Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности педагогической работы с одаренными детьми | Кваша Елена Владимировна. Работа №240341

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кваша Елена Владимировна
Выявление, обучение и воспитание талантливых детей в хореографии (из педагогического опыта работы в ДМШ)

КАМЧАТСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕНИЕ

«КАМЧАТСКИЙ КОЛЛЕЖ ИСКУССТВ»

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНВЯ ШКОЛА»

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

КВАША Е В.

(из опыта педагогической работы в ДМШ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕТРОПАВЛОВСК- КАМЧАТСКИЙ

2019

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Проблема развития одаренных детей и подростков в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения.

Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.

Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание  на работе  с одаренными детьми,  возникает целый комплекс задач:

1) определение направления и степени одаренности ребенка;

2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих  повышению одаренности;

3) формирование условий для гармонично развитой личности  ребенка.

 

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход и является базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные.

Такая одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. В этом и состоит главная задача педагогов - найти нужные формы и методы работы чтобы развить имеющийся дар, довести его до совершенства.

Способного и талантливого (в хореографии) ребенка опытный педагог замечает практически сразу при просмотре учащихся на предмет выявления двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

Он выделяется среди других учащихся:

высокой познавательной и физической активностью - легкостью схватывания и запоминая предложенного материала, физической выносливостью.

наличием

"хороших" и "отличных"

специальных

данных: а) шаг; б) подъем; в) гибкость; г) прыжок.

Шаг оценивался в градусах;

Подъем оценивался в сантиметрах;

Гибкость оценивалась в градусах и измерялась при помощи педагога(как это делается при приеме в хореографическое училище).

Танцевальность

– комплексное занятие, включающие такие элементы:

а) логичность движения – органическое совпадение структуры заданного движения с чувством собственного тела, перемещаемого в пространстве; точное совпадение точки опоры и центра тяжести при переносе корпуса с одной ноги на другую. Сюда же мы относим и правила движений, ощущаемые исполнителем как органические, естественные;

б) музыкальная выразительность – заключающаяся в умении выразить в танцевальном движении характер и оттенки музыки;

в) актерская выразительность – способность интерпретировать движения, танцевальный образ по - своему, индивидуальное врожденное качество( хотя, как и другие способности, развивающиеся в процессе практики).

Танцевальность проверялась на движениях, в своей структуре несущих хореографическую образность, которая реализуется в исполнительной практике. Такие движения можно назвать «тестовыми», определяющими наличие или отсутствие названных качеств у исполнителя.

К числу «тестовых» движений мы отнесли: па польки, па шассе, па балансе, па вальса, русский переменный шаг.

 

В нашей ДМШ много одаренных детей в том числе и на отделении хореографии. Все дети имеют определенные данные и способностями к занятиям хореографии.

Бычкова Полина - это тот самый ребенок "одаренный свыше".

 

Девочка имеет

интеллектуальн

ую

одарен

ность

-

поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не по годам мышление,

отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью;

 

творческ

ую

одаренность

-

обладает

гибк

им

мышлени

ем

, высоким уровнем развития

творческого

воображения;

имеет музыкальные,

актерские способности.

 

социальн

ую

одаренность

умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми;

хоро

шо понимает окружающих, популярна

среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером;

 

психомоторн

ую

(двигательн

ую

) одаренность

- имеет высокое

развити

е

моторики, точности, ловкости дви

жений, двигательной координации;

физически развит

а

, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков (ходьба, бег,

прыжки

).

 

 

 

Такая всесторонняя одаренность Полины явилась стимулом для индивидуальной работы с ней, по развитию творческих способностей и формированию сольного репертуара ученицы.

Зная возможности Полины и приобретенные ею хореографические навыки (за три года), я обратила внимание ученицы на несколько вариаций " из балета "Чипполино".

Просматривая с ученицей фрагменты балета, я заметила как Полине нравится, конкретно, вариация "Редисочки". Благодаря возможностям интернета мы посмотрели этот танец в нескольких вариантах разных исполнителей (инновационные технологии - большая помощь педагогу!).

Приступая к постановке сольного номера я думала и анализировала, сможет ли ребенок выразить характер и идею танца, создаст ли соответствующий образ, справиться ли с техникой выполнения танцевальных движений. Сможет! Справится! Сумеет!

Ученица тоже в начале насторожилась... А сможет ли она справиться со всеми движениями данной вариации?! Я объяснила Полине, что мы берем только образ, а движения будем придумывать сами, исходя из ее возможностей (глупо было бы мучить ребенка сложными классическими комбинациями).

Моя задача была использовать ее, уже наработанные, знания и умения: большой "балетный шаг", навык элементарных вращений на середине, музыкальность, подвижность, хорошую координацию, а главное - эмоциональную выразительность и артистичность.

С большим энтузиазмом мы приступили к работе. Начав работать над сольной вариацией "Редисочки" из балета "Чипполино", моей задачей было создать спокойную, доброжелательную обстановку на уроке, что позволяло ученице проявлять инициативу в раскрытии танцевального образа (за что я ее обязательно хвалила).

Полина отличается не только большим желанием танцевать, выступать на сцене в красивых костюмах, но и "взрослым" пониманием необходимости много трудиться. И это поразительно! Видя стопроцентную отдачу ученицы на индивидуальных занятиях, я старалась обойтись без лишнего давления и требований. Наоборот, сложные элементы облегчала так, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербно из за неумения что либо выполнить. Когда многократно не получалось какое - то движение, когда от усталости и обиды падало настроение, ученица со слезами на глазах, извинялась передо мной и обещала самостоятельно еще поработать дома!!!

Такой ответственности девятилетнего ребенка, такому трудолюбию, упорству и стремлению к "совершенству" можно только удивляться и восхищаться!!!

Конечно, воспитание, это заслуга родителей Полины, которые всегда поддерживают ее творческие интересы, помогают отрегулировать режим занятий, всегда посещают концерты, после которых и хвалят дочь, и высказывают свои замечания. Такое отношение к успеху ребенка гораздо лучше, чем постоянные восклицания типа "ты самая лучшая" и т.п.

С готовой вариацией Полина успешно выступала на нескольких концертах и смотрах. Не смотря на бурные аплодисменты, ученица четко знала о допущенных недочетах и, в дальнейшем работала над их исправлением.

Каждому педагогу хочется иметь побольше "таких Полин"! Но есть ведь еще дети в классах, тоже достаточно способные и талантливые. Для них тоже подбирается репертуар, раскрывающий их музыкальные и танцевальные возможности. Такие дети, как правило танцуют в первых линиях, на них ровняются, они являются опорой для педагога в групповых занятиях и составляют костяк коллектива.

Здорово, что такие ученики после окончания хореографической школы, поступают в Камчатский колледж искусств, на отделение хореографии для дальнейшего профессионального обучения.

Это значит, что педагог сумел переформировать первоначальное желание ребенка "хочу танцевать" в «хореография – любимое занятие», и в итоге - «стремление самому создавать произведения, а не только исполнять», «желание серьезно заниматься танцевальным искусством».

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×