Автор: Кобелева Ирина Ивановна
Оздоровительный проект для детей и родителей старшей группы
«Вместе весело шагать..!
Актуальность проблемы.
Внедрение инноваций в работу ДОУ - важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. В Законе РФ "Об образовании", ФГОС говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Концептуальной основой деятельности ДОУ является обеспечение непрерывного адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети, от которых зависит эмоциональный комфорт и его своевременное развитие. Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья. Ценностные установки и атмосфера семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся почвой для созревания личности и основой ее жизненных ориентиров. А родители должны стать активными, инициативными и равноправными участниками воспитательно - образовательного процесса. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам - монстрам, компьютеру. Но вместе с тем в ДОУ есть семьи, которые нуждаются в психолого – педагогической помощи, готовые к сотрудничеству по вопросам здоровьесбережения детей.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности., определяя новый вектор действий. Проведенный опрос родителей показал, что:
- 100% родителей хотят видеть своих детей здоровыми;
- 92% - готовы к взаимодействию, к совместному поиску и внедрению новых форм сотрудничества по вопросам укрепления здоровья. Для этого нами планируется организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного практического и эмоционального общения в рамках ДОУ, помочь освоить родителям новые психолого – педагогические позиции, оздоровительные технологии, научить родителей субъект – субъектному взаимодействию в процессе физкультурно – оздоровительной деятельности. Мы верим, что приобретенный опыт взаимодействия по вопросам здорового образа жизни, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие увлечения детей и родителей.
Проблема: поиск педагогических идей с целью обновления содержания физкультурного образования и внедрение наиболее эффективных способов организации оздоровительного пространства в семье и ДОУ;
Цель: активизация семьи в формировании у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни. Задачи: - Повысить уровень собственной профессиональной компетентности по организации работы с семьей. Родители: - вовлечь родителей в единое здоровьесберегающее сообщество «семья – детский сад»; - создать атмосферу доброжелательности, доверия и открытости для обмена опытом семейного воспитания; - совместно с родителями обновить содержание групповых центров здоровья, с целью сохранения, укрепления и формирования валеологического здоровья дошкольников; - повышение икт-компетентности, родительской инициативы; - оказание содействия в формировании доверительных отношений между семьей и детским садом. Дети: - способствовать формированию у детей позитивных эмоций,опыта и потребности к здоровому образу жизни посредством взаимодействия с родителями; - развивать и воспитывать физические и нравственные качества; коммуникативные и мыслительные способности детей. Новизна: - решение проблемы посредством проектной деятельности; - формирование нового типа взаимодействия ДОУ и семьи, характеризующаяся доверительным отношением и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей:
- открытость детского сада для семьи; - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании гармонично – развитых детей; - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;
Вид проекта:
По продолжительности: 18 месяцев; (старшая, подготовительная группа)
По содержанию: социально – педагогический;
По характеру контактов: институциональный;
Состав участников: - дети старшего дошкольного возраста (группа «Звездочки» ) - родители; - инструктор по физической культуре 1 кв.кат.: Кобелева И.И., - воспитатели: Овчинникова О.В., Безгодова В.И. - музыкальный руководитель: Пионтковская О.А.1 кв. кат
Интеграция областей:
| Развитие физических качеств накопление двигательного опыта |
«Здоровье» | Формирование представлений и ценностного отношения к здоровому образу жизни о здоровом образе жизни. |
«Безопасность» | Формирование основ безопасной жизнедеятельности в различных видах здоровьесберегающей деятельности. |
«Социализация» | Развитие игровой деятельности детей, приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым. |
«Познание» | Развитие сенсорной культуры, расширение кругозора, в части представлений о человеческом организме, здоровье и здоровом образе жизни. |
«Коммуникация» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в вопросах здоровья и здорового образа жизни. |
«Музыка» | Использование музыкальных произведений для развития двигательного творчества детей, релаксационных пауз. |
Ресурсы, необходимые для реализации проекта:
- нормативно – правовое обеспечение (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО; рекомендации программы «Азбука здоровья» автор Т.Э. Токаева; конспекты нод, материалы из опыта работы ( ж-л «Дошкольное воспитание»), интернет-ресурсы.)
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта - физкультурное оборудование, пособия, дидактические игры помогающие усвоению валелогических задач, спортивный зал, физкультурная площадка, картотеки с играми в помощь детям, педагогам и родителям, канцелярское оборудование для оформления стендов, тематических альбомов, пособий для центра здоровья.
Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап | Содержание деятельности | сроки | ответст. | вып |
Поиско - аналитический | 1.Поиск новых форм для сотрудничества с родителями. 2. Подбор материалов для реализации проектной деятельности. 3.Изучение современных нормативных документов, регламентной деятельности по здоровьсбережению. 4.Разработка конспектов физкультурно-оздоровительных и валеологических мероприятий. 1. | сентябрь
сентябрь- октябрь в теч.года |
Педагоги родители | +
+
+
+ |
Практичес кий | 1. Анкетирование родителей 2. Спортивно – музыкальный праздник «Моя мама лучше всех!», посвященный дню Матери 3. Физкультурная мастерилка с родителями: «Своими руками» (Изготовление офтольмотренажеров для укрепления зрения) 4. Мастер - класс по теме «Как помочь ребенку сохранить зрение?» 5. Семейная спартакиада. 6.Выставка рисунков, тема « Зимние радости нашей семьи!» 7. Оформление памятки по профилактике гриппа «Как лечиться, чтоб не простудиться» (полезные советы знающих родителей) 8. Спортивный праздник ««Мы немножко подрастем – защищать страну пойдем!», 9. Оформление тематического альбома «Олимпийские виды спорта. Сочи 2014» 10. Клуб выходного дня (активная деятельность, реализация домашних проектов) | Сентябрь 2014 Ноябрь 2014 декабрь
январь февраль февраль
март
| инструктор воспитатели
инструктор
родит.воспит
родители педагоги родители
педагоги родители родители
| + +
+
+
+
-
+ + - + |
Контроль ный | 1. Интервьюирование детей. 2. Анкетирование родителей 3.Мониторинг динамики показателей здоровья детей и их ориентации на здоровый образ жизни
| апрель май | воспитат. инструктор | + + + |
Презентационный | 1. Мультимедийная презентация группового проекта: «Вместе весело шагать!», | май | воспитат. инструктор родители | - |
Риски: - низкая родительская активность и инициатива; особенно для группы риска; - недостаточная компетентность родителей по формам и способам оздоровления; - отсутствие детей в ДОУ по болезни;
Ожидаемый результат для родителей:
- сформирована убежденность в необходимости ЗОЖ в семье; - результаты проекта отразятся на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и духовное общение родителей и ребенка; – уменьшение (отсутствие) дистанции между родителями и детьми, родителями и ДОУ; - появление в семье общих интересов по вопросам зож, увлечений, как для взрослых, так и для детей; - использование здоровьесберегающих технологий в домашних условиях;
Ожидаемый результат для детей:
- улучшится динамика показаний здоровья; - появятся спортивные достижения ребенка (портфолио); - обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор, дети обогатятся положительными эмоциями; - усилится мотивация и повысится качество самостоятельной деятельности детей к укреплению и формированию собственного здоровья; – появится предпочтение к видам спорта; - дети почувствуют заинтересованность и поддержку со стороны родителей.
Ожидаемый результат для ДОУ:
- реализация новых подходов по преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам ЗОЖ;
- повышение собственной компетентности по данной теме;
- престижа ДОУ для родительского сообщества.
comments powered by HyperComments