«От латинской руны, греческой тэты до современных английских межзубных звуков» | Вольф Ирина Филипповна. Работа №358178
Исследовательская работа «От латинской руны, греческой тэты до современных английских межзубных звуков» представляет собой в первой части изучение теоретического материала из указанных источников об истории развития английского языка, с целью определения возникновения межзубных английских звуков [ð]и [θ].
Вторая часть – это исследование владения произношением данных звуков учащимися МБОУ «АСОШ №5» 5, 8 и 10 классов. Для этого использованы методы сравнения и определения.
Также была сделана попытка вывести правило произношения данных звуков методом анализа (по частям речи, по положению звуков в словах) Практическим результатом работы является создание памятки для учащихся 5 класса, которая содержит выбранные из учебника «Английский в фокусе» слова, содержащие данные звуки. Сделан вывод о том, что при помощи многократного повторения, можно научиться правильно произносить данные звуки.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 5»
Секция: Гуманитарные науки
«От латинской руны, греческой тэты до современных английских межзубных звуков»
Автор: Дрёмин Игорь Романович,
учащийся 5 кл. АСОШ №5
Руководитель: Вольф Ирина
Филипповна, учитель англ. яз.АСОШ №5
Абаза, 2021 г.
Оглавление с.2
Введение с.3
1.История возникновения и развития английского языка и межзубных английских звуков [θ] и [ð] с.4-5
2.Анализ произносительных навыков у учащихся 5 класса,
8 класса и 10 класса с.6
3.Систематизация слов содержащих данные звуки. Создание материала для преодоления трудностей в произношении межзубных звуков: изготовление памятки для учащихся 5 класса с.7-8
4. Заключение с.9
Список использованной литературы с.10
Введение
Тема работы: «От латинской руны, греческой тэты до современных английских межзубных звуков»
Актуальность темы: изучая английский язык в школе, я встретился с проблемой произношения межзубных звуков [ð]и [θ]. Наличие этого явления в английском языке меня заинтересовало, и я решил заняться изучением вопроса развития английского языка, узнать, откуда появились эти звуки, как преодолеть трудности в освоении межзубных звуков.
Я выдвигаю следующую гипотезу: так как освоение произношения межзубных звуков вызывают трудность, то в будущем, вероятно, их исчезновение и замена их более лёгкими звуками.
Цель работы: изучение степени возможности усвоения межзубных звуков русскоязычными учащимися, систематизация лексики содержащей данные звуки на предмет произношения звука [θ] и[ð].
Задачи:
1. Изучить источники, содержащие исторические факты возникновения английского языка и данных звуков.
2. Проанализировать степень усвоения данных звуков учащимися нашей школы.
3. Изучить лексику, содержащую данные звуки с целью их классификации и выведения правила произношения звонкого[ð]и глухого [θ].
Предмет изучения: английский язык.
Объект изучения: английские слова, содержащие межзубные звуки [θ] и [ð] .
Методы исследования:сравнение, определение, анализ, обобщение, оценка.
1.История возникновения и развития английского языка
Изучив теоретический материал из различных источников, я узнал, что история английского языка началасьв пятом веке нашей эры с завоевания Британии германскими племенами.Германские племена говорили на схожих языках. На острове из их диалектов сформировался общий язык, который мы теперь называем древнеанглийским (OldEnglish). И слово “Engle” (Angles) стало употребляться по отношению ко всем представителям германских племен, осевшим в Британии, соответствующееприлагательное “Enʒlisc” стало обозначать их язык. Об этом рассказывает Васильева Э. в лекциях «Исторические основы английской фонетики и орфографии». Аракин В.Д. предлагает следующие периоды в развитии английского языка:
Древнейший период (период существования древнеанглийских племён)
Древний период (
VI
-
XI
века, до нас дошли письменные памятники)
Средний период (
XI
-
XV
века)
Новый период
(
XV
век, подразделяется на
ранненовоанглийский
и
поздненовоанглийский
.)
В 55 г. до нашей эры Ю. Цезарь предпринял поход на Британские острова, и с тех пор римляне всё глубже проникали вглубь страны. От римлян в английском языке остались названия, содержащие вторую часть в словах «castra» военный лагерь, а также другие слова.К концу VII века на территории Британии утвердилось христианство, которое сыграло большую роль для развития языка. Монахи вели летописи, создавались библиотеки. Лексика древнеанглийского периода была в основном германского происхождения. Уже в VIIIвеке начались набеги на Англию скандинавских викингов. Скандинавские завоеватели принесли с собой французский язык. И в английском языке появились скандинавские заимствования. В 1066 году Вильгельм Завоеватель, герцог Нормандский, стал королём Англии. Появился нормандский диалект в
английском языке. Ещё одним языком, функционирующим в стране,
была латынь, которая как в Англии, так и в Западной Европе, была языком церковным и языком науки. В XVвеке в Англии появилось книгопечатание, которое стало крупнейшим явлением в культурной жизни Европы. К XVIвеку обозначилось особое положение лондонского диалекта, как основы складывающегося национального языка. В XVII - XVIIIвеках в связи с расширением торговых и культурных связей, были заимствованы слова из итальянского, испанского, голландского языков. К концу XVIвека лингвисты считают национальный английский язык сложившимся.( Иванова И.П., Чахоян Л.П., Беляева Т.М. «История английского языка»).
А теперь разберёмся, откуда в английском языкепоявились звуки [θ] и [ð]? Мы узнали, что древнеанглийские писцы пользовались латинским алфавитом, но они адаптировали ряд его букв, так как необходимо было отобразить особенностидревнеанглийской фонетической системы. Для этого латинскийалфавит был дополнен некоторыми руническими знаками. Руна “Þ” (“thorn”) использовалась наравне с “ð(“eth”) для обозначения звуков [θ] и [ð].А диграф th появился в латыни для передачи на письме древнегреческой буквы тэта, которая произносилась как «т» с придыханием /th/. Как оказалось, в русском языке также много слов греческого происхождения и до реформы правописания, в 1918 году, в русском алфавите существовали буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), Ї (и десятеричное). В старославянской азбуке Ѳ (фита) передавала звук /th/ греческой буквы тета.
2. Анализ произносительных навыков учащимися звуков[θ] и [ð]
Для того, чтобы узнать насколько учащиеся усваивают произношение межзубных английских звуков, нами было проведено исследование. Мы попросили учащихся 5 кл, 8кл и 10кл. прочитать слова, которые содержатмежзубныезвукои [ð]и [θ]. Мы предложили ребятам графическую форму слова и транскрипцию. Результат исследования представляем в следующей таблице.
Класс
Количество уч-ся
Верно
Неверно
Анализ ошибок
графич
транскрипц
Графич
транскрипц
5кл
24
10
41%
14
58%
14
58%
10
41%
Произносят как |t|, |s|, |f|, |h|
8кл
16
12
75%
14
87%
4
25%
2
12%
|s|или |z|
10 кл
10
8
80%
8
80%
2
20%
2
20%
|s| или |z|
Из таблицы наглядно видно, что учащиеся 5 класса произносят данные звуки неверно, как |t|, |s|, |f|, |h|. Учащиеся 8 и 10 класса, допускают в произношении меньше ошибок, и произносят лишь как|s| или |z|. Из таблицы видно, что чтение транскрипции легче, как для учащихся 5 класса, так и для учащихся 8 и 10 классов. А также учащиеся старших классов произносят слова с данными звуками более правильно, допускают меньше ошибок.
Таким образом, можно сделать вывод, что от года обучения к году учащиеся начинают произносить межзубные звуки более правильно. Значит, для того, чтобы научиться произносить английские межзубные звуки, необходима тренировка и опыт.
2.1.Систематизация слов, содержащих данные звуки. Преодоление трудностей в произношении межзубных звуков, изготовление памяток. Следуя нашему выводу, мы решили выбрать слова из учебника «Английский в фокусе» В.Эванс и др. для 5 класса, содержащих межзубные звуки и создать памятки, для тренировки произношения данных слов. Также мы попытались найти систему в словах для произношения звонкого [ð] и глухого [θ], для выведения правил. Сначала мы решили разбить слова по частям речи, однако в существительных произносится как глухой, так и звонкий межзубный звук, например Brother (звонкий), Birthday (глухой), по постановке звуков в словах, в начале, середине или в конце. Однако, Northern (звонкий),Cathedral (глухой) несмотря на то, что звуки находятся в середине слова. Или в начале слова Thanks(глухой), Them (звонкий). Нам не удалось найти общее для данных звуков, подчинить правилу произношение данных звуков не представляется нам возможным.
Слова, содержащие межзубные звуки [ð]и [θ] из учебника «Английский в фокусе» В.Эванси др., для 5 класса. Данные слова выбраны из учебника, распределены по звонкости и глухости, и собраны для учащихся, в качестве тренировочного материала.
Памятка для тренировки произношения английских межзубных звуков для 5 класса.
Read correctly and remember [ð] or [θ]
[ð]
[θ]
Another
Anything
Brother
Birthday
Clothes
Bathroom
Father
Cathy
Feather
Cathedral
Grandfaher
Cloth
Grandmother
Everything
Mother
Health
Northern
Mouth
Other
Mathimatics
Maths
Them
Month
This, these
North
That
South
The
Something
Then
Sunbathing
Together
Thanks
they, their
Think
Though
Thursday
Those
Thirteen
With
Thing
Whether
Tooth-teeth
Weather
Thin
Thick
Third
Three
Worth
3. Заключение
Изучив теоретический материал о развитии языка, мы можем сделать вывод, что язык не является чем- то однажды изобретённым и статичным. С древних времён до наших дней с языком непрестанно происходят изменения. Некоторые лингвисты утверждают, что трудности в произношении межзубных звуков возникают не только у учащихся, но и у туристов. Поэтому в столице Великобритании к 2026 году этот звук может исчезнуть. Однако, межзубные звуки, проделав большой исторический путь от латинской руны, греческой тэты до современного английского языка, то есть до наших дней, не исчезли, несмотря на необычность их произношения. Сделав анализ произношения данных звуков учащимися, я сделал вывод, что гипотеза об исчезновении данных звуков с течением времени несостоятельна, наоборот, можно научиться произносить эти звуки, тренируясь и повторяя.
Список литературы
Аракин
В.Д. История английского языка.
Физмат лит,
2003 г.
Васильева Э.
Исторические основы английской фонетики и орфографии
.
http://engphil.samsu.ru/laniuscms/docs/lectures/historyenglish.pdf
Гусева, В. А. Король английских звуков / В. А. Гусева, Т. А.
Пузанова
. — Текст
:
непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 4 (18). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/young/archive/18/1
284/
.
4.Дули Д, Эванс В. Английский в фокусе, Просвещение, 2018г
5.Иванова, И.П. История английского языка / И.П. Иванова, Л.П. Чахоян, Т.М. Беляева. - Спб., 1999.