Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

оты в дополнительном образовании | Голованова Марина Александровна. Работа №238972

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Голованова Марина Александровна
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

 

МАУДО ЦРТДЮ «Созвездие» г.Орска

Педадагог-организатор Голованова Марина Александровна

Высшая кв. категория


МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и обучающегося, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т.е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется в двух направлениях: основы профессионального воспитания; основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка :

этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;

культура организации своей деятельности;

уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;

знание и выполнение профессионально-этических норм;

понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры

(корпоративная ответственность).

Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

коллективная ответственность;

умение взаимодействовать с другими членами коллектива

толерантность;

активность и желание участвовать в делах детского коллектива;

стремление к самореализации социально адекватными способами;

соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Названные позиции носят достаточно общий характер (т.е. могут рассматриваться как критерии воспитанности) и требуют конкретизации для каждого детского объединения (т.е. доработки параметров воспитанности) с учетом специфики его деятельности.

Систематизация данных критериев и параметров позволит педагогу использовать в своей работе диагностику (или мониторинг) воспитанности обучающихся детского объединения дополнительного образования.

Воспитывающая деятельность детского объединения дополнительного образования имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. Рассмотрим каждую из них.

Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом объединении

Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное

место;

выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности

обу

ча

ю

щегося;

формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными выступлениями, презентациями и др.;

формирует у обучающегося

адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;

создает условия для развития т

ворческих способностей обучающегося

.

К тому же педагогу необходимо отслеживать организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой, и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими детьми. От этих, на первый взгляд, мелочей во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.

Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым обучающимся педагог реализует и анализирует результаты процесса профессионального и социального воспитания (о чем уже было сказано выше).

Методика работы с детским коллективом

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

вся деятельность проходит в сфере свободного времени ребенка;

выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им

добровольно;

содержания и формы работы детского объединения могут, при необходимости,

варьироваться.

К тому же именно в сфере дополнительного образования объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива – все участники детского творческого объединения занимаются одной интересной для всех деятельностью.

Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылки создания детского коллектива. Решающим же фактором является субъективное желание педагога к осуществлению этой работы, основанное на осознании ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:

профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;

педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

воспитатель, который может значительно повлиять на фо

рмирование личности обучающегося

;

лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;

создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека

самоутверждаться

в среде сверстников социально адекватным способом;

использование различных форм массовой воспитательной рабо

ты, в которой каждый обучающийся

мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

Приведем несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет каждому педагогу дополнительного образования в формировании детского коллектива.

Начать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга: именно организация знакомства может стать основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Для того чтобы это реально произошло, недостаточно ограничится обычной перекличкой детей, а следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая педагога) расскажет всем немного о себе.

Также с самых первых занятий нужно начать и разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Такие правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут обязательно ими соблюдаться без дополнительных напоминаний педагога.

Дополнением к названным действиям может стать договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации, что будет формировать у каждого ответственность не только за собственную деятельность, но и за действия других.

Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом может традиционно используемый ритуал – прием в члены детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет, значок (галстук, шеврон и др.) с изображением детского объединения, познакомят его с летописью и самыми успешными обучающимися. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива разучит девиз и гимн коллективного творчества ребят и педагога.

Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, который будет помогать педагогу в организационных вопросах – проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону).

Постепенно может вводиться система временных или постоянных поручений всем обучающимся детского объединения. Такие поручения (несложные для исполнения) помогут каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, т.к. именно для всех поручение будет выполняться.

В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться, например;

проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов,

элементов одежды и др.)

;

организация дежур

ства во время или после занятия;

раздача каких-либо материал

ов или предметов в ходе занятия;

подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т.д.

Еще одним способом объединения обучающихся в единый коллектив может стать организация различных форм «внеучебных» мероприятий. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это День рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Самое главное, чтобы в самом этом мероприятии и процессе его подготовки нашлось хотя бы маленькое, но важное участие для каждого без исключения

Следующий этап работы по формированию детского коллектива – выборы относительно постоянного детского актива (совета, старосты, детского парламента и др.), который будет в значительной степени определять жизнедеятельность детского творческого объединения: именно от детского актива может исходить инициатива в определении тематики и форм не только массовых дел досугово-развивающего характера, но и учебной работы. Например, подготовки выставочных работ, конкурсных выступлений, тематических проектов в рамках учебного года и т.д.

Выборы такого актива должны быть приняты всеми членами детского коллектива как добровольное действие, а не как желание педагога. Поэтому необходимо провести предварительную подготовительную работу с детьми, в ходе которой педагог и ребята обсудят необходимость выбора актива, его функции, состав, период деятельности и регулярность смены членов актива. Только когда все вопросы будут решены, всем коллективом можно провести выборы. «Подкрепить» работу актива можно специальным документом – положением об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью.

Образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования не может ограничиваться лишь «текущим» учебным процессом, так как это может вызвать снижение интереса детей к занятиям и, как следствие, понижение общего уровня результативности работы.

Педагогу необходимо продумать и активно использовать различные формы массовой работы с воспитанниками детского объединения. Это позволит:

создать «ситуацию успеха» для каждого ребёнка;

показать ему результаты его учебной работы;

создать условия для сплочения коллектива;

формировать у детей стремление радовать окружающих доступными им способами;

расширить границы учебного процесса.

Наиболее распространёнными формами массовой работы в системе дополнительного образования детей являются:

выставки,

концерты,

клубные дни,

состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.

Каждое из названных мероприятий имеет свои содержание, педагогическое значение, методику подготовки и проведения.

Методика подготовки и проведения концерта

Концерты могут быть: отчётные, праздничные, тематические, для рекламы детского творческого объединения.

Основные этапы:

1. Определение темы концерта.

2. Определение даты, времени и места проведения концерта.

3. Составление программы или сценария концерта.

4. Просмотр и отбор концертных номеров.

5. Продумывание текста конферанса и подготовка ведущих.

6. Подготовка и распространение пригласительных билетов.

7. Оформление и вывешивание афиш.

8. Проведение репетиции концерта.

9. Проведение концерта.

10. Последействие.

Описание работы на каждом из названных этапов.

1-й этап

При определении темы концерта необходимо учитывать:

календарный и учебный период;

актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения);

тему учебного года, определяемую региональным управлением образования;

особенности аудитории.

2-й этап

Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть:

режим учёбы школьников;

какой это будет день недели, выходные или праздничные дни;

каникулярный период;

возможность посещения концерта родителями;

тему концерта.

Опыт показал, что оптимальным для проведения концерта является время с 17ч в рабочие дни и 12-14ч в выходные и праздничные дни.

Местом проведения концерта может быть:

концертный (актовый) зал;

фойе;

холл первого этажа;

большое крыльцо образовательного учреждения;

открытая сцена на улице;

большая уличная площадка.

3-й этап

При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:

а) концерт должен начинаться и заканчиваться «ярким» массовым номером;

б) если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров:

начать нужно с «классики» и постепенно переходить к современной эстраде;

нельзя в программе ставить подряд однотипные номера;

нельзя в программе после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста;

в) следует также учитывать возраст участников концерта: начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить – выступлениями детей старшего возраста.

4-й этап

Не позднее, чем за 2 недели до даты проведения самого концерта, нужно просмотреть и отобрать концертные номера. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления.

Концертный номер должен отвечать следующим требованиям:

он должен иметь законченный вид;

соответствовать теме (форме) концерта;

его содержание должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.

5-й этап

Конферанс является необходимой и важной составляющей любого концерта. Конферанс позволяет:

создать праздничное настроение;

изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах;

дополнить концертные выступления тематической информацией;

провести поздравление и награждение участников и гостей концерта;

сгладить организационные недочёты, проявившиеся при проведении концерта.

В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей – мальчика и девочку (юношу и девушку). Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях недоразумений организационного характера, возможных в ходе проведения концерта,

Возможно, обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать их поведение на сцене.

6-й этап

Пригласительные билеты на концерт можно оформить на компьютере или пишущей машинке, а при необходимости и изготовить с детьми вручную. На таком билете необходимо разместить следующую информацию: личное обращение к приглашаемому, название концерта, дату, время и место его проведения, с указанием адреса, проезда и телефона, краткую аннотацию концерта.

Распространить пригласительные билеты (в том случае, если билеты на концерт бесплатные) можно следующим образом:

раздать через участников концерта и воспитанников учреждения;

вручить пригласительные билеты всем посетителям образовательного учреждения;

раздать в ближайших образовательных учреждениях;

опустить в почтовые ящики в ближайших к образовательному учреждению жилых домах.

Обязательно нужно вручить пригласительные билеты администрации района и руководству управления образованием.

7-й этап

Афиши о предстоящем концерте можно вывесить:

в самом учреждении (на видном месте);

в ближайших образовательных учреждениях;

в учреждениях здравоохранения;

в

культурно-досуговых

учреждениях;

на стендах подъездов ближайших жилых домов.

Афиша должна содержать следующую информацию о концерте:

его название;

дате, время и место проведения;

адрес, проезд и телефон места проведения;

краткую аннотацию;

условия его посещения (платно или бесплатно).

8-й этап

Репетиция – необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационных задач. В ходе репетиции следует:

каждый концертный номер, включённый в программу, просмотреть на сцене;

отрепетировать с каждым участником концерта его выход и уход со сцены;

провести репетицию награждения участников концерта, если оно предусмотрено;

проговорить с выступающими требования (во всех деталях) к форме сценической одежды;

назначить время сбора участников концерта.

9-й этап

Правила организации концерта

1. За 1-2 часа до начала концерта необходимо проверить на готовность место его проведения.

2. Необходимо назначить дежурство педагогов в зрительном зале, на сцене, за сценой, у входа в образовательное учреждение.

3. Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.

4. Время сбора участников концерта необходимо назначить не менее чем за 30 мин до начала концерта.

5. Перед началом концерта нужно проверить организационную готовность всех участников концерта, а также настроить их на предстоящее выступление.

6. Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать всё происходящее на сцене и за сценой.

По окончании концерта следует подойти к каждому детскому коллективу, чтобы поблагодарить всех детей и педагогов за участие (независимо от качества выступления).

10-й этап

Последействие должно включать в себя:

обсуждение ошибок и недочётов концертного выступления;

исправление выявленных недостатков в процессе дальнейшей работы;

определение перспектив концертной деятельности.

Методика подготовки и проведения клубного дня

Клубный день – специально организованное массовое мероприятие для обучающихся детского объединения дополнительного образования, содержательно расширяющее тематику основного учебно-воспитательного процесса.

Содержанием клубного дня может стать интересная и необходимая детям информация, связанная с основной образовательной программой, передача которой требует дополнительных условий (т.е. в основное учебное время не может быть полноценно изложена).

К таким дополнительным условиям можно отнести:

длительное время на изложение информации (например, 30-45 мин), тогда как на одном учебном занятии теоретическая часть не может превышать 25-30 мин;

невозможность разделить информацию на отдельные части (например, при знакомстве детей с основными историческими этапами развития данного вида деятельности или обобщении различных направлений творчества);

необходимость включения в беседу просмотра или прослушивания аудио- или видеоматериалов, а также организации выставки или концертных выступлений;

привлечение к работе с ребятами специалиста-практика в данном виде деятельности (например, известного спортсмена или тренера, композитора или музыканта-исполнителя, художника или скульптора).

Клубный день может быть не только познавательного, но и досугово-развивающего характера (например, киноклуб, клуб игр и затей, день рождения и т.д.). Педагогическое назначение таких клубных дней – создание условий для содержательного досуга и общения воспитанников детского объединения.

Клубный день может стать мероприятием, позволяющим обобщить знания и умения, полученные детьми на занятиях (например, мастерская к празднику или выставка-рассказ). Такие клубные дни дают детям возможность творчески применить полученные на занятиях знания, умения и навыки.

Примерные формы и тематика клубных дней:

клуб любителей или знатоков (музыки, книги, танца, живописи и т.д.);

вечер (поэзии, музыки, танца и т.д.);

мастерская (Деда Мороза, сувениров,

Самоделкина

и т.д.);

игровой клуб;

киноклуб

(тематический, клуб любителей мультфильмов и т.д.);

«Волшебный мир (цветов, игрушек, красок, музыки, танца и т.д.)»;

«Наши (пернатые, домашние, четвероногие и т.д.) питомцы»;

день рождения (огонёк, праздник и др.);

встреча с интересным человеком.

Формы клубного дня:

Лекция-концерт (рассказ-концерт), выставка-рассказ, тематическая игровая программа, тематическая программа мультфильмов, мастерская, клуб, тематический вечер или утренник, устный журнал, игра-спектакль, «Огонёк», праздник и др.

Алгоритм подготовки и проведения клубного дня:

1) определить регулярность проведения клубных дней детского объединения в течение учебного года;

2) продумать тематику клубных дней на весь учебный год (составить годовой план работы клуба);

3) по каждому клубному дню продумать (при необходимости уточнить) тему, дату, место и время проведения;

4) определить форму проведения клубного дня;

5) составить план (сценарий) проведения конкретного клубного дня;

6) продумать оформление, озвучивание и оборудование клубного дня;

7) составить план подготовки клубного дня, распределить обязанности;

8) определить и подготовить ведущего клубного дня;

9) подготовить и распространить пригласительные билеты;

10) оформить и вывесить афишу (не позднее, чем за 2 дня);

11) провести клубный день.

Ход клубного дня может быть следующим:

объявляются тема клубного дня, его основное содержание и участники;

выступления по ходу клубного дня желательно иллюстрировать (аудиоматериалом, видеоматериалом, концертными выступлениями и т.д.);

для активизации всех участников клубного дня можно использовать такие формы, как викторина, творческое задание, работа в командах и т.д.;

общее время проведения клубного дня познавательно-развивающей тематики не должно превышать 1ч для младших школьников и 1ч 20мин для подростков и старшеклассников;

завершить мероприятие можно чаепитием (если участников не слишком много);

по окончании клубного дня необходимо подвести итоги, поблагодарить всех участников клубного дня (выступающих, зрителей, помощников), отметить активистов.

Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий

Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

выявление уровня специальной подготовки детей в определённом виде деятельности;

выявление и поддержка творчески одарённых детей;

стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;

поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;

организационная и моральная поддержка данного вида творчества.

Формы конкурсных мероприятий:

соревнование (турнир);

фестиваль;

олимпиада;

выставка-конкурс;

конкурс детских работ (в определённом виде творческой деятельности);

конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов);

смотр-конкурс;

тематический конкурс или фестиваль;

конкурс мастерства.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.

Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:

1-й этап – создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;

2-й этап – разработка положения о конкурсном мероприятии;

3-й этап – рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия и, если возможно, публикация в СМИ;

4-й этап – организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т.д.) для педагогов – будущих участников конкурсного мероприятия;

5-й этап – сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;

6-й этап – составление плана проведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т.д.), формирование состава жюри;

7-й этап – организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;

8-й этап – организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочный показов, состязательных мероприятий и др.);

9-й этап – подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия;

10-й этап – организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т.д.), награждение победителей;

11-й этап – организация и проведение методических мероприятий для педагогов – участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:

на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации «Приз зрительских симпатий»;

для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);

место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;

в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребёнка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.

Литература:

1. Каргина З.А. Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. – М.: Школьная пресса, 2006. – 96с.

2. «Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып.77.

3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб.пособие для сред.проф.образования, - М.:Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.

4. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ.пед.училищ и колледжей. – М.: Гуманит.из.центр ВЛАДОС, 2004.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×