ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НАРОДНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ | Андреева Елена Владимировна. Работа №273931
Автор: Андреева Елена Владимировна
Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности.
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НАРОДНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое особое художественное пересоздание мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. То, что характерно для музыки, отлично от того, что постигается поэзией или живописью. Однако ограниченность в непосредственном отражении, свойственная каждому искусству, в действительности оборачивается его многозначностью, постижением сущности.
Образ - это чувственно воспринимаемый изобразительно-выразительный элемент произведения искусства. Он рождается в воображении художника и воплощается в созданном им произведении в той или иной материальной форме (звуковой, пластической, словесной, жестомимической и т. д.) 1, С. 152.
Образ в хореографии всегда индивидуализирован и содержательно многозначен.
Образами в хореографическом произведении могут выступать эпизоды, композиционные моменты, персонажи (герои) сценического действия, отдельные пластические мотивы, части танцевальных текстов, элементы костюмно-сценического оформления - словом, самые разнообразные художественные детали происходящего на сцене хореографического действия.
Образ - это конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые предопределены действием драматургическим.
В художественном творчестве образ - явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из самой гущи жизни. Он складывается из множества органически слагаемых свойств и особенностей. Сюда входят социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования или, наоборот, скатывания личности к разложению, к распаду.
Мир хореографической образности диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Народная танцевальная культура, в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более, чем другой вид искусства, чужда натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности.
Народная танцевальная культура – это танцевальная культура определенной национальности, народности или региона. Народная танцевальная культура является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.
Первоисточником народной танцевальной культуры являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира 2, С. 162.
Балетмейстер-композитор танца не может творить вне связи с действительностью. Связь носит не буквальный, а опосредованный характер, она необходимо осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Язык танца – это прежде всего язык человеческих чувств и если слово что-то обозначает то танцевальное движение выражает, и выражает только тогда, когда находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения.
Обобщенность и многозначность хореографической пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Хореографические образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность.
Хореографическое искусство включает различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, живопись. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Но народная танцевальная культура – это искусство пластики и именно ей принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа.
Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров в народной танцевальной культуре.
Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего замысла народного танца, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, живописи. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.
Отмечая принципиальное различие, существующее между изобразительностью и выразительностью в способе организации и художественного воспроизведения объективной реальности в образе, надо исходить из того, что отмеченные начала в искусстве всегда предстают в диалектическом взаимодействии. Действительно, нельзя выразить какое-либо явление в искусстве, не изображая его, и нет ничего изображенного, что не обладало бы той или иной степенью выразительности. Литература, музыка, живопись, хореография наполняют художественные образы различной степенью зримой наглядности и конкретности, по-разному организуют жизненный материал, а сам принцип отбора материала, его необходимый эмоциональный аспект, зависит как от специфики каждого из искусств, так и от специфики из жанров. Народная танцевальная культура, будучи оригинальным синтетическим жанром, включает в себя виды искусств с превалированием изобразительного начала (живопись, скульптуру, пантомиму) и искусства выразительные - танец и музыку.
Степень взаимодействия изобразительных и выразительных начал в народной танцевальной культуре зависит от того, какая сторона пластической выразительности в системе изобразительно-выразительных средств (танцевальная или пантомимная) доминирует при создании конкретной хореографической образности.
Используя неисчерпаемые возможности пластики человеческого тела, народная танцевальная культура на протяжении многих веков шлифовала и разрабатывала выразительные танцевальные движения. В результате этого сложного процесса возникла система собственно хореографических движений, особый художественно-выразительный язык пластики, составляющий созидательный материал танцевальной образности.
Отбирая из неисчерпаемого источника, каким является народное танцевальное творчество, характерные выразительные движения, хореография их по-новому пластически осмысливает, поэтически обобщает, придает им необходимую многозначность и широту выражения. Выразительные движения легли в основу народного танца, отличительные черты которого призваны выражать страстный человеческий порыв в высь, активную устремленность в неизведанное, возвышенность, одухотворенность. Такой танец оказался способным породить “душой исполненный полет”, в котором на основе отточенной танцевальной техники воедино слиты воля, эмоция и страсть 3, С. 61.
Помимо танца народного, хореограф ищет потенцию танцевальной образности и в творческом соприкосновении с другими видами национального искусства - с народными песнями и сказками, пословицами и поговорками, живописью и музыкой, каменной и деревянной скульптурой, резьбой и чеканкой, искусством лубка и иконописи, вышивкой и плетением, и конечно, с поэзией, литературой, искусством драматического театра, кино, эстрады. Немалую роль играют здесь впечатления от спортивных состязаний и развлечений, наблюдения за человеком в труде и быте, его эмоциональными реакциями на различные явления жизни.
Создание образа - процесс сугубо индивидуальный у каждого художника, общее же в том, что все они черпают материал для своей работы из жизни, причем не только окружающей, но и прошлой, для чего тщательно изучают всевозможные материалы. Умение выбрать главное, самое существенное играет большую роль для конечного результата работы - создания хореографического произведения.
Но мало увидеть, исследовать, нужно еще обобщить. От умения обобщить образ, сделать его типичным в сочетании с правильно построенным сюжетом, где герой будет поставлен в такие жизненные обстоятельства, в которых наиболее полно проявятся его черты, зависит значимость созданного произведения и во многом его успех у зрителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Голейзовский
, К.
Образы русской народной хореографии
/ К.
Голейзо
в
ский
. –
М., Искусство, 1964
.
Климов, А.А. Основы русского народного танца / А.А. Климов. – М.: МГИК, 1994. – 320с.
Пасютинская
, В.М. Волшебный мир танца: Книга для учащихся. – М.: Пр
о
свещение, 1985. – 223 с.: ил.