«Особенности работы учителя – дефектолога с детьми с ОНР»

Автор: Вишнякова Карина Анатолиевна

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Жемчужинка»

ЗАТО Александровск

город Полярный Мурманская область

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Особенности работы учителя – дефектолога  с детьми с ОНР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-дефектолог

Вишнякова Карина Анатолиевна

 

 

2016год

 

Особенности работы педагога-дефектолога с детьми с ОНР

Учитель -дефектолог выполняет ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом он направляет свой внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии детей, на обогащении их представлении об окружающем, но и на дельнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благополучного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость освоения тех видов деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада. К ним относятся трудовая, игровая,  изобразительная и другие виды деятельности.

В процессе того, как ребенок овладевает этими видами деятельности, особое внимание педагог должен уделять развитию восприятия, мнестических процессов (процессы запоминания), мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.

Особое значение имеет развитие у детей познавательных интересов. При этом нужно учитывать специфическое отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.

В задачи учителя -дефектолога входит также создание доброжелательной обстановки, укрепление у ребенка веры в собственные возможности, формирования интереса к занятиям, снятия отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Учитель -дефектолог должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие учителя -дефектолога в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении ребенка, формирует социально-приемлемые коллективистские отношения в группе.

Коррекционно-речевая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных  логопедом.

Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивает необходимую познавательную и мотивационную основу для формирования речевых умений. В других случаях учитель –дефектолог сосредотачивает свое внимание на закреплении достигнутых на логопедических занятиях результатов.

В задачу учителя-дефектолога входят также повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей на каждом этапе коррекционного процесса.

На основе учета потенциальных возможностей детей осуществляется воспитание интереса к речи и логопедическим занятиям.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях  речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сфер ребенка.

Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильного труда, разнообразных занятий, направленных на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

        Благоприятным условием воспитания ребенка в детском саду является также общество сверстников, коллективные игры и занятия. При этом у детей не только формируется и закрепляется коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения.

       Так же важна работа с семьями, воспитывающих детей с нарушениями в речевом развитии. Необходимо помочь родителям правильно организовать  полноценное развитие ребенка в семье. Правильно распланировать режим дня, умственное развитие, физические нагрузки,  труд в семье, социально-личностное(нравственное, эмоциональное, эстетическое) воспитание детей  в семье.

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x