Статья открытый урок по истории россии в 8 м классе. Автор: Закарьяева Зарема Гаджиевна

Автор: Закарьяева Зарема Гаджиевна
Цели:

Образовательные:

·         Дать знания о детстве Петра I

·         Сформировать представление о начале царствования Петра I

·         Познакомить с целями Азовских походов и их результатами

·         Рассказать о предпринятом Великом посольстве и его итогах

Коррекционные:

·         Продолжать развитие внимания и слухового восприятия на основе объяснения нового материала

·         Развивать личностные качества учащихся во время выполнения заданий по закреплению нового материала

Воспитательные:

·         Воспитывать интерес к предмету

·         Продолжать работу по созданию атмосферы успешности на уроке


Автор: Закарьяева Зарема Гаджиевна

Открытый урок по истории России в 8 классе.

Тема: Начало правления Петра I.

Цели:

Образовательные:

Дать знания о детстве Петра

I

Сформировать представление о

начале царствования Петра

I

Познакомить с целями Азовских походов и их результатами

Рассказать о предпринятом Великом посольстве и его итогах

Коррекционные:

Продолжать развитие внимания и слухового восприятия на основе объяснения нового материала

Развивать личностные качества учащихся во время выполнения заданий по закреплению нового материала

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету

Продолжать работу по созданию атмосферы успешности на уроке

 

 

Оборудование: мультимедийная презентация, индивидуальные карточки с заданиями

Ход урока:

Орг.

момент

Актуализация знаний учащихся.

1.Расположите имена русских государей в хронологическом порядке.

 

 

 

 

 

2. Работа на доске

Сопоставьте событие с именем государя, при котором эти события происходили.

 

Строительство кирпичных стен Московского Кремля

Расширение государства Российского

 

Опричнина

 

Смутное время

 

Начало правления династии Романовых

 

Соляной бунт

Медный бунт

Михаил Романов

 

 

Василий III

 

Иван III

 

Иван IV Грозный

 

Василий Шуйский

 

Алексей Романов

 

 


3.Работа на доске с карточками дат.

Соотнести время правления с именами царей и событиями.

1462-1505 – Иван III
1505-1533 – Василий III
1533-1583 – Иван IV Грозный
1584-1598 – Федор Иванович (последний из династии Рюриковичей)
1598-1605 – Борис Федорович Годунов
1605-1606 – Лжедмитрий I
1606-1610 – Василий IV Шуйский

1613-1645 – Михаил (начало династии Романовых)
1645-1676 – Алексей Михайлович

 

Работа по теме урока.

1.Объяснение нового материала.

А.С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок):

 

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

 

О ком мы сегодня будем говорить? Кому были посвящены эти строки А.С. Пушкина?

Учитель:

Мы остановились с вами на эпохи царствования Петра Великого. Пётр Великий жил не так долго, но эти 52 года, что он прожил на земле для России, означали гораздо больше.

На самом деле эта была эпоха большого перелома во всей истории Российской. Русь окончательно становилась империей. Именно Пётр Великий официально назовёт себя императором.

 

(Сообщение от ученика: Мы говорим с вами что в начале 176. Димитрий самозваный пытался называть себя Диметриум императором, то есть император Дмитрий. Но тогда вы знаете он не удержался долго на троне и те и соответственно та титулатура западная которую он пытался внести тоже не прижилась. Московские цари оставались царями. И называясь царями. И Пётр Великий вошел в историю тоже первоначально как русский царь.)

 

Учитель:

Иногда в истории говорят последний из русских царей. Да последний из русских царей и 1-й из русских императоров. Вот каков был этот путь и что для этого нужно было Петру сослать вот об этом с вами мы немного поговорим.

Давайте вспомним наследников царя Алексея Михайловича.

(Сообщение от учеников:

Царь Алексей Михайлович был женат дважды. Первая жена, Мария Ильинична Милославская, подарила ему 13 детей. До взрослого возраста дожили шесть дочерей и два сына. Сыновья, Фёдор и Иван, не отличались крепким здоровьем, зато дочери были все как на подбор, круглолицы и румяны. Среди них особенно выделялась царевна Софья.

Второй женой Алексея Михайловича стала Наталья Кирилловна Нарышкина, происходившая из старинного, но небогатого рода. Молодая царица родила супругу ещё троих детей, старшим из которых был Пётр. Именно он впоследствии и стал первым императором Всероссийским Петром I.

Алексей Михайлович скончался в 1676 году. Новым царём был провозглашён его старший сын Фёдор Алексеевич. Болезненного юношу, которому не исполнилось и пятнадцати лет, бояре чуть ли не на руках внесли в царскую палату и посадили на трон.

Сообщение от ученика:

Фёдор получил прекрасное образование. В правление Фёдора Алексеевича осложнились отношения с Крымом и Османской империей, поскольку последняя претендовала на украинские земли. В 1677 году турки и крымцы напали на крепость Чигирин, которая находилась на Правобережной Украине. Полки наголову разбили турок.

В следующем году война возобновилась. На этот раз неприятелю удалось захватить крепость, от которой остались одни руины. В январе 1681 года в Бахчисарае, столице Крымского ханства, Османская империя и Россия заключили перемирие на 20 лет, по которому у России оставалось право на Киев. Но все понимали, что это лишь временная передышка.

Фёдор Алексеевич предполагал провести ещё целый ряд реформ, но не успел этого сделать. Он скончался в апреле 1682 года. Прямых наследников у него не было.

Следующий сын Алексея Михайловича, Иван Алексеевич, способностями государственного деятеля не обладал. Пятнадцатилетний юноша был слабым и болезненным, страдал цингой и эпилепсией, имел слабое зрение и дефект речи.

 

Сообщение от учеников:

Совсем другим был младший брат Фёдора и Ивана — десятилетний Пётр Алексеевич. Он родился в 1672 году Живой и подвижный, царевич рос крепким и смышлёным ребёнком.

После смерти Фёдора Алексеевича Боярская дума провозгласила царём не Ивана, а Петра. Патриарх вышел к народу и спросил толпу, кого она желает на царство. Крики «Петра!» решили исход дела. Но с этим не могла смириться честолюбивая сестра Ивана и Петра — царевна Софья Алексеевна. Она мечтала взять в свои руки руль государства. За ней стояло семейство Милославских — родственников матери Софьи и Ивана.

Для осуществления своих замыслов Софья использовала московских стрельцов, недовольных задержкой жалованья и произволом начальников. Среди стрельцов пустили слух, что Нарышкины, родственники второй жены Алексея Михайловича — Натальи Кирилловны, убили царевича Ивана.

Царь Иван Алексеевич. Неизвестный художник. XVIII в.

Сопоставьте описание внешнего вида Ивана Алексеевича с его изображением на портрете.

Царевна Софья Алексеевна. Парсуна. Конец XVII в.

 

Стрелецкий бунт. Художник Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. 1862 г.

 

 

Вопрос классу:

1. Определите, какой момент Стрелецкого бунта изображён на этой картине.

2. Какое впечатление, по вашему мнению, должна была произвести на Петра расправа стрельцов с его родственниками?

 

Ответы учеников:

15 мая 1682 года разъярённые стрельцы ворвались в Кремль. Перепуганная царица вывела на крыльцо дворца Ивана и Петра. Но стрельцы не унимались. Они требовали расправы над Нарышкиными. Двух братьев царицы убили, нескольких неугодных бояр сбросили на копья.

Первый Стрелецкий бунт закончился победой Софьи. Ивана провозгласили первым, старшим, царём, Петра — вторым, а Софью — правительницей государства при болезненном Иване и малолетнем Петре.

Трон царей Ивана и Петра.

С помощью ложного доноса Софья расправилась с главой Стрелецкого приказа — князем Иваном Андреевичем Хованским и таким образом окончательно подчинила себе стрелецкие войска.

Каковы были причины и итоги Стрелецкого бунта 1682 года?

3.Кто расскажет о периоде правления царевны Софьи?

Ответ ученика:

Регентство царевны Софьи (1682-1689).

Новая правительница России оттеснила братьев от дел. Петра с Натальей Кирилловной отправили в подмосковное село Преображенское, а царь Иван появлялся на людях только по случаю какого-либо торжества.

Ближайшим сподвижником царевны стал князь Василий Васильевич Голицын. Он слыл прекрасно образованным, начитанным человеком, обладал недюжинным умом и способностями. Голицын понимал, как важно налаживать тесные связи с Европой. Он предлагал отправлять дворян для обучения за рубеж, приглашать в Россию иностранных специалистов.

Князь задумал преобразовать армию, сделав её регулярной (постоянной). При Софье он возглавил Посольский приказ и другие государственные учреждения.

На внешнеполитическом поприще Голицыну поначалу сопутствовал успех. В 1686 году Россия заключила так называемый Вечный мир с Речью Посполитой. Наша страна «на вечные времена» оставляла за собой Левобережную Украину с Киевом, Запорожье, Смоленск и Северскую землю с Черниговом. В обмен на это Россия присоединилась к европейским государствам, враждовавшим с Османской империей и её союзником — Крымским ханством.

В 1687 году войско – это 100 тысячное войско, под началом князя Голицына двинулось в Крым. Не дойдя до Крыма, Голицын повернул свои войска назад.

В 1689 году он попытался повторить поход. На этот раз войска дошли до Перекопа, но вступить на крымскую землю Голицын не решился. Поход окончился безрезультатно.

Вопрос классу.

 

Когда царевну Софью начали называть Самодержицей?

Ответы учеников: С 1684 года изображение царевны Софьи начали чеканить на монетах. Потом её стали называть самодержицей, а в январе 1686 года этот титул был закреплён за ней официально. Наиболее рьяные сторонники Софьи строили планы её венчания на царство.

Как живёт Пётр пока правила царевна Софья?

Пока правила Софья Пётр вместе со своей матерью Натальей Кирилловной переезжает жить из Кремля в подмосковное село Преображенское. Там он под присмотром матери учится, а больше играет. Из мальчишек – ровесников Пётр собрал 2 потешных полка – Преображенский и Семёновский. Вместе с ними он постигает военную науку. Впоследствии это стали самые верные и преданные Петру полки.

Рассказ учителя:

Именно ему предстояло решить те сложнейшие проблемы, которые стояли перед русским царством начиная с эпохи Ивана Грозного.

Какие же были это проблемы?

Это прежде всего решение вопроса о выходе к Балтийскому морю. Без Балтийского моря Россия не имела реальной связи с окружающем миром-Западной Европы. Дело в том, и мы об этом говорили, когда проходили об Алексее Михайловиче, об его времени мы говорили о том, что Западная Европа как бы отгородилась от России так называемыми державами барьера, то есть на севере – Швеция, на юге-Турция Оманская империя, по середине от моря до моря от Балтийского выхода почти до Чёрного Речь Посполитая – Польское государство. И действительно все эти 3 государства были традиционно враждебны к России и не давали ей выхода к Европе к остальному миру. Эту задачу и предстояло Петру.

Была и другая проблема, для того чтобы решать проблемы собственно геополитические расширение империи, России нужно было пройти через целый ряд реформ, через так называемый период модернизации. Мы это очень хорошо понимаем потому что время от времени у нас этот период возникает вновь и вновь. Это 1917 год 1925, у нас в стране началось модернизация, это был очень важный и нужный период в истории страны и государство. Сейчас опять мы говорим о том, что нам нужна модернизация. И вот такая же модернизация 1-й раз по-настоящему возникла в эпоху Петра Великого. Потому что пробить бреж в этой европейской стене антирусской-нужен был военно-политический таран. Для того чтобы создать этот военный таран нужна была военно-промышленная реформа. И Пётр ее начинает осуществлять.

Я сказала выше, что время Петра- это время рождения империи. Мы не однократно уже пытались с вами говорить, что такое империя. Сейчас я образно скажу так

Империя – это клокочущая магма, это вулкан.

Империя-это расширение, империя-это взрыв и информационный, и культурный, и духовный, и военно-промышленный, геополитический. И вот по существу для того, чтобы это могло осуществиться, нужен был такой человек как Пётр, тоже взрывной, тоже необычный, тоже готовый к самым решительным действиям, очень энергичный, очень активный в своих позициях и ко всему на свете.

Слайд (видео о Петре)

Он и кораблестроитель, он и кузнец, он и слесарь, он и ученный, он и математик, он и реформатор науки, организатор академии наук в России. То есть, чем только он не брался занимался.

Но для начала нужно было решать вопросы расширения. Нужно было рваться к морям.

Слайд (видео о Петре)

Пётр рвётся к морям. Вот эта вот магма империи, она в этот момент готова в любую сторону двинуться. Если возможна прорваться к Чёрному морю мы будем прорываться к Чёрному морю. Не получится к Чёрному мы будем прорываться к Балтийскому

Когда Петру исполнился 21 год он поехал в Архангельск. Там он впервые увидел настоящие морские корабли.

Пётр понял, что России нужно иметь свои порты не только в северных морях, но и в Чёрном и Балтийском.

Но выход к Чёрному морю преграждала турецкая крепость Азов. А к Балтийскому две крепости, принадлежавшие шведам - Нарва и Нотебург.

Сначала Пётр 1 пытаться прорываться к Чёрному морю.

1695-1696 г. Азовский поход. И он взял Азовское. Он основал Таганрог.

Он пытается организовать выход России к Чёрному морю. Правда через Керченский пролив прорваться ему не удалось.

Но когда 1699 году русский посол на своём собственном русском корабле 46-ти пушечном прибывает в Константинополь для переговоров с султаном, султан понимает, что появился реальный политический и военный конкурент на севере. И султан заключает на время мирный договор, так называемый Константинопольский трактам 1700 года.

Но ещё раньше пока дьяк Украинцев заключит этот Константинопольский трактат сам Пётр проходит очень важную дипломатичную и политическую школу. Он участвует в великом посольстве.

Весной 1697года, из Москвы отбывает в Европу так называемое великое посольство, почти 250 человек. Во главе его стоял генерал-адмирал Лефорд. Были там генерал Доловин и среди инкогнито был сам царь Пётр, под названием борятник преображенского полка Пётр Михайлов. Ну Михайлов по своему деду Михаилу Романову. Официальная задача у посольства сколотить антитурецкую коалицию, чтобы продолжить войну за Чёрное море.

Пётр еще не отказался от своей идеи.

Сначала Пётр решил воевать против Турции за выход к Чёрному морю. Несколько раз русские войска пытались захватить турецкую крепость Азов. Но эти попытки оказались неудачными. Поражения могли огорчить кого угодно, но не Петра. У города Воронеж он приказал построить верфь, где быстрыми темпами были построены 30 кораблей.

Пётр предпринял новый поход на Азов. Теперь крепость осаждали и с суши, и с моря. Турецкие войска были разбиты, а крепость взята.

ПётрI был рад победе, но турки не были окончательно разбиты. Для окончательной победы над ними России нужны были союзники.

После того, как он взял Азов, после того, как Иерусалимский патриарх Досифей, призвал его освобождать Иерусалим и не соглашаться на мирный договор с турками раньше, чем это произойдёт Пётр действительно ещё полон готовности, полон решимости продолжать борьбу на юге. И поэтому нужно прощупать европейские государства на предмет союза против турок.

Но Европейским государствам не до турок, турки от них далеко, а у них начинается так называемая война, готовиться вернее, ещё не начинается она в 1701 г. начинается и будет продолжаться до 1714 г. Так называемая война за Испанское наследство, их больше интересуют свои Европейские дела чем сравнительно далекая от них Турция и тем более Россия.

Поэтому эта часть посольства, эта задача решена не была.

Но по секрету скажем, что Пётр и не рассчитывал на это, ни это было главное. Была вторая, но как у матрёшки (вторую вынимаем матрёшку). 2-я задача состояла в том, чтобы вербовать для России специалистов. Вот то самое преобразование, та модернизация без которой нельзя было предписать борьбу за выходы к морским пространствам для этого нужны были специалисты.

И действительно посольство завербовывает для работы в России более 200 специалистов. Самого родного профиля-военного, промышленного, кораблестроительного, научного и т.д.

И есть третья задача как бы сверх задачи, третья матрешка внутри второй.

Вот этот самый Пётр Михаилов он поехал туда специально не только для того, чтобы завербовать как некоторые говорят украсть специалистов из Зап. Европы не только в этом смысле, а была причина ещё то, что сам Пётр хотел всему научится.

Он получил ну скажем так не очень хорошее образование

И так он мог получить хорошее образование т.е. другое или нет. Ну истории говорят он не заканчивал ни гимназий, ни университетов потому, что в России не было ни гимназий, ни университетов, действительно не было Пётр как раз и начнёт создавать в России науку и академию наук.

Вопрос: Кто помнит какое было образование у Петра?

Ответы Учеников:

А он получил образование очень скромное. Его дьяки учили. Дьяк Зотов учил его грамоте. Он научился читать, писать, но тем не менее в самообразовании, стал достаточно образованным человеком.

Он сам научился слесарному делу, токарному делу, научился плотницкому делу, токарному делу, научился плотницкому делу, так называемый сардамский плотник.

 

Он работал на верфи. Он научился строить корабли. Он был на литейном заводе в Англии, когда великое посольство прибыло в Англию он пошел в 1-ю очередь на литейный завод. Он общался с Исааком Ньютоном, т.е. всё что можно было лично подчеркнуть, лично вобрать в себя Пётр поспешил это сделать. Полтора года пребывания за границей –это был для его университета. И когда он возвращается в Россию, а он возвращается потому что приходит известие о новом стрелецком бунте.

И вот именно вернувшись из европейского путешествия он засучает рукава и начинает рубить головы. Это буквально так было то есть в августе 1698г. вернулся и через день, два начинаются стрелецкие казни.

Описание картины с экрана:

Посмотрите на знаменитую картину Сурикова –«Утро стрелецкой казни».

Пётр делает это лично и заставляет это делать Меньшикова своего соратника и других своих друзей сподвижников. Это кровавая история, когда в течении нескольких дней в Москве было казнено более 800 человек стрельцов.

В последующее время было ещё несколько сотен казнено. И собственно говоря Петровский террор, который начинается он касается с одной стороны стрельцов, а с другой стороны в этот же день 25 августа, когда Пётр вернулся из-за границы в Москву, что он делает в своём дворце Преображенском в 1-ю очередь?

Слайд

Он берёт ножницы и начинает резать бороды, и резать кафтаны своим боярам. А несколько дней спустя выходит знаменитый указ.

,,О борода брития и ношения немецкого платья”-указ так и называется.

Легкие нравы немецкой слободы ему куда больше нравятся чем строгие порядки патриархальной Москвы. Там можно пить пиво, курить трубку, курить табак, там более легкие нравы жизни. Всё это Петру очень нравится. А потом он ещё полтора года проводит в своём заграничном турне- Великом посольстве.

Он конечно привык к Европейской культуре, но вот здесь мы не согласимся с большинством славянофилов. Это были сторонники старомосковской ориентации. Сторонники патриархальной России: бояре и духовенство и купечество, которые были за старину. В том числе среди них были и представители и его собственной семьи. К оппозиции относилась не только его сестра Софья. Которую он после последнего стрелецкого мятежа заточил в Новодевичий монастырь, но и его жена первая-Евдокия и его сын Алексей Петрович. Которого он казнит в 1718 году. Это правда ещё не скоро будет, ещё через 20 лет после Великого посольства, но тем не менее. То есть оппозиция была очень близко к самому Петру. Поэтому Петру было всё равно что рубить бороды боярам, что рубить головы стрельцам. Для него эта была форма борьбы за рождающуюся империю.

Конечно можно понять тех публицистов, которые осуждаю знаменитую формулу, что лес рубят щепки летят. Ну щепки летят действительно. И вопрос не только в том, что нравы суровые или жестокие, или что Пётр был плохой человек: деспот и тиран. Историк Ключевский скажет, что основное противоречие Петровской эпохи — это противоречие свободы и деспотизма. С одной стороны, Пётр приносит из Европы свободу и требует её, а с другой стороны требует её самыми деспотическими способами. «Вот я вам дам Европейскую цивилизацию и культуру. Но дам я вам её палкой». И так приходится делать. Увы не всегда получается так что самые хорошие, самые передовые идеи, которые монарх или вообще правитель государства, которые хочет проводить, что они принимаются слишком легко народом. Тут есть две стороны как бы субъективная и объективная. Субъективная состоит в том, что люди не готовы, а люди просто не готовы. Люди просто ленивы и в указах Петра это очень часто употребляется это слово: лен, леность, косность. Пётр пытается это преодолеть. Ему нужно это преодолеть. Это касается в основном к правящейся элите. Мы не говорим о простом народе. Простой народ не понимает своих собственных выгод порой, не понимает своих призваний порой. Это должна делать элита. И когда элита не делает тогда приходится и резать бороды, резать кафтаны.

Но была и объективная сторона. Пётр не был Западником. Пётр хочет противостоять Западу. Как только Россия переняла у Европы технику, военную науку, одолела лучшую тогда в Европе Шведскую армию под Полтавой 26 июля 1709 года одолела на море Гангутское сражение 1714 год и наконец принудила Швецию к мирному договору. 1721 году был заключён нештатский мирный договор. Сразу после этого сенат предлагает Петру Великому звание отца отечества и звание императора.

И 22 октября 1721 года Пётр принимает это звание. Он становится императором Россия становится империей. То есть задача достигнута. Первая задача. Дальше нужно решать проблемы уже собственно имперские.

1725 года императора Петра великого не стало. Мы вернёмся к оценке личности и значения Петра в истории России на следующих наших уроках.

 

 

 

 

Вопрос классу: Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

Ответ ученика: Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово “бург” (крепость) немецкого происхождения. После смерти В.И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.

 

А автора следующих строк вы узнаете без труда. Когда и при каких обстоятельствах появились эти указы?

1

“Когда прилучиться тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши”.

Ответ: “Юности честное зерцало” - наставление Петра Первого для юношества о правилах поведения в обществе.

2

“В знак доброго начинания по большим улицам перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а как начнется пальба, по всем дворам стрелять из небольших пушечек или из ружей троекратно и пускать ракеты”.

Ответ: Указ Петра Первого от 15 декабря 1699 года о праздновании Нового года с 1 января.

 

 

 

 

 

3. Закрепление.

1.Выбери и подчеркни правильный ответ.

1.Когда родился Пётр I?

в 1600 году

в 1672 году

в 1690 году

2.Чем закончились Азовские походы?

Русские войска взяли крепость азов

Русские войска не смогли взять Азов

Пётр

I

не совершал поход на Азов

3.Какова цель Великого посольства?

Пётр

I

поехал изучать науки

Найти союзников в борьбе против Турции

Отдохнуть от дел и посмотреть мир

4.Достигло ли своей цели Великое посольство?

Нет, европейские союзники отказались помогать

Да, Пётр

I

нашел союзников

 

 

 2. Задание.     «Вставьте в  тест  пропущенные  имена  и  даты 4(мин)

                                     и    исправь ошибки».

                                                 Текст.

 

         После   смерти   в   _____году  царя ________новыми  правителями  стали  малолетние  ________  и _________. Однако  фактически  власть  оказалась  в  руках  их  сестры  ___________.  В ______  году  царевна  _________  была  свергнута. В_________  году  скончался  ________ и  ___________  стал  единоличным  правителем.  Первым  самостоятельным  деянием _________  стал  поход  в __________  году  на  Азов.

 

КЛЮЧ.     текст.    

После   смерти   в 1682 году царя   Фёдора новыми правителями стали малолетние Иван и Пётр. Однако фактически власть оказалась в руках их сестры Софьи.  В 1689 году царевна   Софья была свергнута.  В 1696 году скончался Иван и Пётр1 стал единоличным правителем.  Первым самостоятельным деянием Петра стал поход в 1695 году на Азов.

 

3. Фронтальный опрос- закрепление.

Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)

Как фамилия Петра I? (Романов)

Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)

Куда сослали царевну Софью? (В Новодевичий монастырь)

С какого месяца начи

нался год в допетровской Руси? (

С сентября)

Как называлась первая печатная газета? (“Ведомости”)

Что такое Синод? (Духовная коллегия)

Что такое “верфь”? (Мануфактура по строительству кораблей)

Где была построена первая верфь? (В Воронеже)

Сколько было Азовских походов? (Два)

Какая главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

Что такое “ревизия”? (Правильность проверки переписи мужского населения)

Кто обучал молодого Петра? (Никита Зотов)

 

Какого роста был Петр Первый? (2 метра 4 сантиметра)

Вместо чего появился Сенат? (Вместо Боярской Думы)

Во сколько лет Петр Первый был провозглашен царем? (В десять)

Как стала именоваться Россия после окончания Северной войны? (Российская империя)

С каким шведским королем воевал Петр Первый? (С Карлом XII)

Что такое политика меркантилизма? (Покровительство отечественной промышленности и торговли)

Как назывался первый русский корабль? (“Штандарт”)

Что такое ассамблеи? (Общественные собрания)

Когда перенесли столицу из Москвы в Санкт-Петербург? (В 1712 году)

Кто ведал посольской службой при Петре? (Гавриил Иванович Головнин)

Назовите одно из восстаний во время правления Петра? (Астраханское, стрельцов, под руководством Кондратия Булавина)

“Зло”, пришедшее на Русь при Петре? (Табакокурение, винопитие)

С какой постройки начался Санкт- Петербург? (С Петропавловской крепости)

Какая школа находилась в Сухаревской башне в Москве? (Навигацкая)

Какую турецкую крепость не удалось взять русским войскам с первого раза? (Азов)

Какой новый налог был введен при Петре? (Подушная подать)

 

Вывод учителя.

 

Государственные реформы, проведенные Петром I, сыграли большую роль в жизни страны. Они значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд европейских держав. Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой- то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова Соловьева о Петре: «То нетленное наследство, которое оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».

 

 

Итог урока, оценки, домашнее задание.

 

Подготовить проектную работу.

 

Тема по выбору:

«Пётр в Великом посольстве»

«Пётр император»

«Детство Петра Великого»

 

Так же можно составить кроссворд из пройденного на уроке.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x