Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности формирования речи детей раннего возраста | Платонова Дина Владимировна . Работа №239741

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Платонова Дина Владимировна
Особенности формирования речи детей раннего возраста

Особенности формирования речи детей раннего возраста

Для детей раннего возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка со сверстниками выступает как важнейшая задача педагогики раннего возраста. Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок начинает делать первые самостоятельные выводы. Но так как опыт детей еще очень ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, они нередко ориентируются на случайные признаки.

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период

постоянно совершенствуется. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно называет знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. (Чашка — это посуда. Из чашки пьют). Ребенок способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки.

Качественно меняются взаимоотношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. А. Аркин приводил данные о росте словаря ребенка: в 2 г.— 300 слов, в 3 г. 6 мес.—1100 слов. В дальнейшем исследователи детской речи неоднократно подтверждали эти цифры, указывая, что к трем годам словарь ребенка достигает 1000—1200 слов. В составе имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова(союзы, предлоги, частицы), междометия.

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и

местоимения. Ученые объясняют это возрастанием активности ребенка, расширением его контактов с окружающими. Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой — маленький), его цвет. Вместе с тем ребенок начинает замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета тому или иному лицу (мамин, Сережин, дядин), может характеризовать состояние, которое испытывает (голодный, мокрый), передавать свои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Отмечая наличие в речи детей наречий и прилагательных, следует указать, что эти части речи лишь начинают формироваться. Ребенок осваивает простейшие, самые недифференцированные пространственные, временные и другие отношения, выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и прочее. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств ребенок испытывает трудности и очень нуждается в помощи воспитателя. (Вследствие плохо поставленной педагогической работы более точные наречия и прилагательные могут появиться в речи детей только в старшем дошкольном возрасте.)

Говоря о характерном для детей этого возраста интенсивном количественном и качественном росте словаря, исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения слов — названий предметов, действий, качеств, отношений:

1) ребенок может понимать слово, но не использовать его в речи;

2) узнает и называет предмет (действие, качество и прочее) лишь в привычных сочетаниях, условиях (ножницы нужны, чтобы стричь ноготки);

3) понимает и правильно использует слово-название в любых, доступных его

пониманию связях и отношениях.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приемы и методы, воспитатель должен учитывать, что от того, насколько хорошо ребенок знаком с объектом(действием, качеством и т.п.), зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и так далее).Наряду с фактом неповторимого роста словаря (с двух до трех лет он увеличивается в 3—4 раза, в дальнейшем же пополнение протекает значительно медленнее и относительно равномерно) речь ребенка данного возраста характеризуется еще одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного

языка — овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребенок третьего года жизни употребляет в речи все падежные формы существительных (без предлогов и со многими предлогами), формы глаголов, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов.

В целом же в грамматическом отношении речь детей еще очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порою нарушается порядок слов, например, отрицание «нет» выносится вконец предложения (на вопрос «Кто взял мяч?» ребенок отвечает: «Витали нет»).

На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово «пароход» как «пахот», другой исправил его — «паахот», но сам был исправлен третьим, который указал такой образец: «палахот». Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка —мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое

оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «весипед»).

Активное пользование словарным запасом благоприятно отражается на усвоении и закреплении вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам даже овладевают правильным произношением всех звуков. Однако в целом речь большинства детей этого возраста все еще характеризуется общей, смягченностью, недостаточно отчетливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так, в начале третьего года многие дети заменяют твердые свистящие звуки мягкими, шипящие — свистящими или переднеязычными т (ть), д (дь) и так далее. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти. Темпы овладения детьми речью неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, четко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×