Статья ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НАРОДНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. Автор: Андреева Елена Владимировна

Автор: Андреева Елена Владимировна
Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности.


Автор: Андреева Елена Владимировна

 

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НАРОДНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности.

Образ - это чувственно воспринимаемый изобразительно-выразительный элемент произведения искусства. Он рождается в воображении художника и воплощается в созданном им произведении в той или иной материальной форме (звуковой, пластической, словесной, жестомимической и т. д.) 1, С. 152.

Образ в хореографии всегда индивидуализирован и содержательно многозначен.

Образами в хореографическом произведении могут выступать эпизоды, композиционные моменты, персонажи (герои) сценического действия, отдельные пластические мотивы, части танцевальных текстов, элементы костюмно-сценического оформления - словом, самые разнообразные художественные детали происходящего на сцене хореографического действия.

Образ - это конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые предопределены действием драматургическим.

В художественном творчестве образ - явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из самой гущи жизни. Он складывается из множества органически слагаемых свойств и особенностей. Сюда входят социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования или, наоборот, скатывания личности к разложению, к распаду.

Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Народная танцевальная культура, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более, чем другой вид искусства, чужда натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности.

Народная танцевальная культура это танцевальная культура определенной национальности, народности или региона. Народная танцевальная культура является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.

Первоисточником народной танцевальной культуры являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира 2, С. 162.

Балетмейстер-композитор танца не может творить вне связи с действительностью. Связь носит не буквальный, а опосредованный характер, она необходимо осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Язык танцаэто прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения.

Обобщенность и многозначность хореографической пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Хореографические образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность.

Хореографическое искусство включает различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Но народная танцевальная культура – это искусство пластики и именно ей принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа.

Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров в народной танцевальной культуре.

Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего замысла народного танца, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, живописи. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.

Отмечая принципиальное различие, существующее между изобразительностью и выразительностью в способе организации и художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо исходить из того, что отмеченные начала в искусстве всегда предстают в диалектическом взаимодействии. Действительно, нельзя выразить какое-либо явление в искусстве, не изображая его, и нет ничего изображенного, что не обладало бы той или иной степенью выразительности. Литература, музыка, живопись, хореография наполняют художественные образы различной степенью зримой наглядности и конкретности, по-разному организуют жизненный материал, а сам принцип отбора материала, его необходимый эмоциональный аспект, зависит как от специфики каждого из искусств, так и от специфики из жанров. Народная танцевальная культура, будучи оригинальным синтетическим жанром, включает в себя виды искусств с превалированием изобразительного начала (живопись, скульптуру, пантомиму) и искусства выразительные - танец и музыку.

Степень взаимодействия изобразительных и выразительных начал в народной танцевальной культуре зависит от того, какая сторона пластической выразительности в системе изобразительно-выразительных средств (танцевальная или пантомимная) доминирует при создании конкретной хореографической образности.

Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, народная танцевальная культура на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.

Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в основу народного танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв в высь, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить “душой исполненный полет”, в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть 3, С. 61.

Помимо танца народного, хореограф ищет потенцию танцевальной образности и в творческом соприкосновении с другими видами национального искусства - с народными песнями и сказками, пословицами и поговорками, живописью и музыкой, каменной и деревянной скульптурой, резьбой и чеканкой, искусством лубка и иконописи, вышивкой и плетением, и конечно, с поэзией, литературой, искусством драматического театра, кино, эстрады. Немалую роль играют здесь впечатления от спортивных состязаний и развлечений, наблюдения за человеком в труде и быте, его эмоциональными реакциями на различные явления жизни.

Создание образа - процесс сугубо индивидуальный у каждого художника, общее же в том, что все они черпают материал для своей работы из жизни, причем не только окружающей, но и прошлой, для чего тщательно изучают всевозможные материалы. Умение выбрать главное, самое существенное играет большую роль для конечного результата работы - создания хореографического произведения.

Но мало увидеть, исследовать, нужно еще обобщить. От умения обобщить образ, сделать его типичным в сочетании с правильно построенным сюжетом, где герой будет поставлен в такие жизненные обстоятельства, в которых наиболее полно проявятся его черты, зависит значимость созданного произведения и во многом его успех у зрителя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Голейзовский

, К.

Образы русской народной хореографии

/ К.

Голейзо

в

ский

. –

М., Искусство, 1964

.

Климов, А.А. Основы русского народного танца / А.А. Климов. – М.: МГИК, 1994. – 320с.

Пасютинская

, В.М. Волшебный мир танца: Книга для учащихся. – М.: Пр

о

свещение, 1985. – 223 с.: ил.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x