Статья открытый урок ОРКСЭ 4 класс. Автор: Спицына Нина Владимировна

Автор: Спицына Нина Владимировна
Открытый урок "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс


Автор: Спицына Нина Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа»

Рубцовского района Алтайского края

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока ОРКСЭ

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Спицына Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ «Новоалександровская СОШ»

 

 

 

 

 

Тема: «Сердце матери»

Цели:

- создать условия для осознания роли матери в семье и в своей жизни;

Задачи:

- узнать историю возникновения Дня матери;

- воспитание внимательности, заботы, уважительного отношения к матери; 
- воспитание чувства прекрасного.

- научиться прислушиваться к себе, видеть в себе положительные и отрицательные качества;

- развитие навыков групповой работы; способности аргументировать своё мнение.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:
- актуализация проблемы сопереживания и сострадания матери;

- понимание роли матери в жизни каждого человека;
- осознание собственной положительной или негативной роли в эмоциональном состоянии другого человека на примере матери;
- развитие доброжелательности, отзывчивости;
- формирование навыков осмысления собственного поведения, личной ответственности за свои поступки;
Метапредметные результаты:
- осознанное построение речевых высказываний;
- формирование умения работать в паре, готовности слушать собеседника, принимать его точку зрения, вести диалог;
- использование логических операций анализа, сравнения, рассуждения, доказательства.
Предметные результаты:
- принятие норм поведения в общении с матерью

Оборудование:

1. Основы духовно – нравственной культуры народов России.

Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение

2. Средства ИКТ, используемые на уроке: компьютер, проектор, экран, электронная презентация

3.Мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух»

4. Стихотворение « Мама – как это прекрасно звучит!»

5. Пословицы.

6. Видео ролик Жасмин « Мамино сердце»

7.Раздаточный материал: карточки, большое сердце и маленькие сердечки, вырезанные из цветной бумаги, маркеры, листы бумаги А4.

 

 

 

Формы: 1. Групповая работа

- работа с текстовым материалом; - работа с раздаточным материалом;

- моделирование 2. Индивидуальная работа

 

Этапы урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Организационный момент.

 

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

 

 

 

 

Контролируют и оценивают свою готовность к уроку, настраиваются на урок.

 

 

Личностные 

- самоконтроль, понимание необходимости учения;

Здравствуйте. Начинаем урок ОРКСЭ.

(звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)

- В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце у себя. Закройте глаза.

Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Мы чувствуем, как звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце! Оно несёт тепло всем, всем!

( во время релаксации учитель открывает доску, на которой полянка с травой и солнышком)

- Открываем глаза. Вы чувствуете, как теплее и светлее стало в классе? Что нового появилось?

Дети настраиваются на урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

солнце на полянке

Слайд № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Мотивационный (самоопределение к деятельности) 

Цель: мотивация к учебной деятельности;

создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Познавательные

-Строить речевое высказывание в устной форме.

- Делать выводы на основе анализа объектов.

-Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

Коммуникативные УУД

-Слушать и понимать других.

-Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Оформлять свои мысли в устной форме.

- А с чем у вас ассоциируется слово «солнце»?

Составьте кластер к слову «МАМА»

 

тепло дом

МАМА нежность

уют доброта

любовь ласка

радость счастье

 

 

-Если бы у вас спросили, что такое «счастье», как бы вы ответили?

А вот как на этот вопрос ответили ребята из другой школы, мы прочитаем в учебнике на стр. 115

-Похожи ли ваши ответы?

 

Вывод: Во всех ответах есть одно, самое важное слово – мама. Для нас большое счастье, когда мама рядом, когда она здорова, когда она может нас приласкать, утешить, пожалеть. Мама дала нам жизнь, вложила в наши сердца первые понятия о добре и зле, чести и достоинстве. И каждый человек должен быть благодарен своей маме за это.

 

 

С мамой

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

Дети формулируют понятие.

 

 

 

Индивидуальная работа

Высказывания детей

 

 

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Постановка учебной задачи

 

Цель: подведение учащихся к формулированию цели и задач урока. Составление плана работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.Физ.минутка

 

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка.

 

Личностные: освоение личного смысла учения.

Познавательные: выдвигают предположения о теме урока, слушают вопросы учителя.

Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся, принимают и сохраняют учебную цель.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать собеседника, составлять план действий, отстаивать свою точку зрения и договариваться с людьми иных позиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какова тема нашего урока?

- Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Послушаем стихотворение.

Мама – как это прекрасно звучит!
Мама – как много нам говорит!
Это милое, близкое каждому слово.
Мама – это слово конечно не ново,
Но для каждого в мире священно оно,
Хоть и создано было то слово давно.
И пусть ты не знаешь других языков,
И пусть ты в стране чужой, полной врагов,
Скажи это слово, поймут все тебя –
У каждого есть мама своя.
И знай, это слово известно везде –
Оно ведь едино в любом языке!

-Что вы узнали о маме из этого стихотворения?

 

 

Физинутка

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

 

Запись темы урока:

СЕРДЦЕ МАТЕРИ

 

 

- узнать историю возникновения Дня матери

- Какое оно «сердце матери»?

- Кто для нас «мама»?

- Чем сердце матери отличается от других?

 

 

Стихотворение наизусть читает ученица

 

 

 

 

 

 

 

Высказывания детей

Слайд № 2

Тема появляется на слайде.

 

 

Слайд № 3

Учебные задачи:

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 4-5

V. Открытия детьми нового знания

 

Цель: углубить представления учащихся о сердце матери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметный: интерес и уважение к своей маме, углубление знаний об истории Дня матери

Личностныепринятие общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе группы, распределяют роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, кто из вас знает когда у нас в России отмечается День матери?

 

Послушаем сообщение Афанасьевой Дарьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите, как ответственно быть мамой. Поэтому государство уделяет большое внимание роли матери в семье.

День матери — международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы женского пола

- Во многих странах мира празднуют День матери, только в разное время.

По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте матери богов – восточной Кибеле

- Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.

- На Руси почиталась Мокоша - Богиня материнства

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей.

В Европе США и Австралии «День матери» отмечается во второе воскресенье мая. Весна – начало жизни, а мать дарит жизнь.

День матери полюбился всем, и большим, и малым.

Это праздник призван поддерживать традиции бережного отношения к главному человеку в семье – женщине матери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6 - 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Самостоятельная работа в группах.

 

Цель:

каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что умеет, знает.

 

Предметныеуглубление знаний о человеческих качествах.

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, выполнять различные роли в группе, понимать точку зрения другого.

Личностные: уважение к своей матери..

– Издревле в русских семьях воспитание детей лежало на женских плечах – это отмечается в устном народном творчестве через пословицы и поговорки.

Удивительным образом устроено человеческое сердце. Оно способно вмещать в себя и очень хорошие качества и очень плохие.

Каждой группе  нужно выполнить следующее задание.

 

1 группа: собирает пословицы о матери

 

- При солнышке тепло, при матери добро.

- Нет милее дружка, чем родима матушка.

- Сердце матери лучше солнца греет.

- Мама в доме – что солнышко на небе.

 

- Что объединяет все эти пословицы?

 

2 группа На листочках написаны человеческие качества. Выберите те качества, которые присуще маме.

Радость, жестокость, уважение, трудолюбие, равнодушие, любовь, доброта, милосердие, забота, грубость, лживость, трусость, храбрость, честность, верность, дружба, благородство, нежность.

 

У нас получился образ материнского сердца. Он наполнен лучшими человеческими качествами.

С первого дня рождения ребёнка мать живёт заботой о нём. Любовь матери согревает ребёнка своим теплом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1группа: собирает пословицы о матери

 

 

 

любовь, уважение к маме, к ее чувствам и забота о нас

 

 

2группа: выбирает  качества души, присущие   маме.

Дети приклеивают листочки, с качествами на материнское сердце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Включение в систему знаний и повторения?

 

Цель: закрепить, повторить имеющиеся знания.

Личностные: нравственно-этическая ориентация, контроль результата своей деятельности.

Предметные: формирование позитивного опыта семейных отношений.

Познавательные: умение работать по карточкам

Коммуникативные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

- Как вы думаете, что значит быть мамой?

 

Мы живем на удивительной планете заботливых мам.

- Наши мамы имеют ещё одну профессию – хозяйка дома.

Их руки постоянно трудятся для того, чтобы вам было хорошо

Можем ли мы помочь маме в ее домашних делах? Как?

--Ребята, я предлагаю вам создать цветок помощи маме. Выберите и приклейте на лепестки цветка виды помощи, которые вы будете оказывать маме.

Проверка.

Вывод: старайтесь делать то, что советуют вам лепестки.

- Вспомните, обижали ли вы когда-нибудь свою маму словом или делом? Всегда ли у вас хватало мужества признать свои ошибки и искренне попросить у мамы прощения?

Если вам по прежнему стыдно перед мамой за какое – то своё слово или поступок, запишите этот случай на карточке:

- А теперь мысленно попросите у мамы прощения, сомните и выбросьте эту карточку. И больше никогда не огорчайте свою маму!

Будьте внимательны к ней, и если порой она бывает с вами строга, поймите ее верно: это потому, что она желает вам добра. Умейте ценить любовь матери. Будьте бережливы к этой любви, не оскорбляйте ее случайно грубостью, резким словом, непослушанием.

Индивидуальная работа.

 

- не только родить ребенка, а вскормить его, вырастить и воспитать достойным, умным, порядочным человеком, заботиться о нем и быть ему опорой и поддержкой

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

Ромашка

Виды помощи:

полить цветы,

подмести пол,

вымыть посуду,

сходить в магазин,

вытереть пыль,

поиграть с сестрой,

полить грядки,

принести дров,

расчистить снег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX. Рефлексия.

Оценка достижений

Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности;

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 

 

Наш урок подошёл к концу

- Что главное извлекли из урока?

Как вы думаете. Если бы люди любили друг друга так же, как мать любит своих детей, изменилась бы жизнь на земле?

Может ли подобная любовь существовать между любыми другими людьми?

В заключении, мне бы хотелось вам сказать,  будьте добрым сыном и доброй дочерью до самой старости своей мамы. Умейте чувствовать сердце матери, чтобы как можно чаще видеть в её глазах мир и покой, счастье и радость.

Берегите маму, берегите её здоровье, её силы  - и у вас от этого  будет хорошо и спокойно на душе.

- Как вы считаете, тема, над которой мы работали, важна для вас?

Ответили мы на вопросы, которые ставили в начале урока.

 

Оцените свою работу на уроке

 

- Ребята, сейчас вы послушаете песню о маме. Еще раз вспомните то, о чём мы говорили и подумайте, как вы теперь будете строить отношения с мамой. 

И от вас во многом будет зависеть, какими чувствами наполнится ее сердце. 

Видео ролик Жасмин « Мамино сердце»

Материнское сердце…Ты границ не имеешь!

Ты, как Ангел – Хранитель, за спиной у детей!

Материнское сердце! И пока оно бьётся, Мы до старости - дети….

Пусть подольше стучит!

Я надеюсь, что ваш внутренний мир изменился и ваши сердца наполнились самыми лучшими чувствами.

Я предлагаю вам взять сердечки и составить синквейн «мама»

 

Да важна. Мама – самый верный друг, который никогда не предаст своего ребенка. Материнское сердце очень хрупкое, его надо беречь от печали и горести.

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнали историю возникновения Дня матери

- Какое оно «сердце матери»? (Сердце матери – любящее, заботливое, ласковое, тревожное, нежное)

- Кто для нас «мама»?

- Чем сердце матери отличается от других?

Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы матери. Нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз матери.

 

 

 

 

 

 

 

сердечки

 

 

 

 

Мама.
Добрая, милая, единственная, родная.
Понимает, переживает, заботится, любит.
Я обожаю свою маму.
Женщина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд№ 13 - 14

видео ролик

 

 

 

 

 

 

Слайд№ 15

 

X. Домашнее задание.

 

 

На выбор.

1.Прочитать с.114-3-119, ответить на вопросы.

2. Подготовить рассказ о своей маме.

3. Написать сочинение о маме.

 

Спасибо за работу.

 

Слайд№ 16

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x