Статья Особенности восприятия у учащихся с легкой степенью умственной отсталости.. Автор: Волосникова Людмила Викторовна

Автор: Волосникова Людмила Викторовна
Проект был подготовлен и проведен для педагогов начальной школы. Сравнительный анализ показал, что дети с легкой умственной отсталостью воспринимают материал на 55%, это надо обязательно учитывать при работе с такими детьми.


Автор: Волосникова Людмила Викторовна

Офис проект: Особенности восприятия у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (особенности, упражнения на развитие и коррекцию).

Обоснование проекта

Литературные источники показывают основные направления и содержание психологического сопровождения школьника. При этом психолог в единственном числе в школе не может обеспечить полноценное сопровождение процесса обучения и развития учащихся, необходимо взаимодействие с педагогами, которые очень хорошо разбираются в особенностях восприятия детей ОВЗ.

Восприятие окружающего мира проявляется с самого рождения. Младенец не может контролировать собственные процессы восприятия. По мере взросления, активности и понимания окружающего мира дети понимают, как можно управлять восприятием. Развитие восприятия происходит само по себе, в зависимости от активности и условий проживания ребенка. На данный процесс могут влиять родители теми воспитательными нормами и совместными занятиями, где обсуждается окружающий мир. Если родители занимаются с ребенком, тогда его восприятие формируется быстрее, чем у детей, чьим развитием не занимались. У взрослых людей развитие восприятия достигает пика.

В основе восприятия лежит накопление фонда условных рефлексов. У нормально развивающегося ребенка этот процесс носит бурный характер. Но у детей с пораженной нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков.

Данный проект:

- направлен на решение актуальных проблем повышения профессиональной педагогической компетентности учителя и качества образования в условиях введения ФГОС;

- предусматривает подбор упражнений на развитие и коррекцию восприятия детей с ОВЗ.

- позволяет организовать работу по психолого – педагогическому сопровождению школьников, с учетом особенностей развития.

 

Цель: создать условия для комплексного психолого-педагогического сопровождения, через повышение уровня профессионального саморазвития педагогов и развития педагогического мастерства, при осуществлении коррекционно-педагогической работы по формированию восприятия умственно-отсталых школьников.

Задачи:

Организовать взаимодействие психолога и учителей, определить

упражнения на развитие и коррекцию восприятия

.

Способствовать организации

научно-методической деятельности

педагогов

.

О

рганизовать семинары

, с целью повышения компетентности педагогов

.

 

Содержание проекта:

Подготовительный этап

 1.     Организация офис - проекта.

2.  Разработка и планирование  программы офис - проекта.

3. Исследование сформированности восприятия умственно отсталых школьников.

 

 Основной этап

1. Реализация программы офис - проекта: проведение семинара.

2. Внедрение педагогом полученной информации в свою работу.

 

 Итоговый этап

1. Анализ уровня компетенций учителя (самооценка педагога)

Срок реализации проекта: проект рассчитан на 3 месяца (октябрь – декабрь).

Упражнение с воздушным шаром.

Лопают воздушный шарик. Восприятие: слушаем, смотрим, нюхаем.

Восприятие

– это психический познавательный процесс целостного отражения предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. На основе восприятия у человека формируется субъективный образ объекта.

Почему?

Закономерность восприятия заключается в том, что одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.д.

Что первично: ощущения или восприятия? Ощущения.

Ощущения поставляют первичные знания об окружающем человека мире. Они являются психическим отражением свойств предметов и явлений объективной действительности и возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Ощущения зависят от силы действующего раздражителя, и от функционального состояния рецепторов.

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека.

Цель исследования: установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Материал и оборудование: набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз.

Процедура исследования

На раскрытую ладонь поставить предмет,

назвать,

что это не ощупывая его.

На раскрытую ладонь поставить предмет, ощупать его и назвать, что это.

 

Жан Пиаже.

Швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития.

Жан Пиаже был убежден, что развитие интеллекта человека идет с помощью адаптивной природы, через равновесие между ассимиляцией и аккомодацией.

Ассимиляция – подгонка новой информации под имеющуюся схему. Например, мальчику очень нравился игрушечный молоток, он стучал им по всем предметам. Если мальчику подарят гаечный ключ, и он им будет стучать, это ассимиляция.

Аккомодация – изменение схемы так, чтобы она могла включать новую информацию. Например, детей учат что большой, это много, больше, ценнее. А маленький, это меньше чем большой, менее ценное. Но с деньгами так не работает, 100 и 50 рублей одинаковые купюры, но купюра 100 рублей, это большее количество денег. Если ребенок понимает, что одинаковые по размеру деньги могут отличаться по ценности то, это и есть аккомодация.

Сегодня мы с вами будем на своей опыт примеривать опыт детей с легкой степенью умственной отсталости, это аккомодация. Будем стараться узнать как и почему ребенок воспринимает учебный материал, именно так, а не иначе.

Восприятие – результат деятельности системы анализаторов, через ощущения.

Восприятие обладает такими свойствами, как:

Целостность

- восприятие есть всегда целостный образ предмета.

(Яблоко – ощупать, понюхать, откусить).

Константность

– благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. Нарушение константности происходит, когда человек попадает в незнакомую ситуацию.

(Может быть яблоко синего цвета?)

Структурность

восприятия. Восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, хотя отдельные звуковые ощущения различны.

Осмысленность(категориальность)

восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.

Например, даже чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака и т.д.).

Избирательность

восприятия проявляется преимущественным выделением одних объектов по сравнению с другими.

Адекватность

восприятия измеряется мерой соответствия образа воспринимаемому объекту: предмету, явлению, ситуации.

Восприятие всегда часть определенной деятельности. Поэтому оно

активно

в своей сущности.

Предметность

. Предметность – это свойство образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету.

Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название

апперцепции

.

В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:

« - … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?

- Часто.

- Как часто?

- Ну, несколько сот раз.

- Отлично. Сколько же там ступенек?

- Сколько ступенек? Понятия не имею!

- Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!

В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»

Особенности восприятия человека: можно видеть и не увидеть.

Восприятие – это результат процесса познания конкретного предмета. Что это такое? Это целостная картина того, что созерцалось человеком. Здесь выделяются конкретные особенности и характеристики объекта, к которым практически всегда возникает какое-то отношение. Восприятие зависит от намерений, желаний, интересов, настроения человека.

Восприятие

– это сложный и многомерный психический процесс. Поэтому существует несколько его классификаций по различным основаниям:

по ведущему органу чувств в формировании субъективного образа (зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое);

в зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности (восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения)

в зависимости от способа актуализации (произвольное и непроизвольное). Произвольное восприятие подчинено специальной перцептивной цели (что-то воспринять, заметить, обнаружить. Формируется такой вид восприятия в период младшего школьного возраста. Непроизвольное восприятие возникает непреднамеренно, стихийно. Оно актуализируется новизной, яркостью, необычностью и т.д.

Восприятие является одним из инструментов обеспечения социального бытия человека: общения и предметной деятельности. В соответствии с этим выделяют восприятие социальное и предметное. Социальное восприятие является одним из структурных компонентов общения. На его основе происходит ориентировка субъекта в элементах внешнего физического облика другого человека, во всех внешних проявлениях его внутренней психологической сущности. Предметное восприятие включено в структуру предметно-практической деятельности человека. Оно позволяет субъекту ориентироваться в свойствах тех объектов, на которые направлена его деятельность.

 

Развитие восприятия у детей

с умственной отсталостью

 

Особенности восприятия детей с умственной отсталостью были очень детально изучены. Экспериментально доказали, что даже при отсутствии первичных повреждений органов ощущений, восприятие у этих детей всё равно характеризуется недоразвитием. Это происходит, потому что процесс восприятия протекает в единстве с другими психическими процессами: ощущениями, представлениями, мышлением и речью, а также на него оказывают влияние индивидуально-психологические свойства личности. При умственной отсталости наблюдается тотальность нарушения, т.е. недоразвития различных сторон психики, что неблагоприятно влияет и на процесс восприятия. В силу указанных причин у детей с умственной отсталостью отмечается нарушение всех свойств восприятия - избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, и константности. Нарушения восприятия у детей с умственной отсталостью можно разделить на несколько групп:

1) замедленный темп и суженный объём восприятия;

2) выраженная недифференцированность восприятия;

3) инактивность процесса восприятия;

4) нарушение осмысленности и обобщенности восприятия;

5) нарушение константности восприятия;

6) нарушение восприятия времени, пространства.

 

Замедленный темп и суженный объём восприятия.

Замедленность темпа восприятий. Один из фундаментальных экспериментов, доказывающий замедленный темп зрительного восприятия у детей с умственной отсталостью, был проведён К.И. Вересотской. Он заключался в узнавании детьми изображений хорошо известных детям предметов: яблоко, стол, кошка, карандаш и т.д. Время предъявления изображений было точно дозировано на 42 миллисекунд. При таком времени взрослые правильно узнали все изображения, ученики массовой школы узнали почти все изображения - 95% предметов, а ученики с нарушениями интеллекта узнали лишь около половины изображений - 55% предметов.

Опыт №1

Цель: определить темп зрительного восприятия детей с ОВЗ.

Норма 100% узнавание.

Предъявляются картинки 10 штук, узнать. (Вывод: как могли бы сделать дети с УО. Показываются картинки еще раз, педагоги должны узнать меньшее количество картинок. Записать на лист).

Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Так, исследование Нудельман М. М. показало, что в одном и том же городском пейзаже умственно отсталые дети "усматривали" меньше предметов, чем нормальные дети. Многопредметный участок действительности оказывается для этих детей малопредметным. Причина лежит в особенностях движения взора - то, что нормальные дети видят сразу, дети с умственной отсталостью видят последовательно. Также при обозрении действительности эти дети плохо усматривают связи и отношения между объектами. Всё это приводит к узости восприятия, что мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности или непривычной ситуации.

Опыт №2

Цель: определить объем восприятия детей с легкой степенью умственной отсталости.

Показ сюжетной картины в течение 30 секунд. Посмотреть и записать, что увидели вы. Как бы увидел школьник УО, увидеть большую и яркую деталь, медленно перевести взгляд на другую деталь. Запись на бланк.

 

Выраженная не

дифференцированность восприятия.

Данные многих экспериментальных исследований говорят о том, что умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при их узнавании.

Ч

асто считают одинаковыми такие предметы, которые фактически неодинаковы, т.е. они не подмечают тех мелких различий, распознавание которых было доступно их нормальным сверстникам.

Так, например, ученики начальной школы принимают белку за кошку, компас за часы и т.д.

Даже различение цветов и оттенков вызывают у детей с умственной отсталостью значительные трудности. Часто встречаются ошибки узнавания и называния промежуточных и слабонасыщенных цветовых оттенков, притом, что большинство из них правильно узнают и называют основные цвета. Умственно отсталые дети объединяют в одну и ту же группу множество мало сходных оттенков. Причина этих трудностей кроется в снижение цветовой чувствительности умственно отсталых детей.

У умственно отсталых детей выраженные затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание. Это значит, что при узнавании им легче отнести воспринятый предмет к категории рода, чем к категории вида. Им, например, легче увидеть в вошедшем во двор человеке просто дядю, а не соседа, почтальона или садовника. Также, эти дети относят к квадратам и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами.

Опыт №3

Цель: определить дифференцированность восприятия.

Что отнесут школьники к квадратам, провести стрелки

.

Ответить на вопрос «Кто это?»

 

Инактивность процесса восприятия.

Инактивность восприятия умственно отсталых лиц обнаруживается в отсутствии стремления ими рассмотреть, разобраться в деталях и во всех свойствах предъявляемой картинки, игрушки или другого предмета.

Повернутые на 90° или 180° изображения правильно узнавались учениками массовой школы. Ученики же с умственной отсталостью либо не могли узнать эти изображения, либо ошибочно принимали их не за то, чем они были в действительности в 50%. Детям с умственной отсталостью не хватало той активности восприятия, которая необходима для мысленного распознавания положения предмета в пространстве, для его мысленного "переворачивания". Они очень часто узнавали в картинке, показанной им "вниз головой", какой-либо иной предмет, находящийся якобы в обычном, правильном положении в пространстве.

Об инактивном характере восприятия также говорит неумение этих детей всматриваться, искать и находить определенные объекты.

Опыт №4

Цель: правильность узнавания перевернутых картинок.

Показ перевернутых картинок, запись чтобы увидели дети с легкой степенью УО.

 

Нарушение осмысленности и обобщённости восприятия.

Нарушение константности восприятия.

Учащиеся с умственной отсталостью затрудняются при необходимости выделить главное, существенное в объекте. Это проявляется, например, при восприятии сюжетных картин. При восприятии сюжетных картин не устанавливают действительные отношения между объектами, действующими лицами, не вскрывают необходимых связей, а также не понимают изображенных на картине выразительных движений и мимики, отражающих душевное состояние человека. Все эти факты свидетельствуют о недостаточной активности восприятия детей с умственной отсталостью.

Опыт №5

Цель: выделить главное на картине, установить отношения между действующими героями.

Показ картины с эмоциями, как бы ответили дети с УО.

 

Нарушение восприятия времен

и

и

пространства

.

Восприятие времени - это отражение объективной длительности и последовательности, чередования явлений действительности. У детей с умственной отсталостью, наблюдается нарушение осознанного восприятия бытового, математического и исторического времени. Так, например, обнаруживается нарушение осознанности восприятия дат и событий личной жизни. В восприятии математического времени выступает нарушение осознанного соотношения мер (единиц) времени и знания сравнительных величин, единиц времени. В восприятии исторического времени оказываются нарушенными связи между событиями и отрезками времени, в которых они протекают.

Опыт №6

Цель: установить нарушения восприятия времени и пространства.

В чем могли запутаться дети с ОВЗ, рассказывая о своей жизни? (В последовательности дат).

П

редлагается на глаз определить размер

линии

(в см.)

.

В каком процентном соотношении могли бы дети ответить правильно?

 

Опыт №7

Цель: исследование восприятия времени. Определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.

Предлагается определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Инструкция: «Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки определить конец заданного отрезка времени 1 минуты.) Как бы ответили дети с легкой степенью УО.

 

Так, как восприятие, по ведущему органу чувств в формировании субъективного образа, бывает зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое – коррекция направлена на

коррекцию и развитие

зрительного восприятия, слухового восприятия, тактильного, вкусового и обонятельного восприятия.

Получение опыта через органы чувств для детей с легкой степенью умственной отсталости, более доступно и

ценно.

 

Упражнения на коррекцию:

Упражнение на развитие наблюдательности.

Цель: развитие активности восприятия.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, квадрат". Ребенок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.

Проведите эту игру в соревновательной форме: "Кто больше назовет таких предметов?"

Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы разные предметы, и попросите назвать все эти предметы, которые как бы "спрятаны".

Игра «Угадай слово».

Цель: соотнесение слова с правильным произношением слова.

Показываем детям картинку, громко произносит: «Вагон». Затем говорит: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Если я ошибусь. То хлопните в ладоши».

Усложнение происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Здесь же развиваем внимание, сначала дети поднимают красный кружок, если заметят ошибку; а затем красный кружок – на ошибку, зеленый – если верно.

 

Коррекция и развитие восприятия (зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного).

Коррекция и развитие зрительного восприятия у умственно отсталых школьников предполагает использование психофизиологического и психолого-педагогического направлений, которые способствуют активизации сенсорно – перцептивных и мыслительных процессов.

Использование психофизиологического направления в развитии зрительного восприятия заключается в применении специально организованной зрительной стимуляции, которая повышает функциональную активность анализатора. Также это направление включает в себя выполнение учащимися определённых упражнений и применение метода зрительной подачи учебного материала. Упражнения имеют комплексное воздействие, так как развивают не только базисные функции восприятия, связанные с физиологическими свойствами зрительного анализатора, но и психологический компонент восприятия – его когнитивную основу.

Психофизиологические методики направлены на развитие восприятия основных свойств предметов и изображений в условиях различной адаптации и пространственной локализации.

Психолого-педагогическое направление включает формирование мотивированной потребности видеть лучше. В условиях мотивированной активности мобилизуются соответствующие активационные системы мозга, что облегчает формирование и опознание зрительных образов. По способу предъявления материала психолого-педагогические методики делят на предметную, изобразительную. В рамках каждой из перечисленных психолого-педагогических методик выполняется какой-либо из двух способов действия с материалом: наглядно-действенный или наглядно-образный. Таким образом, в зависимости от способа действия с материалом, выделяют наглядно-действенные и наглядно-образные методики.

Развитие зрительного восприятия осуществляется в дидактических играх, на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи, педагоги учат школьников способам зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков и т. д.

Большие возможности для развития зрительного восприятия заложены в использовании компьютерной техники и интерактивных досок. Как правило, к окончанию школы, дети ОВЗ выравнивают способность зрительного анализатора воспринимать ближе к норме.

Развитие слухового восприятия.

Основой фонематического слуха является слуховое восприятие. Также фонематический слух обеспечивается такими психическими процессами как внимание, мышление, и в целом способность различения фонем на слух требует определенного уровня зрелости познавательных психических процессов. Так как особенности детей с умственной отсталостью значительно затрудняют работу по развитию фонематического слуха, при проведении этой работы со школьниками обязательно должны учитываться данные отклонения в познавательной сфере.

Начинать работу по развитию слухового восприятия В. В. Воронкова рекомендует с формирования у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Также она отмечает необходимость в обучении детей слушать и различать голоса некоторых птиц и животных. Это реализуется с помощью стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных. Следующий этап, который выделяет В. В. Воронкова - членение высказывания на слова. Вначале учитель предлагает рассмотреть предметы, которые выставлены на столе (игрушки, учебные вещи), назвать, подсчитать, сколько их. Далее уточняется, сколько предметов назвали и сколько сказали слов. Затем вместо натуральных предметов используют их изображения. Только после такой предварительной работы можно предлагать любые слова (пока только названия предметов) без наглядного подкрепления. Далее учим детей определять количество слов в предложении. Сначала дети учатся строить предложения на основе непосредственно производимого ими действия, или действия, изображенного на рисунке («ситуативные» картинки), или на тему, данную учителем. Таким образом, продолжая формировать представление учащихся о слове, необходимо учить их относить к словам названия не только предметов, но и действий. Следующий этап работы - деление слов на слоги. Внимание учеников акцентируется на том, что слова произносятся по частям, каждое слово состоит из нескольких частей. Последним этапом является выделение звуков речи с которых начинается овладение грамотой.

Таким образом, развитие у умственно отсталых учащихся умения слышать и выделять слова, слоги, звуки подготавливает детей к более эффективному обучению грамоте, способствует развитию правильного звукопроизношения и способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.

 

Коррекция тактильного, вкусового и обонятельного восприятия.

Наиболее типичные задания, игры и упражнения для коррекции тактильного восприятия.

«Найди такую же поверхность», «Подбери пару», «Что напоминает эта поверхность на ощупь?», «Волшебный мешочек» и др. Большой интерес у детей вызывают задания на подбор по структуре поверхностей крыш к домикам, шляпок к ножкам грибов и т.п.; посчитать пальчиками на ощупь количество мелких предметов, расположенных в линейном порядке и вразброс (например, наклеенные на картон бусинки, ракушки или обломки спичек); прочитать пальчиками одно- и двухсложные слова, составленные рельефным шрифтом. Можно также предлагать объемные аппликации из толстого картона, сплошные и контурные изображения хорошо и малознакомых предметов, выложенные конструкции из палочек, спичек, проволоки, а также узоры из тесьмы, веревки, жгута и пр. Учащиеся тактильно запоминают предложенный образец, а затем зрительно находят ему пару, либо делают его зарисовку, или конструируют аналогичную фигуру из имеющихся материалов (проволока, спички, вощенные нити и пр.) Таким же образом осуществляют соотнесение плоскостного с объемным.

В качестве оборудования для проведения сенсорного тренинга можно использовать «Клавишную доску» Монтессори (образцы различных поверхностей, наклеенные на доску и напоминающие клавиши пианино), кусочки разных видов бумаги, ткани (фланель, ситец, шерсть, атлас, шелк, мех и т.д.); образцы различной древесины, металла, пластика и других материалов; рельефные изображения объектов, тактильные мешочки, весовые наборы для развития кинестической чувствительности, мускульных ощущений и т.п.

Коррекционные приемы и методические указания: переходить от мягкого к твердому, используя контрасты между грубой структурой материала и гладкой. Зрячие дети выполняют упражнения с закрытыми или завязанными глазами. Осязанием, как средством самокомпенсации, активно пользуются не только люди с нарушением зрения, но и слуха, речи, интеллекта. Обследовательские движения руки следует целенаправленно использовать в лепке, рисовании, конструировании, при знакомстве с новыми предметами, сравнении различных объектов. Особо важное значение имеет организация осязательной деятельности при восприятии и изучении формы предмета, букв, цифр, геометрических фигур, которые в целом ряде случаев легче усваиваются посредством ощупывания, чем зрительно.

Для развития (нормализации) чувствительности кожи хорошо подходят сухие шариковые бассейны. Частично их могут заменить ванны, ящики, заполненные песком, стружкой, листвой, семенами, каштанами, желудями, в которые укладывается ребенок, или только погружаются его руки, ноги поочередно. Благодаря этим погружениям и спонтанным манипуляциям в них, у ребенка развиваются психомоторные навыки. В этих условиях имеет смысл организовать целенаправленную поисковую деятельность: в наполнителе прячется какой-либо объект или несколько, которые надо обнаружить на ощупь руками или ногами и достать.

Наиболее типичные задания, игры и упражнения для коррекции вкусового и обонятельного восприятия.

Познавательные возможности органов обоняния и вкуса: узнавание предмета по запаху и вкусу; установление степени приятности пищи; степени свежести (испорченности) продукта, зрелости плодов; определение качества запаха и вкуса, температуры и качества поверхности съедаемого; дифференцирование предметов на съедобные и несъедобные; использование запаха при ориентировке в пространстве; в качестве сигнала о происходящих событиях и др.

В последнее время все шире и шире распространяется ароматерапия – использование различных запахов, чаще всего в виде эфирных масел, в лечебных целях. Некоторые оптимисты заявляют, что ароматами «можно лечить все, кроме аппендицита». Приведем некоторые примеры: эвкалипт – стимулирует дыхание, очищает воздух; розмарин – естественный энергетик, расслабляет мышцы, способствует пищеварению; сосна – дезинфицирует, рекомендуется при бессоннице и утомлении; апельсин – укрепляет, способствует накоплению энергетики; лимон – освежает, тонизирует, укрепляет; майоран – успокаивающий, болеутоляющий, освежающий, действует против храпа; вербена – способствует общению, пищеварению, пробуждает ум; жасмин – расслабляет, уравновешивает, нейтрализует плохие запахи; мята – тонизирует, укрепляет; мелисса – помогает преодолеть усталость; базилик – способствует сосредоточенности, стимулирует память, улучшает пищеварение. Ароматы всех цитрусовых стимулируют психическую и физическую активность. При уникальной функциональности запаха лаванды, основным свойством является успокаивающее действие. Ароматотерапия на фоне музыки снимает спастику у детей с ДЦП. Во многих странах мира успешно практикуется обучение незрячих людей ориентировке в пространстве по специально высаженным пахучим растениям.

Для стимуляции и коррекции обоняния и вкуса используются продуктовые и парфюмерные наборы, масла, эссенции, наборы трав, «вкусовые баночки», део-диски, освежители воздуха, нюхательная соль, ароматические свечи, блокноты, карандаши и пр.

Коррекционные приемы и методические указания: предлагать контрастную пищу (сладкое–горькое, приятное–неприятное); проводить нейтрализацию предыдущего вкуса глотком воды. При развитии вкусовых и обонятельных способностей необходимо следовать примеру из сказки Гауфа "Карлик Нос", когда при поиске в пироге королевы травы "чихай на здоровье" и "утешение желудка", князь осторожно откусил крохотный кусочек, хорошенько прожевал его, растер языком.

 

Вывод: дети с умственной отсталостью располагают потенциальными возможностями развития сенсорного познания предметов и явлений окружающего мира в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, связанных с развитием высших психических функций, что повышает и развитие всех сторон восприятия.

Под влиянием педагогического воздействия происходит нормализация развития школьника с умственной отсталостью и восстановление его связей с окружающей действительностью. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в двух направлениях: специальные занятия по развитию восприятия и организация развивающих игр и упражнений на различных общеобразовательных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), а также в играх, бытовой деятельности.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x