Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. | Шипулина Светлана Геннадьевна. Работа №240499

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Шипулина Светлана Геннадьевна
В статье рассматриваются особенности развития мелкой моторики рук у детей с синдромом Дауна, приводятся разные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Особенности развития мелкой моторики рук у

детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.

 

У детей с синдромом Дауна этап развития мелкой моторики протекает так же, как у детей в норме, однако с особенностями:

навыки не ярко выражены по физиологическим причинам (слабость мышечного тонуса, нарушение зрения, слуха и т.д.);

возникновение навыков запаздывает;

формирование обусловленного навыка требует наиболее длительного времени в

отличие от обычного ребёнка.

В связи с этим нужно быть наиболее внимательными к ребенку и использовать стимулирующие приемы по формированию разных навыков у ребенка с синдромом Дауна.

Наиболее эффективные и простые игры и задания для формирования мелкой моторики у детей с синдромом Дауна:

массаж ладоней весьма полезен для формирования мелкой моторики и тактильных ощущений. Массаж пальчиков и кистей рук с использованием разнообразных ворсовых щеток (жесткой (зубной) щеткой массажировать по подушечкам пальцев, мягкой щеткой массажировать от кончиков пальцев по внешней поверхности кулака к запястью);

разрыва

ние бумаги.

При разрывании бумаги нужно не оставлять ребенка одного и наблюдать, чтобы он бумагу не засовывал в рот;

совместные действия с вещами и предметами (толкание машинки, мяча, установка кубиков поочередности, сжимание резиновых пищалок и мячиков, разрывание салфеток);

игры с надетыми предметами на нить (мелкие игрушки, пуговицы, крупн

ые бусы);

Дидактическая игра «Собери бусы».

Цель: продолжаем учить детей выбирать предметы определенной формы и цвета, сначала по показу, затем по словесному обозначению. Развивать зрительную память. Формировать умение следовать поставленной задаче. Развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур (леску).

Игра проводится в различных вариантах: нанизывать бусинки на шнур такого же цвета; чередование бусинок по цвету; чередование форм и цвета; найди лишнюю бусинку и исправь ошибку.

 

игры

с предметами быта (

маленькие кастрюли, крышки от кастрюль

, клубочки, предметы разные по фактуре

и т.д.);

 

Игра «Коробочка тактильных ощущений».

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные навыки планомерного исследования, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ребёнок ощупывает пальцами пластину с текстилем, бархатной и наждачной бумагой, запоминает их, рассказывает о своих ощущениях (гладкие, жёсткие, ровные, мягкие, тёплые), затем в рукаве (мешочке, коробочке) находит схожие по тактильным ощущениям материалы.

 

Игра «Весёлые клубочки»

Цель: Развивать умение наматывать клубочки из толстых ниток, подвижность пальцев, ловкость, координацию движений обеих рук.

Ребёнок учится наматывать клубочек ниток. Можно провести соревнования, предлагается выбрать клубочек определённого цвета, затем кто быстрее перемотает клубок – ребёнок или воспитатель.

 

побуждение детей махать «пока», подавать руку, хлопать в ладоши, «здороваться», играть в «ладушки» (преимущество предавать правой руке);

упражнения и пальчиковые игры

;

 

Игры с пальчиками.

Задачи: развитие контакта, формирование способности к подражанию, активизация речевой деятельности, развитие мелкой моторики, формирование умения выражать эмоции и настроение.

 

«Человечек»

Вот человечек идёт по дорожке,

Пальчики педагога и ребёнка «ходят» по столу.

И высоко поднимает он ножки.

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

«Человечек» идёт, высоко «поднимая ноги»

(движения указательным и средним пальцами),

затем «стоит на одной ноге», (опирается на

средний палец, а указательный подтягивает вверх).

На другую ножку встал, покачался и упал Бух!

Меняет положение «ног» (опирается на

указательный палец, средний подтягивает вверх).

 

 

«На полянке дом стоит»

На полянке дом стоит. Дети изображают «крышу».

Ну а к дому путь закрыт. Соединяют кулачки.

Мы ворота открываем – Разъединяют кулачки.

Всех вас в домик приглашаем. Имитируют приглашение.

Стол стоит на толстой ножке, Ставят ладонь на кулак.

Рядом стульчик у окошка, Прижимают ладонь к кулаку.

Два бочонка под столом.

Вот какой мы видим дом! Выставляют кверху большой палец.

 

«Тесто»

Быстро тесто замесили, Дети сжимают и разжимают кулаки,

держа руки над столом.

На кусочки разделили, Ребром правой ладони стучат по столу.

Раскатали все кусочки Раскрытыми ладонями с сомкнутыми

пальцами выполняют движения вперед-назад по столу.

И слепили пирожки. Защипывают края воображаемых пирожков с помощью кончиков пальцев обеих рук.

Пирожки с вареньем – Прикладывают ладонь к ладони,

имитируют лепку пирожков.

Всем на удивление!

 

Игры для развития мелкой моторики с использованием предметов.

 

Оборудование: игольчатый мячик (мячик су-джок)

«Ежик»

Ежик, ежик, хитрый еж, Дети катают мячик между ладонями.

На клубочек ты похож. Массируют большой палец.

На спине иголки Массируют указательный палец.

Очень-очень колкие. Массируют средний палец.

Хоть и ростом ежик мал, Массируют безымянный палец.

Нам колючки показал, Массируют мизинец.

А колючки тоже Катают мячик между ладонями.

На ежа похожи.

Упражнение выполняется сначала на правой руке, а затем на левой.

 

Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»

Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: прищепки

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

 

В результате проведения упражнений пальчиковой гимнастики у ребенка с синдромом Дауна улучшается общее состояние организма и развивается внимание.

 

крупотерапия

– это нетрадиционный вид работы с разными видами круп

;

Крупотерапия корректирует мелкую моторику пальцев рук, тем самым дает возможность стимулировать психическое развитие ребенка, улучшает его общее развитие. Ребенок с синдромом Дауна, работая с различными формами круп, концентрирует свое внимание на пальцах и кистях рук, в результате чего становиться более внимательным и сосредоточенным. Подобная гимнастика оказывает также положительное влияние на мышцы пальцев.

 

«Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев.

Развитие классификации по различным признакам, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: ёмкость наполненная сушёным горохом (гречкой, песком, пуговицами, манкой и т.п.) на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по лексическим темам)

Ребёнку предлагается найти закопанные мелкие предметы. Погружая кисти рук в наполнитель, перебирая горох (другие крупы) и игрушки, пальчики массируются, становятся более чувствительными, а их движения координированными, ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и называет его.

Речевое сопровождение:

«Сюда насыпали горох и пальцы запустили,

Устроим там переполох, чтоб пальцы не грустили.»

и

гры-шнуровки

.

Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»

формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи;

развивают творческие способности;

развивают глазомер, внимание;

служат хорошей тренировкой руки для дальнейшего обучения письму;

развивают усидчивость.

Приобретаются готовые игры-шнуровки. Сначала выполняются предложенные задания вместе с ребенком, а затем он самостоятельно.

Можно попросить ребенка расшнуровать, зашнуровать папин ботинок, завязать бант кукле, поучиться заплетать косички из шнурков и т. д.

 

Удобное сочетание компенсаторных потенциалов организма с верно подобранными методами и приёмами, эффективными формами проведения занятий могут в существенной мере уменьшить воздействие дефектов на процесс психофизического развития ребенка с синдромом Дауна.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×