Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

особенности развития воображения в раннем и старшем дошкольном возрасте | Литвенко Ольга Ивановна. Работа №239557

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Литвенко Ольга Ивановна
в статье изложены взгляды известных психологов на развитие воображения у детей раннего и старшего возраста, определены основные черты, характерные для данного психического процесса

Проблема воображения и творчества всегда привлекала психологов. Но особенности воображения ребенка дошкольного возраста и генезис этого психического процесса учеными изучались поверхностно, и указанные вопросы не являлись предметом специальных исследований.

Вместе с тем, учитывая значимые функции воображения в развитии психики ребенка и становлении его как субъекта творческой деятельности, изучение данных проблем представляется очень значимым не только для теории, но и для образовательной практики. Только зная закономерности становления детского воображения, мы можем создать оптимальные условия для его развития.

Для решения данной задачи я провела теоретический анализ психолого-педагогической литературы и экспериментальное исследование.

В результате теоретического анализа мной определено понятие творческого воображения и его функции. Творческое воображение рассматривается учеными как преобразование действительности, отлет от нее с одновременным подчинением ее внутренней логике переживания. Данное понимание воображения использовано в моей работе.

Наиболее сложным при теоретическом анализе исследований детского воображения оказался вопрос, касающийся возрастных границ развития воображення.

В процессе исследования творческого воображения детей предлагались различные возрастные периоды его возникновения: E. Торренс полагал, что оно обнаруживается после 5 лет; другие исследователи относят его появление к 4 годам (Т. Ковач, 1983) или даже к 3,5 годам (E. Андрюс, 1930) (3). Ж. Пиаже отмечал, что до полутора лет ребенок не проявляет никаких признаков воображения и не может справиться с ситуациями, в которых ему могло бы помочь воображение (2).

В настоящее время психологи склоняются к тому, что первые проявления воображения относятся к 2,5-3 годам, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации. Это первый этап в развитии воображения, когда ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами. Важную роль при этом оказывают многоконтекстность слова и широта содержания контекста.

 В работах отечественных психологов при анализе развития воображения дошкольный возраст рассматривается целостно как некоторый единый этап. Внутри этого этапа отличаются постепенные изменения: обогащение образов воображения, проявляющиеся в постоянном усложнении сюжетов рисунков, игр, рассказов, и выделение собственно деятельности воображения, когда ребенок направленно фантазирует, хорошо отделяя образы реальности от образов фантазий (Т.А. Репина, А.С. Славина, Д.И. Фрадкина) (1).

Л.С. Выготский в своих исследованиях определил основные функции детского воображения: воспитательную, последовательную, эмоциональную, функции сублимации. При проведении исследованияя учитывала эти функции. Кроме того, я учитывала защитную функцию детского воображения, выделенную Ж.Пиаже.

Основой изучения воображения ребенка в моем исследовании послужили выделенные учеными показатели данного процесса: оригинальность, фантазийность, выход за рамки обыденности, пластичность, способность к преобразованию.

Результаты, полученные при проведении исследования, позволяют сделать следующие выводы.

Воображение детей 2-3 лет носит конкретно-ситуативный характер. Ребенок раннего возраста представляет только то, с чем непосредственно взаимодействовал только что, лишь то, что непосредственно видел и трогал, что существует так же, как он. У детей двух-трех лет нет выхода за рамки чувственного опыта. Воображение малышей непроизвольно, спонтанно, в рисунках детей раннего возраста один образ сменяет другой. Происходит это в результате того, что у ребенка нет устойчивого замысла того, что он будет изображать. У детей 2-3 лет слабо развита способность к выделению объекта по части.

У малышей развито пока только контурное представление, то есть по контуру они могут назвать, что это может быть (круг - мяч, солнышко; трапеция - юбка, лодочка и так далее). Для детей 2-3 лет большую трудность представляют действия с предметами-заместителями. Это показывает, что у малышей нет переноса функции одного предмета на другой. При создании образов ребенок раннего возраста принимает способы и приемы, предлагаемые взрослым, и действует ими, не преобразуя их в дальнейшем.

Исследование воображения детей пяти-шести лет показало, что старший дошкольник обладает более широким чувственным и практическим опытом. Это позволяет ему создавать оригинальные, не похожие на другие, работы.

Воображение старших дошкольников произвольно, они ориентируются на планируемый результат работы и стараются его получить. В пять-шесть лет дети способны представить, что будут изображать, и придерживаются этого образа в процессе создания изображения. У старших дошкольников развита способность к видению целого по части. Ребенок 5-6 лет с заданием, где по части надо увидеть целое, справляется без труда, причем представляемые им объекты многогранны и порой фантастичны. Воображение старшего дошкольника характеризуется также фантазийностью, которая основана на знаниевом опыте; дошкольник, объединяя в единое целое части каких-либо объектов, явлений, знакомых ему, получает нечто новое, не существующее. Дошкольник в старшем возрасте переносит функцию с одного предмета на другой без всяких затруднений, аргументируя при этом свои действия. При создании образа дети 5-6 лет предлагают свои способы действия, проявляют инициативу в использовании разнообразных средств и приемов.

Основываясь на полученных результатах, мы можем установить генезис воображения от раннего к старшему дошкольному возрасту. Непроизвольное, конкретно-ситуативное воображение малыша к старшему дошкольному возрасту становится произвольным, является отражением прошлого и настоящего опыта ребенка. Происходит отлет от реальности, выход за рамки обыденности, появляется фантазийность. Воображение становится оригинальным, сильным, ярким.

Выдвинутая гипотеза о том, что у детей раннего возраста воссоздающее воображение спонтанное, отражающее конкретный чувственный опыт ребенка, а у старших дошкольников воображение произвольное, характеризующееся оригинальностью и творчеством, в исследовании подтвердилась.

Проведенное исследование доказывает положение Л.С. Выготского о том, что воображение, как и все психические процессы, на ранних стадиях онтогенеза вплетено в целостную предметно-практическую деятельность. И лишь с возрастом оно дифференцируется и приобретает свои специфические характеристики.

 

 1. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1980. - No 2.

- С. 107-114.

2. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Чудо воображения. - Новосибирск: изд-во "Наука", Сибирское отделение, 1975. - 211 с.

3. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. - No10. - С. 69-73.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×