Особенности развития деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении

Автор: Трофимова Юлия Сергеевна

В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям.

Приоритетными направлениями для развития деятельности ДОУ являются:

Повышения качества дошкольного образования;

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

Гражданское образование;

Экологическое образование как средство формирования экологически целесообразного поведения в природе;

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума.

Любое дошкольное учреждение проходит три этапа: становление (при создании нового ДОУ и нового коллектива), функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОУ). Развивающееся ДОУ, работающее в поисковом режиме, значительно отличается от тех, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования.

Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.

Деятельность ДОУ в режиме развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.

Деятельность ДОУ в режиме функционирования - процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Предлагаемая ниже таблица 1 позволяет определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования.

 

Таблица 1

Основные характеристики режимов жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения

ПоказателиРежим функционированияРежим развитияТип/вид ДОУОбщетрадиционный, типовойРазвевающийсяЦели и задачи управленияПоддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциалаОбновление компонентов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения мобильности, гибкости и вариативностиСубъект управленияАдминистрация при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностьюКоллективный субъект управления, развитость горизонтальных связей, паритет единоначалия и коллегиальности, делегирование инициативыПодходы, научные концепции управленияЭмпирический, основанный на личном опытеМотивационное программно-целевое управление, его вариации, рефлексивное управление, построение комплексно-целевых программ и программа развитияМотивационное обеспечениеСоздание благоприятного психологического климата в той мере, в какой это необходимо для стабильного функционированияСоздание атмосферы творчества/поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектовУчебно-воспитательный процессОбеспечивается в стабильных условиях достижением устойчивых результатовДинамический процесс в изменяющихся условиях, получение качественно новых результатовСодержание образованияИспользование традиционных идей, учебных, предметных планов и программИспользование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшествТехнологииОбеспечивают стабильные результатыЛичностно-ориентированное образование, обеспечивающее саморазвитие субъектаОрганизация учебно-воспитательного процессаПрежняя система обучения и воспитания, с определенным количеством дней и ступеней обученияМногоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ-школа-ВУЗНормативно-правовое обеспечениеИспользование правовых документов, обеспечивающее стабильное функционирование ОУТиповые документы выступают основой для разработки собственныхКадровое обеспечениеСтабильные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов в рамках традиционной системы обучения и воспитания детейКонкурсная основа, конкурентоспособность, Новыеметодики , вариативность курсовНаучно-методическое обеспечениеТрадиционные учебные планы, программы, ориентированные на требования сегодняшнего дняАвторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектовФинансовое обеспечениеБюджетное финансированиеБюджетное и внебюджетное финансированиеМатериально-техническоеОрганизация базового процесса на имеющейся материально-технической базеПостоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития

А.А. Майер выделяет условия развития ДОУ и источники идей развития:

четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;

наличие концепции развития;

наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;

благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;

предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;

выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;

использование образовательного потенциала социума;

расширение внешних связей, открытость ДОУ;

организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;

изучение и использование позитивного опыта других ДОУ.[19,с. 34]

В современный период развития отечественного дошкольного образования идет по следующим направлениям:

Формирование нового содержания образования;

Разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей;

Создание новых видов дошкольных учреждений.

Руководитель должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса.

Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.

Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.

К.Ю.Белая определяет несколько позиций, по которым руководитель может оценивать педагога:

. Степень ответственного отношения к делу.

. Мотив педагогической деятельности: призвание - старание - случайность.

. Приоритеты в организации работы: поиск нового - набор известных приемов.

. Отношение детей: любовь - уважение - боязнь.

. Отношение родителей: уважение - неприятие - «никакое».

. Отношение коллектива: стремление к лидеру - ровное - отчуждение.

. Кругозор.

. Воспитанность: тактичность - низкая культура - конфликтность.

. Позиция на педсоветах, совещаниях: активен - участвует - отмалчивается.

. Степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) - после уговоров - иногда.

. Моральные правила: принципиальность - невмешательство - игра в «правду».

. Чувство юмора.

. Коммуникабельность: открытость - «все в себе» [6, с.37]

Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации деятельности в коллективе.

В свою очередь, предъявляются требования и к руководителю детского сада, планирующему деятельность развития. Он должен:

) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных недостижимых.

) быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;

) твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;

) уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;

) иметь в коллективе группу единомышленников;

) мыслить категориями успеха.

Руководитель должен быть готов к тому, что развитие в ДОУ потребуют значительной реорганизации как в структуре, так и управлении организацией, вплоть до увольнения части сотрудников либо их переобучения. Очень важно, чтобы каждый руководитель ДОУ знал, что успех внедрения развития в деятельность учреждения зависит, в первую очередь, от высокого профессионального и личностного потенциала руководителя, от высокого уровня аналитической культуры и мотивационной готовности, чего некоторым руководителям, к сожалению, не хватает. А это значит, что необходимо постоянно повышать свой образовательно-профессиональный уровень, использовать в работе современные методы управленческой деятельности.

 

Управлять деятельностью ДОУ значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать, востребованные современной образовательной практикой.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x