Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности оценки предметных и метапредметных результатов образования ФГОС ООО | Рязанова Елена Викторовна. Работа №206250

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Рязанова Елена Викторовна
В статье  идет речь об оценкепредметных и метапердметных результатов учащихся на уроках информатики

Особенности оценки предметных и метапредметных результатов образования ФГОС ООО

 

Выступление учителя информатики и ИКТ Рязанова Е.В.

 

1 СЛАЙД Добрый день уважаемые коллеги! Требования ФГОС ООО заставляют учителя информатики переосмыслить систему оценки достижения обучающимся предметных результатов. У каждого учителя, в начале пути перехода на ФГОС, возникают вопросы "Что оценивается в рамках ФГОС ООО?", "Кем оценивается?", "Как оценивается?" и "Где фиксируются образовательные достижения?".

2 СЛАЙД В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников . Одной из особенностей системы оценки является комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных, метапредметных, личностных результатов.

3 СЛАЙД Предмет оценки личностных результатов представлен в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации,

3) сформированность социальных компетенций

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся.

Оценка этих результатов осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария.

4 СЛАЙД Оценка метапредметных результатов - это оценка достижений, представленных в разделах «Регулятивные…», «Коммуникативные…», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

регулятивные УУД (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность)

коммуникативные УУД (речевая деятельность, навыки сотрудничества)

познавательные УУД (работа с информацией, работа с учебными моделями, использование

знако

-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие)

т.е. оценивается умение учиться.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.

 

5 СЛАЙД Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга для оценки метапредметного результата являются материалы:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов и защиты итогового индивидуального проекта

• материалов комплексных работ на межпредметной основе

6 СЛАЙД Существуют методики для оценивания метапредметных результатов в виде типовых вопросов, которая основывается на уровневом понимании (может быть направлена на работу с понятиями, отрывком учебного текста или текста в целом):

1 уровень – репродуктивный (опознание элементов информации; выявление фактов; использование ранее усвоенных понятий; словесное и визуальное описание объектов, которые обладают определенными свойствами- Когда…? Где…? Что...? )

2 уровень –предметный (выделение главного; установление связей между понятиями; объяснение причин; использование разных способов интерпретации фактов и явлений; обобщение объектов, отношений и действий; соотнесение своих действий с целями собственной деятельности - Как…? Каким образом…? Каким способом…? Как связаны между собой..? Почему? )

3 уровень- творческий (функциональный):

предвосхищение последствий принимаемых решений, а также прогноз возможных изменений проблемной ситуации;

учет разных мнений и познавательных позиций;

готовность принимать любые необычные сведения, уметь анализировать провокационные ситуации;

способность к свертыванию процесса рассуждения и системы соответствующих действий;

осознание возможности множества разнообразных, в том числе альтернативных мысленных "взглядов" на одно и то же явление

(Предположите, что будет, если..? Что произойдет, если...? В чем значимость..? Можете ли вы предположить…? С какой еще точки зрения можно взглянуть на эту проблему…?)

7-8 СЛАЙД При этом важно фиксировать достижение обучающихся, что можно сделать с помощью карт и графиков мониторинга по каждому из уровней. В качестве примера на данных слайдах показаны достижения некоторых учащихся нашего 8 класса.

9 СЛАЙД Все же основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

10 СЛАЙД В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

11 СЛАЙД Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

12 СЛАЙД Я привожу пример проекта по теме «Компьютерные сети»

Содержание обучения соответствует этапам проекта

 

С

ЛАЙД

В ходе проекта учащиеся знакомятся с понятиями компьютерная сеть, сервер, рабочая станция, сетевая технология, корпоративная сеть, глобальная сеть, WWW, HTTP.

Проект позволяет развивать коммуникативные навыки, навыки исследовательской, коллективной работы, а также позволит проявить творческие способности и анализировать выполненную работу.

СЛАЙД

Основополагающий вопрос:

Что нас объединяет?

Проблемные вопросы:

1. Как научно-технический прогресс помогает общаться друг с другом?

2. Какие существуют способы передачи информации?

3. Почему информацию лучше передавать по компьютерным сетям?

Учебные вопросы:

1. Что такое компьютерная сеть?

2. В чем отличие функций локальной, глобальной и корпоративных сетей?

3. Какие возможности сетей вы используете для учебы, общения, развлечения? Ваши родители? Дома на работе?

4. Как построить компьютерную сеть, какие способы подключения существуют?

5. Как настроить сетевое оборудование?

6. Как передавать файлы по сети?

7. Дальнейшие перспективы развития сетей?

15-16 СЛАЙД Проводятся занятия по подготовке проекта и после защиты можно провести самоанализ работы, который можно зафиксировать в виде таблицы.

17 СЛАЙД Оценка предметных результатов - это оценка достижения планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале

Оценка достижения предметных результатов, ведется в ходе выполнения проверочных работ текущего и промежуточного оценивания.

Полученные результаты фиксируются в накопительной системе оценки и учитываться при определении итоговой оценки.

18 СЛАЙД Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки.

Реальные достижения учащихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

19 СЛАЙД Установлено пять уровней достижений:

1. Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

2. повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

3. высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

4. пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

5. низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

20 СЛАЙД СРАВНИМ ШКАЛЫ ФГОС и Стандарта 2004 года

21 СЛАЙД Инструментами динамики образовательных достижений выступают:

стартовая диагностика;

тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам;

творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты;

«Портфолио» («Портфель достижений»);

Внутришкольный мониторинг (карты наблюдений, классные журналы, дневники учащихся и другие формы накопительной системы оценки).

22 СЛАЙД Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Результаты промежуточной аттестации - это результаты внутришкольного мониторинга. Промежуточная аттестация. является внутренней оценкой

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем и фиксируется с помощью оценочных листов и прочей документации

 

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой.

Таким образом, система оценки образовательных достижений в новых стандартах имеет ряд особенностей

Она включает в себя

внешнюю оценку

и

внутреннюю оценку

,

построенные

на одной и той же содержательной и

критериальной

основе.

Имеет комплексный характер

Она предусматривает

уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

 

За точку отсчета принимается опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×