Особенности социаизации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе УДО

Автор: Дырина Светлана Викторовна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

table.MsoTableGrid

{mso-style-name:"Сетка таблицы";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-priority:59;

mso-style-unhide:no;

border:solid black 1.0pt;

mso-border-themecolor:text1;

mso-border-alt:solid black .5pt;

mso-border-themecolor:text1;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-border-insideh:.5pt solid black;

mso-border-insideh-themecolor:text1;

mso-border-insidev:.5pt solid black;

mso-border-insidev-themecolor:text1;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

МБОУ ДО «Центр дополнительного образования

детей им. В. Волошиной»

г. Кемерово, Россия

педагог-психолог  С.В. Дырина

Особенности социализации детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе УДО.

Аннотация: В статье представлен опыт работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях организации дополнительного образования. Особое внимание уделяется обеспечению психолого-педагогического сопровождения ребенка, социализации, раскрытию способностей и творческого потенциала, повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования дошкольников с ОВЗ.          Представленный опыт адресован методистам, педагогам дополнительного образования,  психологам, воспитателям  работающим с дошкольниками с ОВЗ.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, социализация, психолого-педагогическое  сопровождение.

В современных условиях перехода к ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) особое внимание уделяется развитию личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности по всем образовательным областям. В разработке стандарта учтены особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

Условия дополнительного образования имеют хорошие возможности для развития и социализации детей с ОВЗ.

Под социализацией понимается процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.

ФГОС ДО ориентирует нас на социально-коммуникативное развитие дошкольников, которое включает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие сопереживания, эмоциональной отзывчивости; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, и т.д.

На базе МБОУ ДО «ЦДОД им.В.Волошиной» г. Кемерово в рамках объединения «Школа радости» накоплен многолетний опыт развития и социализации детей с особыми потребностями. Объединение «Школа радости» создано на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования  «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной» г. Кемерово в 1991 году и нацелено на всестороннее развитие личности дошкольника и подготовку его к школе. «Школа радости» удовлетворяет потребности родителей в развитии и дополнительном образовании их детей, уделяя особое внимание социализации дошкольников.

Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 2 – 3 часов в день, 2-3 раза в неделю). Развитие детей осуществляется в рамках дополнительных общеразвивающих программ:  музыка,  развитие речи, АБВГДейка, сказка, занимательный английский, занимательная математика и конструирование, экология, ритмика, развивающие игры. Программы предлагают насыщенное разностороннее содержание и развивают детей дошкольного возраста по всем основным областям развития в соответствии с ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое и физическое  развитие.

В течение всего времени существования «Школы радости»  в ней обучались дети с различными особенностями здоровья.  В последние годы увеличилось количество детей с ОВЗ.  Педагогами – психологами «Школы радости» проводится целенаправленное наблюдение за детьми с ОВЗ. Наблюдение показало, что обучаться приходят дети  с различными особенностями: речевые нарушения, гиперактивность, ЗПР,  нарушение зрения,  соматические заболевания. При поступлении в объединение родители этих учащихся высказывают основное пожелание – социализировать их детей к детскому коллективу.

Социализация таких детей требует особого подхода.  В связи с этим педагогический коллектив стал искать возможности создания комфортной обстановки для развития и социализации детей с  ОВЗ, обучающихся в «Школе радости».  На базе нашего объединения в условиях учреждения дополнительного образования сложилась следующая система работы с детьми с ОВЗ и их родителями. Она включает 3 этапа: диагностический, коррекционно-развивающий и итоговый.

Первый этап – диагностический

          При поступлении детей в «Школу радости» по согласию с родителями проводится психолого-педагогическая  диагностика детей. Особенность и трудность в условиях учреждения дополнительного образования заключается в том, что не всегда родители согласны озвучить диагноз ребёнка или скрывают его. В таких случаях методом наблюдения педагоги и психологи определяют особенности ребёнка и пытаются установить доверительные отношения с родителями.

          На этом этапе проводится  сбор данных о ребенке с ОВЗ: его социальный статус, интересы, психолого-педагогические особенности, особенности здоровья,  воспитания, физические особенности ребенка. Проводится индивидуальная беседа с родителями.  По итогам диагностического этапа составляется психолого-педагогическая характеристика и индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ.

          По результатам диагностики можно отметить наиболее часто встречающиеся психолого-педагогические проблемы у детей с ОВЗ, на которые необходимо уделять внимание при их социализации: дети испытывают трудности при взаимодействии с детьми и взрослыми, имеют повышенный уровень тревожности, имеют трудности при расставании с мамой, отсутствие навыков саморегуляции собственных действий, не могут свободно выразить свои чувства и мысли, не умеют выходить из конфликтных ситуаций.

Второй этап –  коррекционно-развивающий

          Работа с детьми с ОВЗ осуществляется через групповые занятия,  индивидуальные занятия психолога и логопеда, коррекционно-развивающие занятия с детьми с ОВЗ педагогов и психологов в мини-группах, дополнительные кружковые занятия по интересам. Детей с ОВЗ мы не выделяем в отдельные группы, а стараемся их включить в группы с другими детьми. По результатам диагностики педагогами-психологами всему педагогическому коллективу даются рекомендации по работе с детьми с ОВЗ для реализации индивидуального подхода и дифференцированного обучения  на групповых занятиях.

          В учреждении дополнительного образования отсутствует медицинский работник, поэтому развитие и социализация детей с ОВЗ проводится только через их психолого-педагогическое сопровождение.

          Нами был разработан алгоритм (маршрут) психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в объединении.

 

 

Специалистами составляется  индивидуальный план   работы на основе первичного обследования

Разработка рекомендаций для всех педагогов

 

 

Взаимодействие с родителями

 

 

   Работа с детьми по индивидуальному плану

 

Обследование по выявлению динамики развития

 

 

 

Для себя мы понимаем под маршрутом психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ - путь взаимодействия с родителями и детьми с момента обращения родителей в объединение и  до выпуска из «Школы радости».

С учетом имеющихся возможностей УДО мы определили основные задачи совместной деятельности педагогов и специалистов (психологи, логопед) в оказании помощи детям данной категории и их родителям: 

·       развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей),

·       осуществление полноценной адаптации в группе сверстников,

·       проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми,

·       подготовка к школьному обучению,

·       оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

          Содержание работы с детьми  осуществляется по дополнительным общеразвивающим программам:  музыка,  развитие речи, АБВГДейка, сказка, занимательный английский, занимательная математика и конструирование, экология, ритмика, развивающие игры, изобразительная деятельность.

          Работа с детьми с ОВЗ проходит в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании  через разные формы работы и разных специалистов.

          Исходя из того, что важнейшей составляющей механизма становления социального опыта ребенка выступает деятельность, в объединении «Школа радости» ведущей деятельностью детей является игровая деятельность.  Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии к лицам и фигурам, которые никогда не встречались в реальности, а следовательно сочувствуют героям сказок, фильмов. Поэтому на занятиях часто используются  сказочные герои из мультфильмов, которым нужна помощь, и дети активно включаются в игровой сюжет и помогают главному герою.  Это является хорошей школой социального развития.

Взаимодействию с родителями, работе с семьей ребёнка с ОВЗ мы уделяем особое внимание.  Это взаимодействие происходит по двум основным направлениям:

·       повышение психолого-педагогических компетенций родителей,

·       оказание содействия в социализации детей.

Наши специалисты стараются помочь родителям определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка, подготовить и настроить родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их  ребенку.

Из нашей практики можно отметить, что родители детей с ОВЗ больше склонны к гиперопеке  над ребёнком, у таких детей мало домашних обязанностей и в процессе их воспитания почти совсем не применяются ограничения и наказания. Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации и социализации ребенка. Учитывая это в особых случаях мы проводим диагностику нарушений в процессе  воспитания ребёнка, результаты  которой обсуждаются с родителями.

В объединении в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов, индивидуальных бесед, консультаций, интернет-статей родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, создавать условия для гармоничного развития ребенка в домашних условиях.

Третий этап – итоговый

          На   этом этапе проводится обследование по выявлению динамики  личного развития  и социализации ребенка. Обследование проводится в форме анкетирования родителей и педагогов «Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации» (А.Остроухова), «Анкета для родителей» (Л.В.Макшанцева), «Индивидуальный стиль социального развития ребенка».

Наш опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми и родителей дает положительный результат, поднимает ребенка на более высокий уровень развития, развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме, обеспечивает подготовку детей к школьному обучению.

Основным результатом эффективной социализации является показатель адаптированности  ребенка к социальной среде, успешная интеграция в жизни общества. Критериями и показателями сформированности социализации являются отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.

К концу периода обучения в объединении «Школа радости» дети с ОВЗ становятся способны принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий. Дети усваивают нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Дети приобретают навык сотрудничества, умение договариваться, учатся регулировать свои чувства и понимать чувства других, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями.

Самыми главными и ценными результатами работы по социализации детей с ОВЗ педагогический коллектив считает многочисленные слова благодарности от родителей. С их слов, развитие их детей в объединении  начинается с добра, любви и уважения к ним. Педагоги стараются уделить внимание каждому воспитаннику, чтобы ему было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали, принимали и ценили.

Таким образом, в рамках объединения «Школа радости» в условиях дополнительного образования сложилась определенная система работы с детьми с ОВЗ и их родителями, которая дает положительную динамику развития и социализации дошкольников.

Список использованной литературы:

1.     1.    Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст]/ Л.Б. Баряева ЦДК, С-П,  2010. – 154с.

2.   Жулина, Е.В. Основы социальной реабилитации [Текст]/ Е.В. Жулина ТЦ Сфера, М., 2005. - 187

3.  С.Шевченко, С.Г., Белова, И.К., Былич, Р.В. Методические  рекомендации Готовимся к школе  под редакцией [Текст]/ С.Г. Шевченко, И.К. Беловой, Р.В. Былич Ростов-на-Дону

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x