Особенности педагогической работы с одаренными детьми | Кваша Елена Владимировна. Работа №240341
Автор: Кваша Елена Владимировна
Выявление, обучение и воспитание талантливых детей в хореографии (из педагогического опыта работы в ДМШ)
КАМЧАТСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ
«КАМЧАТСКИЙ КОЛЛЕЖ ИСКУССТВ»
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНВЯ ШКОЛА»
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
КВАША Е В.
(из опыта педагогической работы в ДМШ)
ПЕТРОПАВЛОВСК- КАМЧАТСКИЙ
2019
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Проблема развития одаренных детей и подростков в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание на работе с одаренными детьми, возникает целый комплекс задач:
1) определение направления и степени одаренности ребенка;
2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих повышению одаренности;
3) формирование условий для гармонично развитой личности ребенка.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход и является базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.
Такая одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. В этом и состоит главная задача педагогов - найти нужные формы и методы работы чтобы развить имеющийся дар, довести его до совершенства.
Способного и талантливого (в хореографии) ребенка опытный педагог замечает практически сразу при просмотре учащихся на предмет выявления двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
Он выделяется среди других учащихся:
высокой познавательной и физической активностью - легкостью схватывания и запоминая предложенного материала, физической выносливостью.
наличием
"хороших" и "отличных"
специальных
данных: а) шаг; б) подъем; в) гибкость; г) прыжок.
Шаг оценивался в градусах;
Подъем оценивался в сантиметрах;
Гибкость оценивалась в градусах и измерялась при помощи педагога(как это делается при приеме в хореографическое училище).
Танцевальность
– комплексное занятие, включающие такие элементы:
а) логичность движения – органическое совпадение структуры заданного движения с чувством собственного тела, перемещаемого в пространстве; точное совпадение точки опоры и центра тяжести при переносе корпуса с одной ноги на другую. Сюда же мы относим и правила движений, ощущаемые исполнителем как органические, естественные;
б) музыкальная выразительность – заключающаяся в умении выразить в танцевальном движении характер и оттенки музыки;
в) актерская выразительность – способность интерпретировать движения, танцевальный образ по - своему, индивидуальное врожденное качество( хотя, как и другие способности, развивающиеся в процессе практики).
Танцевальность проверялась на движениях, в своей структуре несущих хореографическую образность, которая реализуется в исполнительной практике. Такие движения можно назвать «тестовыми», определяющими наличие или отсутствие названных качеств у исполнителя.
К числу «тестовых» движений мы отнесли: па польки, па шассе, па балансе, па вальса, русский переменный шаг.
В нашей ДМШ много одаренных детей в том числе и на отделении хореографии. Все дети имеют определенные данные и способностями к занятиям хореографии.
Бычкова Полина - это тот самый ребенок "одаренный свыше".
Девочка имеет
интеллектуальн
ую
одарен
ность
-
поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление,
отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;
творческ
ую
одаренность
-
обладает
гибк
им
мышлени
ем
, высоким уровнем развития
творческого
воображения;
имеет музыкальные,
актерские способности.
социальн
ую
одаренность
–
умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми;
хоро
шо понимает окружающих, популярна
среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером;
психомоторн
ую
(двигательн
ую
) одаренность
- имеет высокое
развити
е
моторики, точности, ловкости дви
жений, двигательной координации;
физически развит
а
, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег,
прыжки
).
Такая всесторонняя одаренность Полины явилась стимулом для индивидуальной работы с ней, по развитию творческих способностей и формированию сольного репертуара ученицы.
Зная возможности Полины и приобретенные ею хореографические навыки (за три года), я обратила внимание ученицы на несколько вариаций " из балета "Чипполино".
Просматривая с ученицей фрагменты балета, я заметила как Полине нравится, конкретно, вариация "Редисочки". Благодаря возможностям интернета мы посмотрели этот танец в нескольких вариантах разных исполнителей (инновационные технологии - большая помощь педагогу!).
Приступая к постановке сольного номера я думала и анализировала, сможет ли ребенок выразить характер и идею танца, создаст ли соответствующий образ, справиться ли с техникой выполнения танцевальных движений. Сможет! Справится! Сумеет!
Ученица тоже в начале насторожилась... А сможет ли она справиться со всеми движениями данной вариации?! Я объяснила Полине, что мы берем только образ, а движения будем придумывать сами, исходя из ее возможностей (глупо было бы мучить ребенка сложными классическими комбинациями).
Моя задача была использовать ее, уже наработанные, знания и умения: большой "балетный шаг", навык элементарных вращений на середине, музыкальность, подвижность, хорошую координацию, а главное - эмоциональную выразительность и артистичность.
С большим энтузиазмом мы приступили к работе. Начав работать над сольной вариацией "Редисочки" из балета "Чипполино", моей задачей было создать спокойную, доброжелательную обстановку на уроке, что позволяло ученице проявлять инициативу в раскрытии танцевального образа (за что я ее обязательно хвалила).
Полина отличается не только большим желанием танцевать, выступать на сцене в красивых костюмах, но и "взрослым" пониманием необходимости много трудиться. И это поразительно! Видя стопроцентную отдачу ученицы на индивидуальных занятиях, я старалась обойтись без лишнего давления и требований. Наоборот, сложные элементы облегчала так, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербно из за неумения что либо выполнить. Когда многократно не получалось какое - то движение, когда от усталости и обиды падало настроение, ученица со слезами на глазах, извинялась передо мной и обещала самостоятельно еще поработать дома!!!
Такой ответственности девятилетнего ребенка, такому трудолюбию, упорству и стремлению к "совершенству" можно только удивляться и восхищаться!!!
Конечно, воспитание, это заслуга родителей Полины, которые всегда поддерживают ее творческие интересы, помогают отрегулировать режим занятий, всегда посещают концерты, после которых и хвалят дочь, и высказывают свои замечания. Такое отношение к успеху ребенка гораздо лучше, чем постоянные восклицания типа "ты самая лучшая" и т.п.
С готовой вариацией Полина успешно выступала на нескольких концертах и смотрах. Не смотря на бурные аплодисменты, ученица четко знала о допущенных недочетах и, в дальнейшем работала над их исправлением.
Каждому педагогу хочется иметь побольше "таких Полин"! Но есть ведь еще дети в классах, тоже достаточно способные и талантливые. Для них тоже подбирается репертуар, раскрывающий их музыкальные и танцевальные возможности. Такие дети, как правило танцуют в первых линиях, на них ровняются, они являются опорой для педагога в групповых занятиях и составляют костяк коллектива.
Здорово, что такие ученики после окончания хореографической школы, поступают в Камчатский колледж искусств, на отделение хореографии для дальнейшего профессионального обучения.
Это значит, что педагог сумел переформировать первоначальное желание ребенка "хочу танцевать" в «хореография – любимое занятие», и в итоге - «стремление самому создавать произведения, а не только исполнять», «желание серьезно заниматься танцевальным искусством».