Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. | Петрунива Анна Алексеевна. Работа №210150

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Петрунива Анна Алексеевна
С психологической точки зрения дошкольное детство является самым благоприятным периодом для развития творческое воображение потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление старших дошкольников еще не задавлено стереотипами, оно более независимо, а это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития воображения, что дает прекрасные возможности для развития творческое воображение, и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, З И Калмыкова. Д. Б. Эльконин и др.).

Творческое воображение в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творческого воображения является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой мыслительной деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало (Я. А. Пономарев, 1976). С этой позиции говорить о творческом мышлении детей нецелесообразно, поскольку они не могут создать ничего объективно и принципиально нового. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Однако отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина, Е. А. и др.) доказали, что творческое воображение у детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна и это – первая важная особенность детского творческого воображения.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это – вторая особенность детского творческого воображения.

По мнению В. Богай (1999), для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей, (если конечно, над ним не довлеют жесткие требования педагогов и родителей). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже бессмысленную, деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творческого воображения, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творческого воображения демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творческого воображения в период дошкольного детства.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится мышлению (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Будучи центральным психическим новообразованием старшего дошкольного возраста, творческое воображение одновременно является всеобщим свойством сознания, исходной «клеточкой», из которой развивается все богатство субъективного мира ребенка (В.Г. Кудрявцев, 1995).

Как отмечает А. Г. Литвак (1985), узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов у детей нарушением зрения не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления – при непроизвольной трансформации образов в сновидениях .

По мнению Б. Г. Мещерякова (2005), творческая мыслительная деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его творческое воображение .

М. И. Земцова (1973) отмечает, что творческое мышление, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы. Эти образы фантазии, являющиеся для развития бесполезными, для характера вредными, а для жизненного успеха гибельными, ребенок с нарушением зрения оценивает часто как свое высшее духовное состояние, так как они приносят ему самоуверенность и уводят от суровой действительности, питая и поддерживая его жизнь, полную грез. Результатом этого являются мечтательность и мнительность, которые ведут его к деморализации и отчуждению от реального мира .

Л. И. Солнцева (2000) отмечает, что творческое воображение детей с нарушением зрения из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может увести ребенка с нарушением зрения в сторону от реальной жизни, к которому в силу своего недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую, учебную) склонны дети с косоглазием и амблиопией .

Различные аспекты проблемы творческого воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании творческого воображения как деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга». Он выделил несколько форм, связывающих творческое воображение с действительностью:

- творческое воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности: «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его творческое мышление»;

- творческое воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» творческое воображение с реальностью, которая возможна только благодаря чужому или социальному опыту.

Л. С. Выготский отмечает, что творческое воображение дошкольника с нарушением зрения отличается от творческого воображения нормально видящего ребенка, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов творческого воображениия лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у старших дошкольников с нарушением зрения в силу недостаточности чувственного опыта знаний и представлений явно не хватает.

Как подчеркивает Л. И. Плаксина (1998), творческое воображение ребенка с нарушением зрения неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок с косоглазием и амблиопией не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы – стал «продавцом». Если для младших старших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Постепенно к концу старшего дошкольного возраста творческое мышление начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.)

Г. В. Никулина (1999) отмечает, что особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой дошкольник с косоглазием и амблиопией не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

В своем исследовании И. Г. Корнилова (2000) говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В этом возрасте появляются мечты о будущем, однако они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, творческое воображение превращается в особую интеллектуальную творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм творческого воображения, тесно связанных с развитием речи, когда ребенок с нарушением зрения сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории.

Творческое воображение дошкольника с нарушением зрения, как отмечает А. Г. Литвак (1985), даже к концу старшего дошкольного возраста остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка, а внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. У детей с нарушением зрения создание новых образов протекает непреднамеренно, поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что дети еще не умеют руководить деятельностью творческое воображение.

По мнению Л. И. Плаксиной (1998), целенаправленное развитие творческого воображения у детей с нарушением зрения сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, а затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Творческое мышление помогает дошкольнику с косоглазием и амблиопией найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности), поэтому его важнейшей характеристикой является реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что средства и приемы творческого воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. К основным особенностям развития творческого воображения у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте относятся следующие: узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов у детей нарушением зрения сказываются на уровне развития способности к творческому мышлению, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов; творческое мышление ребенка с нарушением зрения неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры, а предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило.

Процесс творческого воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции, возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. И если в этот период творческое мышление у дошкольника с нарушением зрения специально не развивать, то наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением творить что-то новое, необычное, у ребенка со зрительным дефектом обедняется личность, гаснет интерес к искусству, учению.

 

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

 

С психологической точки зрения дошкольное детство является самым благоприятным периодом для развития творческое воображение потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление старших дошкольников еще не задавлено стереотипами, оно более независимо, а это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития воображения, что дает прекрасные возможности для развития творческое воображение, и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, З И Калмыкова. Д. Б. Эльконин и др.).

Творческое воображение в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творческого воображения является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой мыслительной деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало (Я. А. Пономарев, 1976). С этой позиции говорить о творческом мышлении детей нецелесообразно, поскольку они не могут создать ничего объективно и принципиально нового. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Однако отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина, Е. А. и др.) доказали, что творческое воображение у детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна и это – первая важная особенность детского творческого воображения.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это – вторая особенность детского творческого воображения.

По мнению В. Богай (1999), для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей, (если конечно, над ним не довлеют жесткие требования педагогов и родителей). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже бессмысленную, деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творческого воображения, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творческого воображения демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творческого воображения в период дошкольного детства.

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится мышлению (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Будучи центральным психическим новообразованием старшего дошкольного возраста, творческое воображение одновременно является всеобщим свойством сознания, исходной «клеточкой», из которой развивается все богатство субъективного мира ребенка (В.Г. Кудрявцев, 1995).

Как отмечает А. Г. Литвак (1985), узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов у детей нарушением зрения не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления – при непроизвольной трансформации образов в сновидениях .

По мнению Б. Г. Мещерякова (2005), творческая мыслительная деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его творческое воображение .

М. И. Земцова (1973) отмечает, что творческое мышление, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы. Эти образы фантазии, являющиеся для развития бесполезными, для характера вредными, а для жизненного успеха гибельными, ребенок с нарушением зрения оценивает часто как свое высшее духовное состояние, так как они приносят ему самоуверенность и уводят от суровой действительности, питая и поддерживая его жизнь, полную грез. Результатом этого являются мечтательность и мнительность, которые ведут его к деморализации и отчуждению от реального мира .

Л. И. Солнцева (2000) отмечает, что творческое воображение детей с нарушением зрения из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может увести ребенка с нарушением зрения в сторону от реальной жизни, к которому в силу своего недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую, учебную) склонны дети с косоглазием и амблиопией .

Различные аспекты проблемы творческого воображения отражены во многих педагогических и психологических исследованиях (Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, А. И. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Д. Б. Эльконин и др.). Так, концепция Л. С. Выготского строится на понимании творческого воображения как деятельности, основывающейся на «комбинирующей способности мозга». Он выделил несколько форм, связывающих творческое воображение с действительностью:

- творческое воображение опирается на опыт, новое создается из элементов действительности: «Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его творческое мышление»;

- творческое воображение выступает как средство расширения опыта. Это «высшая форма связи» творческое воображение с реальностью, которая возможна только благодаря чужому или социальному опыту.

Л. С. Выготский отмечает, что творческое воображение дошкольника с нарушением зрения отличается от творческого воображения нормально видящего ребенка, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов творческого воображениия лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у старших дошкольников с нарушением зрения в силу недостаточности чувственного опыта знаний и представлений явно не хватает.

Как подчеркивает Л. И. Плаксина (1998), творческое воображение ребенка с нарушением зрения неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок с косоглазием и амблиопией не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат – стал играть в больницу, увидел весы – стал «продавцом». Если для младших старших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших – выполнение взятой на себя роли. Постепенно к концу старшего дошкольного возраста творческое мышление начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.)

Г. В. Никулина (1999) отмечает, что особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой дошкольник с косоглазием и амблиопией не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

В своем исследовании И. Г. Корнилова (2000) говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В этом возрасте появляются мечты о будущем, однако они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, творческое воображение превращается в особую интеллектуальную творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм творческого воображения, тесно связанных с развитием речи, когда ребенок с нарушением зрения сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории.

Творческое воображение дошкольника с нарушением зрения, как отмечает А. Г. Литвак (1985), даже к концу старшего дошкольного возраста остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка, а внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. У детей с нарушением зрения создание новых образов протекает непреднамеренно, поэтому несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что дети еще не умеют руководить деятельностью творческое воображение.

По мнению Л. И. Плаксиной (1998), целенаправленное развитие творческого воображения у детей с нарушением зрения сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, а затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Творческое мышление помогает дошкольнику с косоглазием и амблиопией найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности), поэтому его важнейшей характеристикой является реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что средства и приемы творческого воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. К основным особенностям развития творческого воображения у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте относятся следующие: узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов у детей нарушением зрения сказываются на уровне развития способности к творческому мышлению, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов; творческое мышление ребенка с нарушением зрения неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры, а предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило.

Процесс творческого воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции, возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. И если в этот период творческое мышление у дошкольника с нарушением зрения специально не развивать, то наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением творить что-то новое, необычное, у ребенка со зрительным дефектом обедняется личность, гаснет интерес к искусству, учению.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×