«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ НАРОДНО – СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА» | Куницына Людмила Васильевна. Работа №359454
«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ
НАРОДНО – СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА»
План
1.Введение.
2. Эстетический аспект и задачи концертмейстерской деятельности.
3.Концертмейстерство – как вид искусства.
4. Качества, необходимые концертмейстеру в своей работе.
5. Классификация движений народно-сценического танца.
6. Заключение.
Введение.
Оптимальное развитие хореографического искусства во многом зависит от характера и качества воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из базовых учебных учреждений по подготовке эстетического воспитания и образования является школа искусств и в частности отделение хореографии.
Гармоничное единение музыки и танца – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания. На занятиях учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, вследствие чего формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление.
Эстетический аспект и задачи концертмейстерской деятельности.
Современный народно-сценический танец был создан на основе народного танца, родился в глубокой древности. Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен по характеру, многонационален. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям.
Раздел «Народно-сценический танец» занимает особое место в преподавании хореографии по программе дополнительного образования детей. Одной их задач в хореографии является формирование в учащихся танцевальных знаний, умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала через музыкальные и хореографические образы.
В процессе обучения хореографии стоят следующие задачи музыкального воспитания:
1. Развитие музыкального восприятия метроритма;
2.Умение согласовывать характер движения с характером музыки;
3. Развитие воображения, художественно-творческих способностей;
4. Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения воспринимать ее эмоционально;
5. Расширение музыкального кругозора детей.
Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.
Концертмейстерство – как вид искусства.
Термин аккомпаниатор происходит от французского слова - akkom-pagner - (в переводе означает — сопровождать). То есть, это музыкант, который играет партию сопровождения солисту, либо группе исполнителей.
Концертмейстер народного танца – это особый, довольно трудный вид деятельности для музыканта. Концертмейстеров хореографии народного танца не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике.
От концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.
В данной работе я попробую рассказать о своем опыте концертмейстерской деятельности. Возможно мои рекомендации пригодятся кому либо в дальнейшей работе по овладению и развитию необходимых навыков музыканта в концертмейстерском классе.
Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно и выразительно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. Дети очень хорошо запоминают музыкальный материал, могут напеть в нужный момент.
Пример - «Тарантелла».
В народном танце техника движения мехом – это извлечение красивого звука, выделение ритмического рисунка, характера и манеры исполнения, акцентирование на сильной доле каждого такта (кадриль, полька и т.д.) плавное задушевное звуковедение в хороводе.
Техника – это не только беглость пальцев и подвижность кистей рук, но и умение пользоваться самыми различными движениями меха, владение всевозможными средствами музыкальной выразительности, штрихами, нюансами, танцевальными оттенками, различными ритмическими рисунками и т.д. Умение играть двойными нотами и аккордами, умение правильно исполнять мелодию и аккомпанемент.
Качества, необходимые концертмейстеру в своей работе.
Прежде всего, чтобы стать хорошим концертмейстером, преподаватель, или учащийся должен хорошо владеть инструментом. Он должен владеть им достаточно свободно, как техническом, так и в музыкальном плане.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
Концертмейстер иногда создаёт собственную трактовку композиторского сочинения, отбирает вариант определённого звукового воплощения этой интерпретации, доносит до танцевального коллектива содержание музыкального произведения, увлекает и заинтересовывает своим искусством.
Концертмейстерство - это огромный простор художественно-творческого мышления, своеобразие артистического исполнения, индивидуальная трактовка композиторского замысла сообразная хореографическому замыслу.
В этом учебном году на хореографическом отделении введен новый предмет «Актерское мастерство». Очень интересный, увлекательный, формирующий творческое мастерство предмет. Все задания построены на игре, быстрой смене бытовых ситуаций, эмоций, настроений, мимики. И концертмейстеру также приходится быстро реагировать, понять задачу преподавателя, и помочь учащимся воплотить идею музыкальным сопровождением. На первом уроке, к примеру, на поклоне в четыре такта нужно было показать два настроения « Весело» и «Грустно». Мой навык аранжировки пригодился в этом моменте, досочинить «Грустный» мотив.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.
Отточенный веками, сохранившийся в сотнях поколений, народный танец является одной из высших духовных ценностей любого народа, а так же эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.
Уроки народно-сценического танца от начала и до конца строятся на музыкальном материале, который должен соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Поклон, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои движения согласно музыке.
Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту,
познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер.
Музыкальное сопровождение прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Для свободной ориентации в комбинациях конц-еру необходимо знать:
Во-первых: - основную танцевальную терминологию, чтобы знать - о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.
Plie, Demi plie, Grands plie - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание, или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4).
Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Впрочем, в народном танце многие движения могут носить совершенно другой характер, амплитуду и ритм, чем в классическом танце, или вообще не иметь аналогов
В частности, движение «Флик-фляк», например, в классическом танце отсутствует вообще.
Во-вторых: - концертмейстеру необходимо знать, сколько музыкальных периодов имеет та, или иная комбинация, уметь ориентироваться в нотном тексте, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с движением танца. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте, или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно.
Хореограф лишь определяет концертмейстеру национальную тематику комбинации. Знание народной музыки позволяет баянистам-аккордеонистам определить более точный вариант подходящей мелодии к комбинации. Для этого просто необходимо знать несколько вариантов музыкального материала.
В-третьих: - особенность работы концертмейстера-баяниста народного танца хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре, учитывая возрастные особенности детских групп.
Каждая из разучиваемых комбинаций состоит из одной, двух, или более периодов. Играть все время один материал скучно и для концертмейстера и для детей. Меняются движения - должно развиваться и сопровождение, не быть в «мертвой зоне». Например: - экзерсис «port de bras» бывает 8, 12, 16 периодов. Приходиться применять разную фактуру, штриховое разнообразие, вариативность, многократные модуляции. Пример: «Во поле береза стояла»…..
Музыкальный материал для детей младшего возраста стараюсь играть не только знакомый им, который «на ура» воспринимается и охотно вытанцовывается, но и знакомлю с лучшими образцами народной музыки, которые можно услышать крайне редко по радио и телевидению, либо вообще могут не услышать никогда. При необходимости рассказываю краткое содержание песни, а хореограф знакомит с происхождением танца и зависящие от него движениями. Для учащихся старших классов знающих, умеющих определять национальный колорит требуется более эмоциональная и насыщенная фактура сопровождения.
В четвертых: - Во время исполнения я учитываю и разные физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение учащиеся выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен всякими природными причинами. У одного воспитанника четкая метрическая реакция, у другого – с опозданием. Особенно это заметно при изучении новой комбинации, нового движения. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, которые присутствуют в исполнении каждого танцора, которые нужно сопроводить в его ритме. Но каждый ребенок, в конце концов, должен усвоить все движения, точно соотнося с долями мелодии. В этом наша задача помочь ребенку преодолеть ритмическое несоответствие. Усвоив всю науку поодиночке, дети выравниваются, уверенно чувствуют в танце, приобретая профессиональный навык.
В силу своей любознательности, при разучивании новой комбинации под счет хореографа, я встаю к станку и выполняю все движения вместе с детьми. В моей работе знание всех хореографических упражнений, которыми воспитанники овладевают на уроках, мне помогает прочувствовать и лучше определить музыкальное сопровождение, а также в отсутствие педагога -хореографа (конкурсы, репетиции на других площадках) провести занятие.
В своей работе в подборе музыкальный примеров для народного танца проблем я не испытываю. Начиная концертмейстерскую практику, я просмотрела свою нотную литературу. В памяти с советского времени большой объем радиотрансляций, весь репертуар, сыгранный в ДМШ, училище, институте и приобретенный за концертную деятельность педагогического периода, помогают мне применять лучшие образцы народной музыки в своей деятельности. А в настоящее время при острой необходимости всегда можно посмотреть нужный материал в интернете.
Заключение
Мастерство концертмейстера обладает глубокой специфичностью. Оно требует от музыканта не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально- исполнительских дарований, отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке музыкального материла.
Деятельность концертмейстера требует от музыканта применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений. Для педагога хореографа концертмейстер — это правая рука и верный помощник, музыкант-единомышленник, друг и наставник. Работа концертмейстера очень сложна и ответственна. Она заключает в себе и чисто творческую, художественно - сценическую, и что ещё немаловажно — педагогическую деятельность.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в нестандартных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать бескорыстную любовь к своей специальности, которая не приносит внешнего успеха. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Используемая литература:
Т.Ткаченко. Народные танцы. - М., 1975.
Заикин Н., Заикина Н. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004
a46bcceba4bef462416a10c587155536.rtf