Особенности современной методологии моделирования педагогической деятельности через реализацию проекта «Я-КОНЦЕПЦИЯ»

Автор: Ценева Светлана Георгиевна

В современных экономических, социальных и информационных условиях профессиональное обучение обусловлено потребностями государства и общества в хорошо подготовленных специалистах. Государство формирует заказ на подготовку профессионалов и определяет требования, предъявляемые к ним, которые реализуются в процессе обучения. Важная, главенствующая роль в данном процессе принадлежит ПРЕПОДАВАТЕЛЮ, ПЕДАГОГУ, способному к достижению вершин в своей деятельности и проявляющему следующие качества:

-открытость для освоения нового;

-системный способ мышления при выработке оптимальных моделей профессиональной деятельности;

-способность к объективной самооценке своего профессионального поведения;

-высокая психологическая мотивация достижений в труде.

Преподаватель обязательно должен непрерывно развиваться сам, обеспечивая высокое качество образования. Естественно, на первый план выдвигается проблема обеспечения новых подходов к организации преподавательской деятельности. Появляется необходимость в преподавателе, способном, с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования, выбирать наилучшие варианты организации учебного процесса, просчитывать их результаты, создавать свою собственную КОНЦЕПЦИЮ. Основу концепции составляет перспективное видение направлений совершенствования, вера в себя, в реальную возможность развития и роста преподавательского мастерства. 

Концепция призвана способствовать, прежде всего, систематизации положительного опыта обновления содержания среднего профессионального образования и совершенствованию технологии образовательного процесса, повышению качества подготовки.

          Новые социальные условия, процесс реформирования образовательных структур, направленный на повышение эффективности образования – все это и обусловило необходимость появления данной работы, в которой мы анализируем один из важнейших аспектов педагогического труда – систематизацию и планирование собственной деятельности.

           На каждом этапе педагогической деятельности сегодня составляются свои планы, которые в совокупности образуют систему делового планирования педагога (планы уроков, календарно-тематические планы, план воспитательной работы, план работы кабинета, план проведения родительского собрания и т.д.). Такое разнообразие в планировании требует от педагога умения  упорядочить составленные планы, т.е. выстроить единую систему взглядов на собственную деятельность. Мы считаем, что разработка собственной концепции на определенный долгосрочный период позволит  представить деятельность педагога должным образом.

               Концепция должна быть осмысленной, продуманной, т.к. будет затрагивать интересы различных сторон: преподавателя,  студенческих групп, педагогического коллектива, родителей и других участников с детальным разделением функций между ними.

              Профессиональное самосовершенствование специалиста есть сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня его профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. В основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма («Я - реальное профессиональное») и неким воображаемым, моделируемым его состоянием («Я - идеальное профессиональное»). Предъявляемые требования должны быть выше наличных возможностей конкретного человека, только в этом случае, при осознанном принятии предъявляемых требований любой специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании.

Сегодня многие педагоги-новаторы предлагают для изучения и использования различные инновационные технологии, методики преподавания и воспитания. Понятно, что освоить и применять все предлагаемое невозможно. Как показала практика, многие не добиваются желаемого результата из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше. И наоборот, те педагоги, которые осуществляют комплексное планирование своей деятельности, работают более успешно и добиваются значительных результатов в работе. Значит для успеха  необходимы целенаправленная концентрация и правильно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою деятельность (стратегию), тот быстрее добивается успеха.

Стратегия современного педагогического образования состоит в развитии и саморазвитии личности учителя, способного ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Эта стратегия воплощается в направленности содержания, форм и методов учебного процесса на становление духовно развитой, культурной личности учителя, обладающего целостным гуманистическим мировоззрением, глубокими профессиональными знаниями, комплексно реализующего свой творческий потенциал в профессиональной деятельности.

Стратегия определяет цели и основные пути их достижения. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести преподавателя из его настоящего состояния в желаемое будущее состояние. 

Планирование профессиональной деятельности можно представить в виде работы над проектом «Я-КОНЦЕПЦИЯ» профессионального самосовершенствования, который позволит научиться смотреть на свою деятельность как на объект исследования.

Проект призван определить основные приоритеты и цели творческого саморазвития личности педагога, задачи накопления научного, образовательного и культурного потенциала и способствовать прежде всего:

-         систематизации положительного опыта обновления содержания среднего профессионального образования и совершенствованию технологии образовательного процесса, повышению качества подготовки специалистов среднего звена, обеспечению их профессиональной мобильности и конкурентоспособности;

-         обеспечению гуманистического характера образования, приоритету общечеловеческих ценностей, личностно ориентированного, развивающего и компетентного подхода к организации профессиональной деятельности.

Каждый преподаватель, разрабатывая свой проект «Я-концепция», может использовать модель общей системы планирования. Исходной точкой планирования при этом являются сформированные «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция развития среднего профессионального образования до 2010 года» и другой материал, базирующийся на нормах педагогических представлений, знаний, убеждений и действий. Используя этот материал, как основополагающий преподаватель выстраивает свою собственную концепцию, базирующуюся на перспективном видении направлений совершенствования, вере в себя, в реальные возможности развития и роста своего творческого потенциала и мастерства.

Одним из центральных понятий, связанных с составлением проекта, является понятие «цель проекта».

Цель – желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени.

Очень близко к понятию «цели» находится понятие «задача». Уточним эти понятия.

Цель – более общая категория, чем задача: она достигается в результате решения ряда задач. Отсюда следует, что задачи можно упорядочить по отношению к целям.   

Нахождение, определение цели проекта составляет важный этап в разработке проекта «Я-концепция».

 Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, отражающих структуру самого проекта. Под структурой проекта понимается совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации.

     А теперь поразмышляем о структуре проекта. Если наше профессиональное действие – образовательный процесс, то в наши функции входят три компонента: воспитание, обучение, развитие. Эти компоненты каждый может рассматривать с позиций собственного профессионального опыта, используя весь внутренний ресурс, внутреннюю культуру, мировоззрение, наблюдения реальной жизни в разных аспектах.

 В концепции рекомендуем выделить следующие направления:

1. «Я – как интеллигентная  личность и человек культуры».

2. «Я – как преподаватель».

3. «Я – как методист».

4. «Я  – как исследователь».

5. «Я – как воспитатель».

6. «Я – как психолог».

  При сочетании всех названных направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой, как во времени, так и в пространстве можно говорить о том, что   профессиональное творческое развитие личности педагога реально и перспективно. 

Каждый творчески работающий преподаватель вправе расширить эти направления, используя свой опыт и исследуя новые сферы деятельности.

Каждое направление концепции имеет смысл рассмотреть по следующей схеме:

 

  «хочу»                     «должно быть»                        «могу»    

    
 Особенности современной методологии моделирования  педагогической деятельности через реализацию проекта «Я-КОНЦЕПЦИЯ» Особенности современной методологии моделирования  педагогической деятельности через реализацию проекта «Я-КОНЦЕПЦИЯ»

 

 

 

   для чего?                        что?                                      как?

Особенности современной методологии моделирования  педагогической деятельности через реализацию проекта «Я-КОНЦЕПЦИЯ»

Особенности современной методологии моделирования  педагогической деятельности через реализацию проекта «Я-КОНЦЕПЦИЯ»      Ц                                       С                                            М

  (цель)                         (содержание)                        (метод)

                                                     

      Накопление новых элементов в педагогической деятельности- явление нормальное и закономерное, ибо такой подход дает возможность переломить инерцию традиционных представлений и обрести новое качество, найти новые подходы. В свою очередь подходы, будучи способами, методами, приемами педагогической деятельности, отвечают на вопрос «как сделать?». Они предполагают не одно единственное решение, а возможность выбора подходов, исходя из разработанной авторской концепции, как целенаправленного управления процессом профессионального становления и развития личности через реализацию творческой индивидуальности.            Личностная позиция педагога должна стать органичной частью его профессиональной деятельности.

Надеемся, что наши размышления помогут вам проанализировать собственную деятельность и заставят задуматься над тем, что нужно делать, чтобы выстроить свой собственный стиль педагогической деятельности.

Методология делового планирования должна позволить составителю проекта концепции легче преодолевать возрастающие требования к качеству педагогического труда, а систематическое планирование позволит легче адаптироваться к условиям изменяющегося окружения. Конечно, планирование не является панацеей для решения всех проблем, но позволяет уйти от поспешности и непродуманности в принятии решений, отставания по внедрению и практическому использованию новых педагогических технологий, методов воспитания и обучения.

Современный педагог - прежде всего исследователь, поскольку ему профессионально необходимо не только до тонкостей разбираться  в своем деле, но и обладать высокой профессиональной мобильностью, знать научные концепции. Все мы сегодня находимся в равноответственом поиске новых подходов, преодолевая разделенность процессов мышления, принятия решений и исполнения.       

В данной работе, на основе анализа настоящих процессов практической деятельности, преподавателями Нефтекамского машиностроительного техникума предпринята попытка выстроить свой собственный стиль в организации педагогической деятельности. Используйте то, что вам понравилось, создавая свой стиль работы в сфере образования.

Мы считаем, что реализация основных направлений  проекта «Я-Концепция» профессионального творческого саморазвития личности позволит:

1) поставить в центр внимания студента как свободную и духовнотворческую личность, имеющую потребность в саморазвитии;

2) создать на своих уроках культурную среду, помогающую реализовать творческий потенциал каждого студента;

3) обеспечить необходимые условия для развития своего личностного потенциала.

Новое, стремительно меняющееся время требует от всех нас глубоких знаний, высокого профессионализма, стремления к творческому поиску и совершенствованию.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x