Статья Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности. Автор: Александрова Любовь Игоревна

Автор: Александрова Любовь Игоревна
Данное мини-сообщение было представленно мной на педсовесе в детском саду.


Автор: Александрова Любовь Игоревна

Особенности создания проблемной ситуации в процессе детского экспериментирования и исследовательской деятельности

 

Любознательность, пытливость – естественное состояние дошкольника. Почему? Зачем? Откуда? Куда? Где? И так далее – слова, которые любят задавать дети. На сложные вопросы, как правило, отвечают взрослые, а на менее сложные   дети находят правильный ответ, опираясь на подсказку, включая свои знания, наблюдения, интуицию.

И вот именно в последнем случае у детей возникает желание узнать больше, поделиться своими знаниями и впечатлениями.

Дошкольник настроен на познание окружающего мира, он разбирает игрушки, изучая их устройство, наблюдает, например, за растениями, рыбками в аквариуме или в водоеме, наблюдает за поведением животных. И хорошо, если взрослые при этом направляют и поддерживают его познавательный интерес.

Свои наблюдения, знания дети используют в игре со сверстниками или взрослыми. Включая фантазию, воображение, представляют себя, например, сказочными героями. И играют в соответствии с принятой на себя ролью. Ведь игра в их возрасте является ведущим видом деятельности.

А если мы экспериментирование или исследовательскую деятельность включаем в игровую, то игра становится более насыщенной в познавательном и в развивающем смысле. У ребенка, почувствовавшего себя исследователем, пробуждается инициатива, желание достигнуть успеха.

Чтобы стимулировать познавательную активность детей и приучить их к самостоятельному поиску решения проблемы, необходимо создать проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудную для него задачу, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Она возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности педагога и детей при оптимальной самостоятельности дошкольников и под руководством воспитателя.

Проблемная игровая ситуация, предлагаемая взрослым, должна находиться в зоне ближайшего развития ребенка, то есть ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей при максимальной активности своего интеллектуального и творческого потенциала. Благодаря помощи взрослого, ребенок справляется с проблемной ситуацией, обучаясь в зоне ближайшего развития, именно эта форма, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.

В создании проблемной ситуации может присутствовать противоречие, то есть положение, при котором одно исключает другое. Например, в сказке «Приключения Буратино», которую знают дети, Буратино попадает в новую ситуацию: «Он спешит в школу, а перед ним широкая река, а моста не видно. Плавать он не умеет и боится войти в воду». Воспитатель просит помочь Буратино. Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева, а дерево не тонет, поэтому он может спокойно переплыть реку.

В подтверждение этой гипотезы, дети опускают в тазик с водой деревянные предметы, имеющиеся в группе (карандаши, кубики, палочки).

Или другая ситуация: в руках у воспитателя два воздушных шара разной величины. Он ими играет для создания игровой ситуации, постановки задачи, и предлагает вспомнить сказочного героя, у которого улетел шарик. Это Пятачок. А почему эти шарики называют воздушными? А почему они не падают? А почему они разного размера? Дети дают свои ответы – предположения.

Дети надувают шары (доказательство того, что в них есть воздух) и зажимают пальцами, погружают шары «горлышком» в воду и постепенно разжимают пальцы. Воздух выходит, и на поверхности воды появляются пузырьки.

Кто-то из детей может вспомнить, что видел такие пузырьки в аквариуме, когда приходил с мамой в детский сад, а если не вспомнит, то надо им помочь.

Для поддержания интереса к экспериментированию задания детям, проблемные ситуации создаются от имени сказочных героев – Мудрая Черепаха, Умный Филин, Непоседа Карлсон, Мудрый Гном, Буратино, Незнайка и т. п.

Казалось, что общего между водой и яблоком, а оказывается, Незнайка рассказал, что когда ему захотелось пить, а воды не было, он жажду утолил, съев яблоко. И дети убедились в этом, выжав при помощи соковыжималки сок из яблока.

Проблемные ситуации можно спланировать, придумать, подготовив необходимый материал (но сценарий должен быть гибким), а можно житейскую ситуацию превратить в проблемную, связанную с жизнью детей.

Существуют определенные требования к проблемным образовательным ситуациям:

1. Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.

2. Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

3. Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и, в то же время, быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее решении.

4. Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах обучения (научности, систематичности).

Этапы постановки и решения проблемной образной ситуации:

1 – постановка, формулирование проблемы;

2 – актуализация знаний детей;

3 – выдвижение гипотез, предположений;

4 – выбор, проверка решения, обоснование гипотез;

5 – введение знаний в систему.

Для эффективного управления постановкой и решением проблем необходимо разделять деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога: создание проблемной ситуации, формулировка проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка: «принятие» проблемной ситуации, формулировка проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Применяя в практике метод проблемных ситуаций на основе технологии проблемного обучения у дошкольников возрастает интерес к элементарной познавательно – исследовательской деятельности; дети замечают и осознают противоречия в суждениях, используя разные проверки предположений; умело высказывают и отстаивают свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения воспитателя.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x