«Особенности работы учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).»

Автор: Дугаёва Ольга Анатольевна

                                    « Если мы будем учить   сегодня так,

                                           как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

                                                                                                         Джон Дьюи

                                                                                                                                                     (Сл.2.)«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

(Сл.3)Особенность федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

(Сл.4)Теперь, в соответствии с ФГОС, нужно, прежде всего, усилить мотивацию обучающегося к познанию русского языка и чтению, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей

Предметная область. Язык и речевая практика.

Основные задачи реализации содержания:

 Русский язык.

Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Чтение.

Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.

Речевая практика.

Расширение представлений об окружающей действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого этикета.

   (Сл.5)Структура федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их БУД, специфики учебного заведения.

Использование нестандартных форм проведения уроков, сюрпризные моменты, проблемные ситуации, выбор верного решения способствуют развитию и коррекции мыслительной деятельности, формируют дисциплину умственного труда, способствует развитию у детей мотивации к обучению, воспитанию стремления к получению новых знаний.

   (Сл.6)Разнообразным, творческим, познавательным процесс обучения помогают сделать педагогические технологии:

Личностно-ориентированное обучение

При использовании данной технологии ориентируюсь на достижения в учебной деятельности каждого ученика. Руководствуюсь учением Л.С.Выготского о зоне актуального и ближайшего развития.

Коррекционно-развивающая технология находит свое отражение в коррекционной направленности процесса обучения. На каждом учебном занятии, мероприятии всегда ставится и реализуется коррекционно-развивающая задача.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения.

Информационно-коммуникационные технологии. Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Использование компьютерных технологий позволяет нам вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес к занятиям.

Технология проектно-исследовательского обучения.

Проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности; - в процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику. Детско-взрослая деятельность направлена на развитие исследовательских умений.

В процесс обучения я включаю создание творческих, исследовательских проектов. (экологический проект «Пусть не смолкнут птичьи голоса»,проект « Масленица», проект «Занимательная азбука», акция «Внимание, весна!».)Результаты проектов применяю на уроках, внеклассной работе. Игровая технология. По характеру игровой методики делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

  (Сл.7)Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и коррекционных курсов  в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, и личностных умений обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
(Сл.8,9)Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

 Традиционная деятельность     учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, рабочие программы, технологическую карту

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Педагог-ученик, ученик-ученик

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните ,создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

 Урок проходит с поддержкой психолога и логопеда

Предметные результаты

 Предметные результаты, но и личностные.

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

 

Каковы же особенности работы учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.  Время «готовых» уроков постепенно отходит.

(Сл.10)Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо упрочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

 (Сл.11)Рефлексия.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x