Ознакомление детей младшей группы с предметами ближайшего окружения посредством дидактической игры | Удалова Мария Сергеевна. Работа №269816
Автор: Удалова Мария Сергеевна
Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был двадцать лет назад. Каждый предмет — это носитель человеческой культуры, в предмете отражаются исторические этапы общества, история развития предметов. Накопление знаний человечеством - это результат постоянного осознания человеком окружающей действительности. Современным детям известно, что такое "паззлы", "скейт", "компьютер", "диск" и т.п. Барби, Робокопы, герои звездных войн, покемоны и прочие потеснили героев Н. Носова, Житкова, С. Михалкова и других детских писателей. Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей такой предметной среде потому, что они сами воспитывались в других условиях. И нередко "старые" приемы воспитания не срабатывают нужно "изобретать" новые. Предметный мир многообразен: это и собственно предметы вещи, и отношения, взаимодействия. Предметный мир, окружающая среда - это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности. Разумнее всего формировать знания у детей в совместной деятельности.
Ознакомление детей младшей группы с предметами ближайшего окружения посредством дидактической игры
Удалова Мария Сергеевна, специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»,
студентка 4 курса, гр. ДО-4Б; руководитель Журавлева Татьяна Юрьевна
Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был двадцать лет назад. Накопление знаний человечеством - это результат постоянного осознания человеком окружающей действительности. Современным детям известно, что такое "паззлы", "скейт", "компьютер", "диск" и т.п. Барби, Робокопы, герои звездных войн, покемоны и прочие потеснили героев Н. Носова, Житкова, С. Михалкова и других детских писателей. Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей такой предметной среде потому, что они сами воспитывались в других условиях. И нередко "старые" приемы воспитания не срабатывают нужно "изобретать" новые. Предметный мир многообразен: это и собственно предметы вещи, и отношения, взаимодействия. Предметный мир, окружающая среда - это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности. Разумнее всего формировать знания у детей в совместной деятельности. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре ребенок развивается всесторонне, у него развивается мышление, память, воображение, восприятие и другие психические процессы. Благодаря использованию игр можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра имеет важное значение в знакомстве ребенка с миром предметов. Учёные, занимающиеся проблемами изучения игры: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.П Усова, Д.Б. Эльконин, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина Н.Ф. Тарловская, В.Я. Воронцова, С.И. Щербакова и т.д. Более подробно с предметным миром детей знакомит дидактическая игра. Разработку теории и практики дидактической игры начал Я. А. Коменский. Значительное место в разработке теории и методики дидактических игр принадлежит К. Д. Ушинскому, Н. К. Крупской, Е. И. Тихеевой, Ф. Блехер и другим.
В ходе данной исследовательской работы сделана попытка решить проблему исследования: каким образом дидактическая игра влияет на формирование представлений о предметном мире у детей младшей группы?
Объектом исследования стал процесс формирования представлений о предметном мире у детей младшей группы, а предметом исследования - дидактическая игра как средство формирования представлений о предметном мире у детей младшей группы.
Цель исследования: теоретическое и методическое обоснование эффективности использования дидактических игр как средства формирования представлений о предметном мире у детей младшей группы.
Для достижения темы необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие предметного мира и его содержание в младшей группе
2. Описать особенности дидактических игр и руководство ими у детей младшей группы.
3. Проанализировать и обобщить опыт практикующих педагогов по использованию дидактических игр
4. Составить картотеку дидактических игр по ознакомлению с предметным миром для детей младшей группы
Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение и анализ, практические разработки.
С самого раннего детства людей окружает мир предметов, который призван вызывать любопытство, желание познать этот мир и внести в него что-то новое. Взрослый занимает в данном процессе очень важную роль, ведь именно он осуществляет первичное ознакомление и руководство в ориентировке среди множества окружающих ребенка предметов, раскрывая их функционал и свойства.
В процессе ознакомления с предметным окружением перед детьми необходимо раскрыть особенности рукотворного мира и его назначения, что позволят развивать у детей наблюдательность и понемногу формировать зачатки исследовательского подхода к доступным для его возраста объектам предметного окружения. На основе усвоения особенностей и свойств окружающих предметов, рассмотрения их сходств и отличий начинает формироваться система мыслительных операций, что в свою очередь приводит к активизации речи. Все это оказывает положительную основу для вхождения детей в современное общество, приобщения их к нормам и ценностям, формированию у девочек и мальчиков познавательного интереса. Систематизация и накопление приобретенных знаний влияет на развитие различных видов детской деятельности и их объединение в единый педагогический процесс.
Дидактические игры имеют большое значение при знакомстве детей с предметным миром, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой и качеством. Благодаря дидактическим играм у ребенка проявляется интерес к изучению окружающих его предметов. По мере познания предметного мира, в том числе с помощью дидактических игр, дети овладевают умениями выбирать полезные и интересные предметы, отличать опасные от безопасных, ориентироваться в мире предметов и взаимодействовать с ними. В ходе дидактических игр у детей развиваются психические процессы, такие как: образное мышление, внимание, память, воображение, восприятие. Данные процессы играют одну из главных ролей в развитии ребенка.
Был проведен анализ опыта работы практикующих педагогов по использованию дидактических игр в дошкольной образовательной организации и выяснилось, что многие современные педагоги в своих работах раскрывали методику ознакомления детей с предметным миром. Они активно применяют различные методы и приемы для формирования знаний младших дошкольников об окружающем мире. Они вносят в образовательный процесс нестандартные формы проведения игр, тем самым вызывая интерес у детей. Но чаще всего в своей практической работе современные педагоги опираются на существующие педагогические разработки известных ученых.
Результатом исследования стала картотека дидактических игр по ознакомлению с предметным миром в младшей группе и перспективный план дидактических игр на год. Представляем вашему вниманию некоторые дидактические игры из картотеки:
«Найди названый предмет»
Дидактическая задача: побуждать детей к нахождению предмета по описанию. Закрепить умение называть предметы обобщенным словом.
Игровая задача: найти названый предмет
Правила игры: внимательно слушать описание предмета воспитателя, не перебивать отвечающего ребенка, отвечает тот, кого выберет воспитатель.
Материалы: предметные картинки с изображением одежды, посуды, мебели, игрушек, орудий труда.
Ход игры: воспитатель просит детей внимательно рассмотреть предметы, назвать материал и объяснить, для чего нужны человеку изображенные предметы. Затем воспитатель предлагает детям отгадать предмет по описанию его признаков. Например, этот предмет сделан из металла и пластмассы, небольшого размера, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать картон и бумагу (ножницы)
Игровое задание считается выполненным, если отгаданы все предметы. [2]
«Волшебный мешочек»
Дидактическая задача: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.
Игровая задача: угадать предмет на ощупь
Правила игры: отгадывает предмет, тот кого выберет воспитатель, внимательно слушать воспитателя, сначала нужно назвать предмет, а потом достать.
Материалы: красиво оформленный мешочек, мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик, карандаш, резинка, игрушки животных и птиц из киндер-сюрпризов).
Ход игры: воспитатель держит мешочек с предметами и предлагает детям по одному подойти и определить предмет на ощупь, не вытаскивая его и назвать его характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого ребёнок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям. [2]
«Найди сходства и различия»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о свойствах материалов. Активизировать мыслительную деятельность, развивать умение сравнивать предметы, устанавливать сходство и различие.
Игровая задача: найти сходства и различия.
Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.
Ход игры: воспитатель дает детям образцы бумаги (другого материала) разных видов (картон, чертежную, папиросную, газетную, и др.), и предлагает внимательно рассмотреть их, назвать свойства и качества, по которым они похожи друг на друга, и по которым отличаются друг от друга. [2]
«Дотронься до»
Дидактическая задача: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов.
Игровая задача: дотронуться до нужного предмета.
Правила игры: действовать по сигналу воспитателя.
Материалы: предметы, сделанные из разных материалов.
Ход игры: воспитатель говорит: «Дотронься до деревянного предмета (бумажного, глиняного, т. д.). Играющие должны найти в окружении предметы, сделанные из заданного материала и дотронуться до них. Выигрывает тот, кто найдет предмет правильно. [1]
«Объедини предметы»
Дидактическая задача: научить детей устанавливать причинно-следственные связи между способами использования предметов. Развивать воображение, наблюдательность.
Игровая задача: найти пару по одинаковому способу использования предметов.
Правила игры: по сигналу воспитателя дети находят пару.
Материалы: предметные картинки с изображением: веника, совка, пня, стула, зонта, тучи с дождиком, солнце, панамки.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки и предлагает найти пару по одинаковому способу использования предметов. Например, веник-совок и т. д. Игра закончится, когда каждый игрок найдет себе пару. [1]
«Определи место для предмета»
Дидактическая задача: уточнять представления о труде взрослых. Знакомить с предметами, облегчающими труд человека. Побуждать детей группировать предметы по способу использования.
Игровая задача: найти сюжетную картинку, на которой изображен человек, использующий конкретное орудие труда
Правила игры: дети начинают действовать по сигналу воспитателя.
Материалы: сюжетные картинки с изображением людей разных профессий (парикмахера, повара, строителя, врача, музыканта, художника), карточки с изображением орудий труда.
Ход игры: ведущий раздает игрокам по одной предметной картинке с изображением орудия труда и предлагает детям рассмотреть их и назвать профессию, кто пользуется данным орудием труда. По сигналу ведущего дети находят сюжетную картинку, на которой изображен человек, использующий конкретное орудие труда. [2]
В заключении можно отметить, что для успешного формирования первичных представлений об окружающем мире у детей, необходимо в повседневной жизни в детском саду развивать интерес к познанию через положительное эмоциональное воздействие. В этом им поможет дидактическая игра, направленная на ознакомление детей с предметным миром. Поэтому необходимо в дошкольных учреждениях обратить особое внимание на данный вид игровой деятельности и расширить его объём использования, как регулярный вид деятельности дошкольников.
В дальнейшем можно обратить внимание на то как правильно следует организовывать предметно-пространственную среду. На оснащение ее современными технологиями, например, интерактивными панелями и столами с программным обеспечением, которые помогают воспитателю в организации воспитательного процесса, в том числе в проведении дидактических игр, направленных на ознакомление детей с предметным миром.
Список использованной литературы
Приходько, А. Картотека дидактических игр по ознакомлению с предметным миром в младшей группе [Электронный ресурс] / А. Приходько. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-v-detskom-sadu-656354.html, свободный.
Шемякина, Т.С. Игры по ознакомлению дошкольников с предметным миром [Электронный ресурс] / Т.С. Шемякина. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: https://e
ducontest.net/ru/1703856/игры-по-ознакомлению-с-предметами/, свободный.