«Особенности работы над кантиленой в классе баяна» | Трунина Елена Владимировна. Работа №240093
Автор: Трунина Елена Владимировна
Методическая разработка "Особенности работы над кантиленой в классе баяна" адресована, главным образом, преподавателям по классу баяна-аккордеона и включает в себя основные аспекты работы над кантиленой в классе баяна, которые способствует практической реализации широких возможностей баяна в плане интонирования, артикуляции и фразировки.
«Особенности работы над кантиленой
в классе баяна»
Кантилена с итальянского и латинского языков переводится как пение. Это слово имеет два значения. Если провести аналогию с русским языком и воспользоваться понятиями раздела грамматика, то в первом случае слово «кантилена» обозначает «предмет» - т.е. широкую, свободно льющуюся напевную музыку, а во втором случае – «признак, характеризующий предмет» - т.е. напевность самой музыки или манеры её исполнения. В инструментальном исполнительстве кантилена – это вид техники, в основе которой лежит формирование и совершенствование умения напевно и мелодично исполнять произведения кантиленного характера.
Одна из важнейших задач педагога в работе над кантиленой – научить учащегося «петь» на инструменте. «Пение» на инструменте – одна из замечательных традиций русского музыкального искусства. Она является одним из основополагающих приемов воспитания музыкальной культуры обучающихся. Но работа над кантиленой не сводится только лишь к достижению напевного звука. Это понятие включает в себя и одухотворенность исполнения, поскольку работа над кантиленой, в отличие от других видов технической работы, не эффективна при дремлющем музыкальном чувстве. Кроме того, исполнение кантилены - способность отразить в звуке эмоциональное тепло, свойственное человеческому голосу. Человеческий голос – совершеннейший из инструментов и именно голос может служить образцом при исполнении кантилены. Еще в старину советовали слушать хороших певцов и учиться петь самому. Люди, умеющие петь не только правильно оценивают хорошее исполнение, но и собственный мир чувств у них гораздо живее, подвижнее, богаче. Советский пианист Самуил Евгеньевич Фейнберг говорил: «Один из лучших советов, который мы можем дать ученикам, …, это – учиться прекрасному искусству пения».
В работе над кантиленой перед исполнителем стоит сложная задача это - поиск средств музыкальной выразительности на конкретном музыкальном инструменте, т.е. поиск такого комплекса приемов звукоизвлечения, которое приводит исполнение к «пению инструмента». Большую часть времени в освоении кантилены мы тратим на работу со звуком. Работа над звуком – это, прежде всего, работа над его качеством и, в первую очередь, над главным качеством звука - его певучестью. Обучение в младших классах строится на использовании песенного материала, изучении несложных пьес. Формирование приемов звукоизвлечения основывается на работе над мелодическим мотивом, музыкальной фразой. Работая над кантиленой, мы, прежде всего, сводим свою работу к мелодии. Пропевание голосом, выразительное и певучее исполнение музыкального материала преподавателем является основой для развития у учащегося навыков исполнения произведений кантиленного характера. Пианист, доктор искусствоведения Игумнов Николай Константинович говорил: «Звук – это средство, а не самоцель, наилучший звук тот, который полнее всего выражает данное содержание». Отсюда вывод: надо работать не над звуком вообще, а над соответствием звучания содержанию исполняемого произведения. Важно, чтобы ученик слышал интонационность музыкальной речи, ее смысл, выразительность, характер. От умения передать этот смысл музыкальной речи в большой мере зависит содержательность исполнения.
Умение петь на инструменте – важнейшая сторона техники баяниста. Воспитанию этого навыка уделяется много времени и сил. Педагогу на всех этапах обучения, начиная с первых шагов, следует уделять много внимания развитию навыка игры legato. Ведь legato как нельзя более всего способствует качественной реализации певучего звука. Помимо связного штриха, в основе умения петь лежит интонирование в целом и владение интонированием широких мелодических интервалов. Интонирование мелодии – это ощущение ее упругости, сопротивляемости отдельных интервалов. Чуткий музыкант как бы вокализирует такие интервалы, то есть исполняет их не с такой механической легкостью, с какой это возможно на инструменте, а с тем внутренним усилием, с той подготовкой, с которой певец «переносит» голос на далекую ноту, связывая ее дыханием с предыдущей нотой. Владение этим навыком позволяет исполнять кантиленную мелодию очень выразительно, проникновенно и одухотворенно. Немаловажное значение имеет и способность к целостному восприятию мелодических линий, развитие так называемого горизонтального мышления. Отсутствие качественной работы в этом направлении приведет к монотонности звучания, лишенного выразительности.
В баянном исполнительстве музыкальное дыхание, выраженное в интонировании, артикуляции, фразировке, динамике, теснейшим образом связано с дыханием меха, с техникой его ведения. Мех, образно говоря, выполняет функцию лёгких, вдыхая жизнь в исполняемое произведение. Меховедение является главным средством достижения художественной выразительности. Не секрет, что несомненное достоинство баяна – протяженность звука и возможность управления звучащим тоном по своему усмотрению на всем его протяжении. Поэтому филировка (т.е. длительное выдерживание звука с сохранением силы звучания, с cresc. или dim.) - это важнейший навык звукоизвлечения на баяне и одновременно важнейшее средство выразительного исполнения. Особое значение владение навыком филирования звука приобретает именно в кантиленных пьесах, где интонирование и вместе с ним каждый звук необходимо вести, развивать, ощущать его глубину. Особенно актуальна проблема выразительности исполнения в нюансах пиано, где требуется наиболее сложное в техническом отношении управление мехом. У баянистов именно в игре пиано наиболее заметны технические издержки в технике ведения меха, т.к. звучание инструмента сразу становится невыразительным. В работе над кантиленой в классе баяна необходимо использовать мельчайшие градации силы натяжения меха. Особенно если необходима «рельефная» динамика на коротких отрезках музыкальной ткани. Постепенность крещендо и диминуэндо, умение гасить звук на коротких длительностях – это навыки меховедения, без овладения которыми исполнение кантилены будет серым и безликим. Помимо всех преимуществ, которые появляются у баяна в связи с наличием меха, появляется у баяна и существенный недостаток. Он заключается в необходимости смены направления движения меха – т.е. чередование разжимов и сжимов. Этот неизбежный процесс приводит зачастую к разрывам монолитности музыкальной ткани, отсутствию цельности мелодической линии. Поэтому воспитание навыка мгновенной техничной и, насколько это возможно, незаметной смены направления движения меха играет важную роль в процессе формообразования, особенно в кантиленных произведениях. К сожалению, конструктивно-акустические особенности инструмента создают определенные препятствия при реализации возможностей баяна в плане филировки звука. Мех управляется крупными мышцами левой руки, которые ощущаются гораздо хуже мелких мыщц и это, в свою очередь, затрудняет формирование тонких двигательных ощущений, необходимых для приобретения навыков дифференцированного управления мехом. Кроме того, пальцы левой руки задействованы в игре, что, конечно же, в определенной степени ограничивает возможности управления мехом. Также заметно усложняет возможность гибкого управления мехом большая амплитуда разведения меха, особенно во время игры на сжим. В таких сложных условиях определяющим фактором в формировании всего комплекса навыков техники звукоизвлечения является слуховой контроль. Успех усилий напрямую зависит от степени развитости слуховых представлений, от активной работы слуха во время игры и от желания воплотить воображаемое звучание в реальное максимально точно. Исполнительские намерения музыканта должны подчиняться его слуховым представлениям, слуховое внимание должно быть активным, слуховой контроль - чрезвычайно строгим, а общее внимание - организованным. Т.о. слух – это своего рода фундамент для формирования всех навыков техники звукоизвлечения. Развитие этих качеств поможет ученику замечать неточности в своем исполнении, правильно реагировать на плохое качество звучания и настойчиво добиваться хороших результатов.
Независимо от того, на каком инструменте исполняется кантилена, важнейшей задачей, требующей пристального к себе отношения, является фразировка. Грамотная фразировка предполагает выразительное произношение всех составляющих музыкального синтаксиса, исходя из логики развития в целом. Для того чтобы выявить логичную фразировку, полезно опять-таки пропевать голосом некоторые темы в произведении, ведь фраза, исполненная человеческим голосом, всегда естественна и выразительна. Музыка, конечно, не нуждается в словесном переводе, ведь она по природе своей связана с художественным образом и вызывает яркие ассоциации. Как говорил Эдвард Григ: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем», однако слово способно активизировать образное мышление, воображение и эмоции. Оно заставляет ученика глубже продумывать само произведение, свое исполнение, цель и методы работы.
После установления границ фразы нужно разобраться в ее строении. Типичная фраза, как всем известно, напоминает волну. Самое главное – определить местонахождение кульминационной точки, к которой стремится волна. Но ни в коем случае нельзя каждую фразу мыслить локально, обособленно. Исполнение данной конкретной фразы зависит от предыдущего и последующего музыкального материала и вообще от характера всей пьесы в целом. Поэтому педагогу важно научить учащегося с одной стороны, объединять несколько фраз в одну, большего масштаба, а с другой – расчленять ту или иную фразу на отдельные мотивы и интонации, сохраняя при этом ее единство. Как правило, большой отрывок музыкального материала трактуется как одна большая волна, устремленная к одной главной кульминации.
Музыка – искусство, имеющее точки соприкосновения с одной стороны – с архитектурой (форма, пропорции), с другой стороны – с литературой (развертывание повествования). Нередко педагоги наибольший акцент делают на первой стороне и требуют от учащегося, прежде всего, соблюдения архитектонических пропорций и метрических соотношений, зафиксированных в нотном тексте. Только после этого, удостоверившись, что все ноты расставлены по своим местам, педагог приступает к работе над выразительным смыслом фразы. Но часто это бывает уже поздно. Интонационные связи между звуками оказываются разорванными раньше, чем ученик успел их почувствовать и осознать, а ощущение это теперь на базе твердо усвоенной метроритмической сетки достается ученику с трудом, и редко достигает той естественности, которая характеризует живую музыкальную речь. Некоторые ошибочно полагают, что грамотность – условие обязательное, а выразительность – требование желательное, но как бы добавочное. Педагог ни в коем случае не должен удовлетворяться тем, что ученик играет если и недостаточно выразительно, то, во всяком случае, грамотно (если, конечно, ученик хоть немного эмоционально отзывчив). Всегда необходимо помнить, что важнейшее условие при исполнении кантилены – это понимание и сопереживание интонационного смысла музыки. Без этого музыка будет мертва, и музыкальная грамотность будет просто ни к чему. Поэтому правильным, на мой взгляд, будет все-таки начинать работу над кантиленой с выработки ощущения музыкальной речи, с интонирования, и параллельно вести работу над так называемой «арифметикой».
Таковы основные, но, разумеется, далеко не все аспекты работы над кантиленой в классе баяна, которые способствует практической реализации широких возможностей баяна в плане интонирования, артикуляции и фразировки.