Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ОТкрытый урок в 10 классе | Стрекаловская Мария Владимировна. Работа №205957

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Стрекаловская Мария Владимировна
 

 

        Данный урок литературы является частью системы уроков по подготовке к написанию допускного итогового сочинения в 11 классе.

 

      В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

 

Цель урока – подготовить учащихся к написанию обучающего сочинения по литературе (в формате итогового сочинения)

 

 

 

Тип урока - урок систематизации и обобщения знаний и умений.

 

Данный тип урока выбран неслучайно. Он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.

МР Усть-Алданский улус (район)
МБОУ Тюляхская средняя общеобразовательная школа им.Д.Д.Оллонова
План-конспект открытого урока по литературе в 10 классе на тему
Подготовка к написанию итогового сочинения
Автор-составитель: учитель русского языка и литературы
Тюляхской СОШ им Д.Д.Оллонова
Стрекаловская Мария Владимировна
Методическое обоснование урока
Данный урок литературы является частью системы уроков по подготовке к написанию допускного итогового сочинения в 11 классе.
В основу данного урока положенсистемно-деятельностный подход,который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Цель урока– подготовить учащихся к написанию обучающего сочинения по литературе (в формате итогового сочинения)
Задачи урока
Образовательные
- формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.
Развивающие
- систематизировать знания учащихся о типе речи рассуждение;
- развивать умение составлять план, работать со схемами, ассоциативными рядами, ключевыми словами;
- развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные характеристики, выделять в тексте главное, корректировать полученные образцы;
- актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.
Воспитательные
- снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;
- развитие внимательности и собранности;
- воспитание патриотизма.
Тип урока- урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Данный тип урока выбран неслучайно. Он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.
План урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
- Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
- Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Конспект урока
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Откройте тетради, запишите число, настройтесь на работу.
Приветствуют учителя, записывают число в тетрадях, эмоционально настраиваются на учебную деятельность.
1мин.
Постановка цели и задач урока (мотивация учебной деятельности)
Несколько десятков лет назад мы были самой читающей страной в мире. Сейчас мы находимся на 7-м месте после Индии, Таиланда, Китая.
Десять лет выпускники не писали выпускного сочинения и всё меньше и меньше читали. А человек, перестающий читать, перестаёт мыслить.
Сочинение – это творческая работа. Цель этой работы – проверить ваши умения сформулировать свою мысль и суметь её доказать с помощью аргументов.
Литература – источник аргументов, которые мы можем привести в качестве доказательств.
Нам с вами предстоит сдать экзамен по литературе в виде сочинения-рассуждения.
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.
Тема урока Подготовка к написанию итогового сочинения
Какая цель будет стоять сегодня перед нами?
Слушают учителя.
Формулируют тему урока. Подготовка к сочинению.
Определяют цель урока: учиться писать сочинение
1 мин.
Актуализация знаний
Начнём урок с повторения основных понятий и определений, которые потребуются сегодня для работы над сочинением.
К доске идут два ученика. Первый ученик работает по карточке. Твоя задача вспомнить и рассказать о типе речи рассуждение, который является основой для написания сочинения. Второй выполняет ту же работу, что и класс. Трое ребят сдадут работы на оценку.
Теоретический диктант
1) то, о чём или о ком говорится в тексте (тема);
2)замысел писателя, преследующего определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор, ради чего пишет (идея);
3)основные слова, выражающие идею высказывания (ключевые слова);
4)кратко сформулированные основные мысли в одном предложении (тезисы);
5)структура, строение текста – это (композиция);
6)утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);
7)стиль, который воздействует на ум, чувства через художественные образы (художественный);
8)стиль, цель которого – воздействовать на читателя с целью побуждения
( публицистический).
- Поменялись тетрадями, осуществим взаимопроверку. Образец правильных ответов на доске. Оцените, пожалуйста, проверяемые вами работы, используя пятибалльную систему. Безошибочная работа 5,одна – две ошибки – 4,три – четыре ошибки – 3, более 2.
- Какой тип речи будет ведущим при написании сочинения (рассуждение)?
Один ученик у доски работает с карточкой.Задание:
вспомнить и рассказать о типе речи рассуждение. Класс работает с учителем, один учащийся у доски
(теоретический диктант).
- Трое учащихся работают на первых партах - индивидуальный контроль
Обмениваются тетрадями, осуществляют взаимопроверку,
соотносят свои знания с эталоном, вносят свои коррективы, выставляют оценки
Отвечают на вопрос: рассуждение
5мин.
Обобщение и систематизация знаний
Перед нами стоит цель - написать сочинение.
Что для нас будет самым важным в сочинении?
Понять тему;
Сформулировать идею;
Продумать аргументы.
Именно эти моменты будут в центре нашего внимания.
Сегодня мы поработаем в рамках тематического направления Путь.
Внимательно вчитаемся в пояснение, которое нам предлагают составители блока:
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия путь, нацеливая на нравственное и философское его осмысление.
Конкретизируйте, пожалуйста, символическое значение слова путь.
Путь –это
дорога, дорожные впечатления;
судьба человека (жизненный путь);
выбор жизненной цели и средств её достижения;
ход исторических событий (история страны);
осознание жизненных ценностей.
Мы ограничимся одной из тем этого блока, а именно, темой Долгий путь домой.
Для того чтобы написать аргумент, точно соответствующий не только тематическому направлению, но и самой теме в рамках этого направления, нам предстоит провести большую подготовительную работу. И начнётся она с самого главного: с анализа ключевых слов в нашей теме.
План действий.
Обратимся к плану действий, по которому мы готовимся к написанию сочинения.
1 шаг.
Вчитайтесь в тему.
2 шаг.
Выделите в ней ключевые слова. В нашей теме все слова значимы.Расставим акценты по мере значимости каждого слова.
3 1 2
Долгий путь домой.
Какое понятие заключено в слове путь в этой теме? (возвращение)
Если человек возвращается, значит, когда-то покинул дом.
По каким причинам можно покинуть дом?
- социальное потрясение: революция, война;
-поиск счастья;
-поиск собственного места в жизни;
-желание изменить свою жизнь;
-душевное непонимание.
Какие ассоциации возникают при чтении слова дом?
-тепло,
-уют.
-семья,
-понимание,
-любовь,
-родина.
Человек покинул дом, но в какой-то момент жизни приходит осознание возвращения домой.
Что заставляет человека возвращаться в родной дом?
-раскаяние,
-осознание ошибок,
-поиск душевного тепла,
-переосмысление жизненных ценностей.
-осознание счастья иметь свой дом,
Теперь обратимся к третьему слову темы. Поработаем над ключевым словом долгий.
Подберите к нему контекстные синонимы.
Долгий – трудный, сложный, мучительный.
Любое сочинение – это ответ на какой-то вопрос.
3 шаг.
Попробуйте сформулировать тему в виде вопроса или вопросов.
Конкретизируем сформулированные вами вопросы.
Почему путь домой может быть долгим?
Что заставляет человека возвращаться домой?
Отвечают на вопрос учителя
Вчитываются в символическое значение понятия, осмысливают, приводя в пример образцы собственных суждений
Обращаются к раздаточному материалу: плану действий при написании сочинения (пошаговая инструкция)
Вчитываются в тему предстоящего сочинения, стараются понять смысл, выделяют в ней ключевые слова
Конкретизируют, предлагают свое понимание слова путь.
Строят гипотезы, обсуждают.
Отвечают на вопрос. Записывают ответы в тетрадь
Отвечают на вопрос, выстраивают ассоциативный ряд, записывают в тетрадь.
Отвечают на вопрос, делают записи в тетрадях.
Вспоминают понятие контекстные синонимы, подбирают их к слову долгий
Формулируют тему в виде вопросов:
Почему путь домой долгий?
Почему человек возвращается домой?
10 мин.
Применение знаний и умений в новой ситуации
4 шаг.
Попытайтесь кратко ответить на эти вопросы.
Впишите свои ответы в рабочие листы №1.
Прочитайте, пожалуйста, ваши ответы.
5 шаг
Ребята, а какой будет идея нашего сочинения, что мы будем доказывать?
Человеку нужно вернуться домой? Хороший синоним к слову нужно - необходимо.
Человек без дома, как дерево без корней. Дом для человека – это корни, которые дают силу.
Давайте попробуем сформулировать идею. Помните, что при формулировке идеи все ключевые слова темы должны прозвучать (долгий, возвращение// путь, дом).
Путь домой долог, но необходим.
Это и будет идеей нашего сочинения. Именно ей будут подчиняться все наши рассуждения.
6 шаг
Вспомните произведения, которыми можно проиллюстрировать созданные вами тезисы.
Продолжаем работу с рабочим листом №1. В правом столбике рабочего листа расположены произведения, которые можно использовать в качестве аргументов.
Почему именно эти произведения я предложила вам для работы?
Какие эпизоды из данных произведений могут стать аргументами к составленным вами тезисам? Прокомментируйте свой выбор.
Соотнесите произведения с ключевыми понятиями, записанными в левом столбике.
7 шаг.
Произведения мы обозначили. Следующий наш шаг – это план сочинения. Обратимся к композиции сочинения.
Возьмите рабочий лист №2. Из каких частей состоит сочинение? (Вступление - основная часть - заключение).Обратимся к вступлению. Один из приёмов называется Продолжи по началу.
Продолжите предложения.
1 вариант: Дом – это…
2 вариант: Путь – это…
Помните, что вступление – это важная часть композиции сочинения, а это значит, что каждое ваше сочинение должно начинаться именно с него!
Теперь поработаем над основной частью.
Вспомним композицию основной части сочинения – рассуждения.
Я предлагаю прочитать эпизод ученического сочинения на данную тему.
Сочинение № 1 (см. Приложение).
Можно ли этот эпизод сочинения считать аргументом? (Нет, это пересказ).
Сочинение № 2 (См. Приложение).
Данный эпизод может служить аргументом, доказывающим и раскрывающим ту идею, которую мы сформулировали? (Нет).
Автор сочинения знает содержание текста поэмы?
Он правильно даёт характеристику Мцыри?
Здесь используется пересказ или пересказ-анализ?
Почему же нельзя засчитать его в качества аргумента?
(Т.к. здесь есть ответ на другой вопрос, а ответа на вопрос Почему путь домой необходим?, нет.)
Как сделать эпизод литературного произведения аргументом наших рассуждений?
(Необходимо проанализировать эпизод в соответствии с темой и идеей сочинения.)
Начинают работу в рабочих листах № 1, кратко отвечая на сформулированные вопросы
Зачитывают получившиеся ответы, обсуждают, вносят коррективы.
Формулируют идею будущего сочинения с помощью учителя.
Вспоминают художественные произведения, предлагают для обсуждения, комментируют, доказывают, почему данное произведение можно использовать в качестве аргумента.
Продолжают работу в рабочих листах №1, соотнося произведения с ключевыми понятиями
Вспоминают композицию сочинения, пользуясь рабочими листами № 2.
Создают образцы вступлений по заданному началу. Зачитывают несколько работ, обсуждают правильность написания, исправляют недочеты
Вспоминают композицию основной части (тезис – доказательства - вывод).
Читают первый эпизод сочинения, анализируют, делают вывод (данный образец не является аргументом), доказывают почему.
Читают второй эпизод сочинения, обсуждают, отвечая на вопросы учителя
Строят доказательную базу несоответствия данного эпизода требованиям.
Выстраивают гипотезы, приходят к общему выводу: необходимо проанализировать эпизод в соответствии с темой и идеей сочинения.
15 мин.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Организует практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Попробуйте создать эпизод сочинения из 3-5 предложений, взяв в качестве литературного аргумента поэму Мцыри так, чтоб он был ответом на вопрос: Путь домой долог, но необходим?
Возвращение домой для Мцыри было жизненно необходимым. Чтобы считать себя счастливым, он должен жить в краю своих предков. Он всей душой стремился домой, на родину, к своим истокам. Преодоление преград – это и есть путь к дому, к счастью, к семье.
Мы поработали с вами с аргументом. Каждый аргумент строится по схеме:
тезис – доказательство – микровывод.
Следующая композиционная часть сочинения – это вывод.
Какой общий вывод можно сделать по теме нашего сочинения?
Какие бы трудности не стояли перед человеком на его жизненном пути, он всегда должен возвращаться к своим истокам.
Пишут творческую работу
Несколько человек зачитывают получившиеся работы
Предлагают варианты вывода как заключительного этапа сочинения
10 мин.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
8 шаг.
Последнее напутствие, которое я могу вам дать перед написанием сочинения: перед вами ещё не сочинение, это рабочие материалы. Все части сочинения должны быть логически связаны между собой. Продумайте логические переходы от основной части к аргументам и от аргументов к выводу.
Помните, что осознание ценности дома приходит с возрастом. Вы молоды, вы рвётесь из дома, чтобы искать смысл жизни, покорять вершины. Но, уходя из дома, не рвите те незримые связующие нити, которые сделают возвращение домой легким и приятным.
Слушают учителя
1 мин.
Домашнее задание
Домашним заданием для вас будет написание сочинения по направлению Путь на тему Долгий путь домой. В своей работе вы должны опираться на материалы данного урока.
Записывают в дневники домашнее задание
1 мин.
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Сегодня на уроке мы с вами учились писать сочинение в рамках тематического направления Путь.
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке…
Сегодня на уроке вы все очень хорошо работали.
Оценивание учащихся.
Я надеюсь, что знания и умения, полученные на уроке, вам будут полезны при написании сочинения. Урок окончен. Всем спасибо.
Делятся своими впечатлениями об уроке, высказывают мнение о том, что получилось, а чего не удалось достигнуть.
1 мин.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×