.
Основные стратегии:
1.Мозговой штурм
2.Глоссарий
3.Ориентиры предвосхищения (суждения до чтения и после)
4.Рассечение вопроса (разделить на части, не читая)
5.Предваряющие вопросы
II группа. Стратегия текстовой деятельности.
Основным принципом стратегий этого этапа является остановка деятельности, размышление вслух, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета. Учитель вмешивается в процесс чтения учащегося с целью помочь, предоставить дополнительную информацию и просто обучить.
Для погружения в смысл прочитанного учащийся задается рядом вопросов: имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю? Имеется ли в тексте информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю по этому вопросу? Понимаю ли я о чем или о ком идет речь?
Основные стратегии:
1.Чтение вслух (чтение с одной копией текста)
2.Чтение про себя с вопросами
3.Чтение с остановками
4.Чтение про себя с пометками.
III группа. Стратегия послетекстовой деятельности.
Послетекстовая стратегия читательской деятельности – это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня — от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер.
Стратегии послетекстовой деятельности
1. «Отношение между вопросом и ответом»
2. «Вопросы после текста»
3. «Тайм-аут»
4. «Проверочный лист».
Из опыта работы.
Факультатив проводился в первом полугодии в 7»а» классе.
Предтекстовые стратегии
Название стратегии: Мозговой штурм
Тип стратегии: Предтекстовая
Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Сегодня мы будем читать и обсуждать тему. Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
2.Преподаватель записывает все называемые ассоциации.
Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
Название стратегии: Глоссарий
Тип стратегии: Предтекстовая
Цели стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Мы будем читать информационный текст .
Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте.
Название стратегии: Ориентиры предвосхищения
Тип стратегии: Предтекстовая
Цели стратегии: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1.Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (V).
До чтения текста
Суждения
После чтения текста
2.Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).
Название стратегии: Рассечение вопроса
Тип стратегии: Предтекстовая
Цели стратегии: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чём, как вы думаете, пойдёт речь в тексте?
Название стратегии: Предваряющие вопросы
Тип стратегии: Предтекстовая
Цели стратегии: актуализация имеющихся знаний по теме текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1.Просмотрите текст быстро. (Просмотровое чтение.)
2.Ответьте на вопрос, заданный в названии текста.
Текстовые стратегии.
Название стратегии: Чтение вслух (попеременное чтение)
Тип стратегии: Текстовая
Цели стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1.Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу
2.Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Название стратегии: Чтение про себя с вопросами
Тип стратегии: Текстовая
Цели стратегии: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1.Мы будем учиться читать с вопросами информационный текст. Прочитайте первый абзац и задайте вопросы. Остальные члены группы отвечают на них.
2.Прочитайте про себя второй абзац. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
3.Прочитайте третий абзац. Поменяйтесь ролями. Задавайте вопросы и отвечайте на них.
Проделайте то же самое с четвёртым абзацем.
Название стратегии: Чтение с остановками
Тип стратегии: Текстовая
Цели стратегии: управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
Название стратегии: Чтение про себя с пометками
Тип стратегии: Текстовая
Цели стратегии: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Текстовая деятельность.
Цель чтения — критический анализ текста статьи.
Читайте и одновременно отмечайте:
++ соответствует тому, что знаю; – противоречит тому, что знаю;
+ новое; ? надо обсудить.
Прочитав статью, посмотрите на свои пометки. Сделайте индивидуальную таблицу и занесите туда всё то, что представляет для вас особый интерес
++соответствует тому, что знаю;
— противоречит тому, что знаю;
+ новое
? обсуждение
Работа в парах. Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что им противоречит? Что вы узнали нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?
Групповое обсуждение. Обсудите содержание статьи. Что вам было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чём вы хотели бы получить больше информации?