Особенности общения дошкольников со сверстниками

Автор: Денисова Екатерина Васильевна

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Денисова Е.В., Воспитатель

ФГДОУ «Детский сад № 258»                  

                                                                                г. Новосибирск  

Аннотация:

В статье освещены результаты экспериментального исследования общения дошкольников со сверстниками проведенного на базе детского дошкольного учреждения МК ДОУ д/с №242 «Елочка»

Ключевые слова:

Общение, коммуникативные навыки, общительность, игровые методы.

Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками становиться ведущей потребностью. Нарушение общения оказывает неблагоприятное воздействие в целом на психическое развитие ребенка.

Объект исследования является коммуникативная деятельность детей дошкольников.

Предмет исследования являются особенности общения со сверстниками детей дошкольного возраста.

Цель заключается в исследовании общения детей дошкольников со сверстниками.

Задачи исследования:

1) Анализ теоретических основ развития общения детей дошкольного возраста со сверстниками

2)  Исследование особенностей общения детей  дошкольного  возраста со сверстниками

3) Экспериментальное изучение общения дошкольников со сверстниками. Гипотеза исследования состоит в том, что целенаправленное использование социально-психологических механизмов общения через игровую деятельность дает устойчивые и позитивные изменения в общении дошкольников со сверстниками.

Трудностиܝ общенияܝ ребенкаܝ соܝ сверстниками,ܝ взрослымиܝ нередкоܝ становятсяܝ причинойܝ задержкиܝ егоܝ личностно­гоܝ развития,ܝ низкогоܝ статусаܝ вܝ детскомܝ коллективе,ܝ дезадаптацииܝ иܝ тревожности.ܝ Посколькуܝ общительностьܝ вܝ дошкольномܝ возрастеܝ толькоܝ складывается,ܝ непосредственнаяܝ помощьܝ вܝ ееܝ становленииܝ соܝ стороныܝ воспитателяܝܝ крайнеܝ нужна.

Исследование проводилось на базе детского дошкольного учреждения ФГДОУ «Детский сад № 258» в подготовительной группе 6-7 лет в количестве 20 детей.

Диагностикаܝ общительностиܝ вܝ большинствеܝ методикܝ основанаܝ наܝ самооценке,ܝ чтоܝ врядܝ лиܝ являетсяܝ адекватнымܝ возрастнымܝ особенностямܝ ребенка.ܝ Здесьܝ болееܝ подходитܝ метод наблюдения,ܝ которыйܝ можетܝ охватитьܝ большойܝ ди­апазонܝ характеристик,ܝ оцениваниеܝ которыхܝ неܝ подܝ силуܝ дошкольникам.ܝ

Процедураܝ наблюдения

Изучениеܝ общительностиܝ предполагаетсяܝ вестиܝ поܝ сле­дующимܝ признакам:

I.ܝ Потребностьܝ вܝ общении.ܝ

II.ܝ Контактность.

III.ܝ Способностьܝ пониматьܝ другогоܝ человека.

IV.ܝ Способностьܝ кܝ сочувствию,ܝ сопереживанию.

V.ܝ Умениеܝ пользоватьсяܝ средствамиܝ общения.

Результаты по методике изучения общительности как характеристики личности показали, что 60% детей имеют высокий уровень развития общительности, 30% детей имеют средний уровень развития общительности они также довольно популярны и доброжелательны, но менее инициативны редко проявляют активность, плохо распознают настроение товарищей не  могут сказать «спасибо», 10% дошкольников попали в группу необщительных детей.

Формирующий этап проводился в течение 3 месяцев.

В процессе его реализации применялась система игр Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам для детей 6-летнего возраста. Главной задачей явля­лось привлечение внимания ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогали детям пережить чувство общности друг с другом, учили замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Игровая про­грамма состоит из семи этапов, каждый из которых имеет оп­ределенные цели и задачи. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали дви­жений, мимики, интонаций своих ровесников. На третьем эта­пе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним. Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в кото­рых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положитель­ный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркива­ние достоинств другого и пр.) И, наконец, на заключительном, седьмом этапе проводятся игры и занятия, в которых дети ока­зывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

На контрольном этапе исследования получились следующие данные.

Количество детей, имеющих высокий уровень развития общительности, немного увеличилось – на 5%.

Количество дошкольников, имеющих средний уровень развития общительности, также увеличилось на 5%.

Детей с низким уровнем развития общительности на контрольном этапе не оказалось.

После проведенной работы все дети, в том числе и дошкольники, у которых был выявлен низкий уровень развития общительности, стали более открыты, доброжелательны, отзывчивы. Они стали больше играть, научились самостоятельно разрешать многие конфликты. Ребята стали больше обращать внимание на желания, потребности, интересы другого. Стали больше помогать друг другу (и не только в игре, но и в реальной жизни). Научились видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх. Климат в группе заметно улучшился, что подтверждает гипотезу о том, что целенаправленное использование социально-психологических механизмов общения через игровую деятельность дает устойчивые и позитивные изменения в общении дошкольников со сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. –Москва – Воронеж, 1997.

Обухова Л.Ф.  М.: Юрайт 2016

Павленко, Т. Почему они конфликтуют?: Общение дошкольников. [Текст] / Т. Павленко // Дошкольное воспитание. – 2012.– № 1. – С. 72 -77.

Павлова Т.В., Рубцова Д.С.Ф  Особенности межличностных отношений со сверстниками дошкольников с разным социометрическим статусом  // . – 2015. - № 38

Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М: Педагогика, 1989. - 216 с.

Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. - С. 73-77.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x