Особенности техник на уроках эстрадного вокала | Фурман Юлия Сергеевна. Работа №324407
Музыка занимает огромное место в развитии творческой деятельности детей. Как и любое другое искусство, музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, везти к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Музыка способна выполнять важнейшие социальные функции наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством. Быстрое развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления, что приводит к ущербу формирования музыкально-ритмического воспитания.
Развитие музыкально – ритмических способностей является одной из самых главных задач музыкального воспитания детей.
Воспитание и развитие чувства ритма на уроках вокала – является серьёзной и ответственной задачей в работе с детьми. Ритм – является жизненно важным для музыкального искусства, один из первоисточников, первоэлементов музыки. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления». [1]
В современном мире практика показывает наличие у детей низкой двигательной активности, недостаточно сформированной ориентировки в пространстве, нарушения координации движений, слабого развития общей моторики, выявлен низкий коммуникативный уровень, низкий уровень самостоятельности, инициативности. Все это связанно с тем, что подрастающее поколение все больше увлечено компьютерными информационными технологиями, различными электронными средствами коммуникации. Большое количество детей долгое время проводят в статичной позе, сидя с телефоном, у компьютера или телевизора.
Анализируя материалы за последние годы диагностического обследования по музыкально- ритмическому развитию детей, пришли к выводу, что самые низкие результаты наблюдаются у детей по разделу «Развитие чувства ритма». Чувство ритма – является важнейшим компонентом музыкального и личностного развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у него определённых музыкальных способностей, но и для гармоничного существования в социуме.
Музыкально-ритмическая деятельность ребенка напрямую связана с жизнью вокруг него, представляя самые широкие слои питательных веществ для формирования музыкальности. Чувство ритма занимает ведущее место в структуре музыкальности, это способность, которая лежит в основе всех тех проявлений, которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке. Музыкально-ритмическое чувство может быть развито только в процессе музыкальной деятельности. [2]
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Фурман Юлия Сергеевна
КГКП «Детская музыкальная школа поселка Белоусовка» отдела образования по Глубоковскому району Управления образования Восточно-Казахстанской области
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Глубоковский район, поселок Белоусовка
МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА УРОКАХ ВОКАЛА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Музыка занимает огромное место в развитии творческой деятельности детей. Как и любое другое искусство, музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, везти к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Музыка способна выполнять важнейшие социальные функции наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством. Быстрое развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация ведут к активному развитию рационально-логического мышления, что приводит к ущербу формирования музыкально-ритмического воспитания.
Развитие музыкально – ритмических способностей является одной из самых главных задач музыкального воспитания детей.
Воспитание и развитие чувства ритма на уроках вокала – является серьёзной и ответственной задачей в работе с детьми. Ритм – является жизненно важным для музыкального искусства, один из первоисточников, первоэлементов музыки. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления». [1]
В современном мире практика показывает наличие у детей низкой двигательной активности, недостаточно сформированной ориентировки в пространстве, нарушения координации движений, слабого развития общей моторики, выявлен низкий коммуникативный уровень, низкий уровень самостоятельности, инициативности. Все это связанно с тем, что подрастающее поколение все больше увлечено компьютерными информационными технологиями, различными электронными средствами коммуникации. Большое количество детей долгое время проводят в статичной позе, сидя с телефоном, у компьютера или телевизора.
Анализируя материалы за последние годы диагностического обследования по музыкально- ритмическому развитию детей, пришли к выводу, что самые низкие результаты наблюдаются у детей по разделу «Развитие чувства ритма». Чувство ритма – является важнейшим компонентом музыкального и личностного развития ребёнка. Овладение этим качеством имеет большое значение не только для формирования у него определённых музыкальных способностей, но и для гармоничного существования в социуме.
Музыкально-ритмическая деятельность ребенка напрямую связана с жизнью вокруг него, представляя самые широкие слои питательных веществ для формирования музыкальности. Чувство ритма занимает ведущее место в структуре музыкальности, это способность, которая лежит в основе всех тех проявлений, которые связаны с воспроизведением и изобретением временных отношений в музыке. Музыкально-ритмическое чувство может быть развито только в процессе музыкальной деятельности. [2]
Работа с использованием музыкально-ритмической деятельности показывает, чем раньше ее начать использовать в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальной игры, в танцевальной форме), тем выше результаты у ребенка в развитии функции речи, выразительность движений, произвольной деятельности, моторики, пластичности, невербальной коммуникации, в развитии музыкальных способностей.
Практика музыкального восприятия ориентирует учащихся на то, чтобы они отражали в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание.
Ритмическое или танцевальное движение, является одним из продуктивных видов музыкальной деятельности в формировании музыкального творчества учащихся, в развитии чувства ритма, творческих качеств личности.
Сочетание музыки и движения помогает в преодолении недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей. Музыкально – ритмические движения компенсируют двигательный и эмоциональный дефицит у детей, учат владеть своим телом, формируют умение дифференцировать движения в пространстве, учат управлять темпом движения, подчинять свои движения музыке, придавать им выразительность и уверенность. Умение передать свои чувства и переживания во время исполнения вокального произведения с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляют двигательную культуру человека, ее основой является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий музыкальной ритмикой.
Готовясь к уроку, педагог использует такой музыкальный материал, который отвечает теме урока и закрепляет конкретные музыкально-ритмические представления, музыкальные знания. Необходимо, чтобы урок был интересен детям и мог их заинтересовать. Немаловажным является и то, в какое время урока лучше использовать движения, какие из них нужно предложить детям в начале, какие в середине урока. Стремление выполнения учащимися музыкально-ритмических - движений зависит от понимания ими музыкального образа, а также от выразительного показа произведения учителем. Материал преподавателю лучше знать на память, чтобы во время движения следить за учащимися, видеть и корректировать их ошибки. Важно, чтобы все движения были показаны учителем четко, правильно и красиво. Особенно важно это для учащихся первых и вторых классов, так как одно лишь объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную отзывчивость на музыкальное восприятие.
Чтобы музыкально-ритмические движения содействовали художественному развитию детей, необходимо подготовить их к данному виду деятельности. Прежде всего учащиеся получают представления о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, делать определенные ритмические движения, легко передвигаться), реагировать на различные музыкальные сигналы.
Музыкально-ритмические движения способствуют самовыражению детей. А это, в свою очередь, оказывает влияние на качество исполнения произведений. Эмоции радости ощущение красоты своих движений помогают ребенку эмоционально обогащается, испытывать особый подъем, жизнерадостность, уверенность в себе.
В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей. Развивая творческие способности детей, важно их поощрять, поддерживать инициативу, стремление сочинить свое произведение, которое будет передавать характер произведения, его особенности.
Продумывая организацию музыкально-ритмических движений на уроке вокала в младших классах, необходимо главное место отводить играм. Игры делают процесс обучения увлекательным и интересным, активно раскрывают способности учащихся и их творческие способности. Музыкально речевые игры – наиболее активный вид творческой деятельности, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляемого в речевых и образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания. Активизирует заинтересованное отношение к музыке, способствует восприятию музыкальных образов. Нередко для развития чувства ритма, выразительности движения, фантазии, воображения используют музыкальные игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, мелодизированный текст, который в определенной степени заменяет собой мелодичный напев. Музыкальные игры проводятся во время занятий (2-4 мин.) Самым любимым видом занятий для детей является музыкально-ритмические деятельность и речевые игры. Они способствуют организации детей, помогают развитию внимания, сообразительности, быстроте реакции, трудолюбии.
Немецкий педагог К. Орф использовал на своих занятиях музыкальные игры в качестве основных видов музыкально-ритмических движений. Кроме того, для достижения большего эффекта развития тембро - ритмического чувства школьников, он составил следующие рекомендации: Необходимо чаще включать речь в этот процесс - голоса детей с целью создания различного вида тембров. Основная форма этого вида занятий - использование речевых игр с движением, где текст и характер движений соответствовали ритмическому содержанию музыкального произведения, или музыкального отрывка. Использование на уроках вокала музыкально - ритмических игр с моделированием предметов (долгие, короткие звуки) вызывают особый интерес учащихся.
Исходя из вышесказанного, музыкально-ритмическая деятельность детей на уроках вокала является одним из важнейших видов развития музыкального слуха, голосовых, двигательных функций, формирует культуру, которая в свою очередь, является важным условием гармонического развития ребенка, помогает ребенку учится владеть своим голосом, телом, развивает координацию движений, согласовывая их с движением других детей, а также способствует развитию чувство ритма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Елисеева М. Н. Чувство ритм
а
как один из аспектов музыкального воспитания. Теория и практика образования в современном мире:
материалы VII
Междунар
. науч.
конф
. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 187-189.
Б.М.Теплов
Психология музыкальных
способностей.
(глава VIII- Чувство ритма) М.
«Пед».
Выготский Л.С. Психология искусс
тва / Л.С. Выготский. -М.
Радынова
О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/ О.П.
Радынова
. – М.: ВЛАДОС, 1994
Электронный ресурс https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8339/