"Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья" | Студентка: Агницкая Кристина Валентиновна. Работа №205694
Автор: Студентка: Агницкая Кристина Валентиновна
В настоящее время, всё больше детей эмоционально нестабильны. Данная статья поможет определить причины чтобы справиться с данным недугом.
Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Младший школьный возраст является новым возрастным этапом, определяется важным обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу и дает возможность проявиться в новой сфере человеческой деятельности - учении.
Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. [8, с. 210].
Школьники младших классов, легче понимают эмоции, возникающие в знакомых им жизненных ситуациях, но затрудняются облечь эмоциональные переживания в слова. Лучше различаются положительные эмоции, чем отрицательные. Им трудно отличить страх от удивления. [13, с.29].
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Вместе с тем, необходимо отметить, что у младших школьников система эмоций и чувств еще только формируется. Поэтому их эмоции – не столько проявление переживаемого чувства, сколько материал для обобщения и формирования на их основе высших чувств.
Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки. Естественно, поведение взрослых может как ускорить, так и затормозить эмоциональное развитие ребенка.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. В самый ранний период жизни у детей появляется масса эмоций. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль и стыд, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость.
Важность изучение особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья определяется тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.
Развитие эмоций и способов их выражения - сложный процесс, на который оказывают влияние особенности культуры, условия микросоциальной среды, характер созревания субъекта, уровень интеллектуального развития, объём получаемых знаний и представлений.
В работах Л. С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме. [3, с. 258].
Незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка и обусловлены, в первую очередь, спецификой развития его потребностей, мотивов и интеллекта.
Как показала в своих работах Н. В. Новоторцева, изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья важно, так как в основе формирования интереса к изучению у таких детей лежит эмоционально-познавательное отношение, переходящее в эмоционально- познавательную направленность. [10, с. 39].
В качестве типичных особенностей в эмоциональном развитии Г.В.Фадина называет «появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям» Также отмечают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья это чувство является одним из основных и практически постоянных. Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания, у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с большим трудом. [13, с. 23].
Возникновение эмоций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья связано с конкретной обстановкой, в которую он попадает. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом учеников, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний. Учитывая эту особенность чувств младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, надо объяснять им учебный материал в наглядной форме и так, чтобы он не выходил за пределы их жизненного опыта. [8, с. 58].
В ходе любой деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается его интеллект. Многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденется, не дают ничего делать ему самостоятельно. Это приводит к тому, что он растет пассивным, вялым. Он отказывается от выполнения заданий, не может соблюдать правила коллективных игр. Таким образом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Дети с ограниченными возможностями здоровья несколько напоминают малышей. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны и радуются, либо, напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка можно наблюдать множество различных оттенков переживаний.
Можно отметить работу Е. В. Ивановой, которая изучала особенности эмоциональной сферы в учебном процессе детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием. По результатам исследования ею был сделан вывод, что дети с ограниченными возможностями здоровья проявляют большую тревожность по отношению к школе и учению, чем их нормально развивающиеся сверстники. [4, с. 14].
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют самостоятельность и целеустремленность, они легко внушаемы. Им свойственны некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания с собственными интересами и склонностями.
Следует сделать акцент на роли учителя начальных классов, который учитывая индивидуальные особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в своей педагогической деятельности, может помочь со становлением эмоциональной сферы. Ведь у детей с ограниченными возможностями здоровья, также как у младших школьников норма, эмоциональная сфера не до конца сформирована. [4, с. 19].
Итак, мы рассмотрели особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Выявили, что для них характерно проявление эмоциональной нестабильности гораздо чаще чем для детей норма. Поэтому следующий параграф будет посвящен приемам формирования эмоциональной стабильности на уроках и во внеурочное время.