Особенности развития деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении ☼
Автор: Трофимова Юлия Сергеевна
В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям.
Приоритетными направлениями для развития деятельности ДОУ являются:
Повышения качества дошкольного образования;
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
Гражданское образование;
Экологическое образование как средство формирования экологически целесообразного поведения в природе;
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста, способного реализовать себя как часть социума.
Любое дошкольное учреждение проходит три этапа: становление (при создании нового ДОУ и нового коллектива), функционирование (учебно-воспитательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий); развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии обучения и воспитания приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОУ). Развивающееся ДОУ, работающее в поисковом режиме, значительно отличается от тех, целью которых является стабильное традиционное поддержание раз и навсегда заведенного порядка функционирования.
Существует два основных режима деятельности дошкольного образовательного учреждения. Ниже приводятся основные характеристики каждого типа и их отличительные особенности.
Деятельность ДОУ в режиме развития - целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культурно-творческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
Деятельность ДОУ в режиме функционирования - процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабильное поддержание какого-либо определенного состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.
Предлагаемая ниже таблица 1 позволяет определить характер жизнедеятельности конкретного учреждения с опорой на основные показатели режимов развития и функционирования.
Таблица 1
Основные характеристики режимов жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения
ПоказателиРежим функционированияРежим развитияТип/вид ДОУОбщетрадиционный, типовойРазвевающийсяЦели и задачи управленияПоддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциалаОбновление компонентов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения мобильности, гибкости и вариативностиСубъект управленияАдминистрация при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностьюКоллективный субъект управления, развитость горизонтальных связей, паритет единоначалия и коллегиальности, делегирование инициативыПодходы, научные концепции управленияЭмпирический, основанный на личном опытеМотивационное программно-целевое управление, его вариации, рефлексивное управление, построение комплексно-целевых программ и программа развитияМотивационное обеспечениеСоздание благоприятного психологического климата в той мере, в какой это необходимо для стабильного функционированияСоздание атмосферы творчества/поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектовУчебно-воспитательный процессОбеспечивается в стабильных условиях достижением устойчивых результатовДинамический процесс в изменяющихся условиях, получение качественно новых результатовСодержание образованияИспользование традиционных идей, учебных, предметных планов и программИспользование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшествТехнологииОбеспечивают стабильные результатыЛичностно-ориентированное образование, обеспечивающее саморазвитие субъектаОрганизация учебно-воспитательного процессаПрежняя система обучения и воспитания, с определенным количеством дней и ступеней обученияМногоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ-школа-ВУЗНормативно-правовое обеспечениеИспользование правовых документов, обеспечивающее стабильное функционирование ОУТиповые документы выступают основой для разработки собственныхКадровое обеспечениеСтабильные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов в рамках традиционной системы обучения и воспитания детейКонкурсная основа, конкурентоспособность, Новыеметодики , вариативность курсовНаучно-методическое обеспечениеТрадиционные учебные планы, программы, ориентированные на требования сегодняшнего дняАвторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектовФинансовое обеспечениеБюджетное финансированиеБюджетное и внебюджетное финансированиеМатериально-техническоеОрганизация базового процесса на имеющейся материально-технической базеПостоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития
А.А. Майер выделяет условия развития ДОУ и источники идей развития:
четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;
наличие концепции развития;
наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;
благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий инновационной деятельности;
использование образовательного потенциала социума;
расширение внешних связей, открытость ДОУ;
организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;
изучение и использование позитивного опыта других ДОУ.[19,с. 34]
В современный период развития отечественного дошкольного образования идет по следующим направлениям:
Формирование нового содержания образования;
Разработка и реализация новых педагогических технологий, методик, систем развития детей;
Создание новых видов дошкольных учреждений.
Руководитель должен определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и четко сформулировать цель деятельности. Цель должна быть понятна и принята всеми участниками педагогического процесса.
Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Знание руководителем своего коллектива, его сильных и слабых сторон всегда оценивалось высоко. И хотя, руководствуясь нормативными документами, заведующий определяет функциональные обязанности каждого педагога, в жизни он опирается на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества человека.
К.Ю.Белая определяет несколько позиций, по которым руководитель может оценивать педагога:
. Степень ответственного отношения к делу.
. Мотив педагогической деятельности: призвание - старание - случайность.
. Приоритеты в организации работы: поиск нового - набор известных приемов.
. Отношение детей: любовь - уважение - боязнь.
. Отношение родителей: уважение - неприятие - «никакое».
. Отношение коллектива: стремление к лидеру - ровное - отчуждение.
. Кругозор.
. Воспитанность: тактичность - низкая культура - конфликтность.
. Позиция на педсоветах, совещаниях: активен - участвует - отмалчивается.
. Степень профессиональной открытости: охотно делится опытом (часто проводит открытые уроки) - после уговоров - иногда.
. Моральные правила: принципиальность - невмешательство - игра в «правду».
. Чувство юмора.
. Коммуникабельность: открытость - «все в себе» [6, с.37]
Данная система оценки является открытой, т.е. она может быть дополнена или сокращена. Первые три позиции имеют принципиальное значение для организации деятельности в коллективе.
В свою очередь, предъявляются требования и к руководителю детского сада, планирующему деятельность развития. Он должен:
) уметь отличать реально выполнимые цели от ложных недостижимых.
) быть готовым предложить своим подчиненным ясную, основанную на интересных идеях программу или план действий;
) твердо знать, чего хочет достичь программа, четко сформулировать, к каким результатам приведет ее реализация;
) уметь донести свои идеи до коллег таким образом, чтобы они не только поняли, но и приняли их, захотели осуществить;
) иметь в коллективе группу единомышленников;
) мыслить категориями успеха.
Руководитель должен быть готов к тому, что развитие в ДОУ потребуют значительной реорганизации как в структуре, так и управлении организацией, вплоть до увольнения части сотрудников либо их переобучения. Очень важно, чтобы каждый руководитель ДОУ знал, что успех внедрения развития в деятельность учреждения зависит, в первую очередь, от высокого профессионального и личностного потенциала руководителя, от высокого уровня аналитической культуры и мотивационной готовности, чего некоторым руководителям, к сожалению, не хватает. А это значит, что необходимо постоянно повышать свой образовательно-профессиональный уровень, использовать в работе современные методы управленческой деятельности.
Управлять деятельностью ДОУ значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе, направлять данный процесс в соответствии с этими тенденциями, учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать, востребованные современной образовательной практикой.