Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ознакомление детей в разновозрастной группе с искусством народов Приамурья | Стафеева Александра Ивановна. Работа №235052

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Стафеева Александра Ивановна
Ознакомление детей в разновозрастной группе с искусством народов Приамурья

Особенности ознакомления дошкольников в разновозрастной группе с искусством народов Приамурья

Мы живем в национальном селе Омми. Первые сведения о наличии здесь нанайского поселения зафиксированы в 1894 году. По некоторым предположениям, первые жилища в окрестностях нынешних Омми появились в ХVII-ХVIII в.в. Село Омми является местом компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.  В настоящее время на территории села сохраняется и развивается нанайская культура.

Наше село славится людьми, своим трудом они внесли большой вклад в развитие родного села. Передавая свой опыт и знания молодым, возлагая на них большую надежду, они заботятся и переживают о развитии села.

История села - это живая история, она отражается в биографии и судьбе поколений. Поэтому, одним из важнейших направлений воспитательной работы считаем приобщение дошкольников к духовным ценностям своего народа.

На протяжении нескольких месяцев в дошкольной группе велась работа по ознакомлению дошкольников с искусством народов Приамурья. В качестве примера мы взяли нанайскую культуру, так как 90 % жителей села в котором находится дошкольная группа, это - нанайцы.

Ознакомление с искусством народов Приамурья детей в разновозрастной группе будет эффективным, если систематически проводить НОД, игры, экскурсии, театрализованные постановки, читать художественную литературу по ознакомлению детей дошкольного возраста с искусством и традициями народов Приамурья. Все эти условия мы считаем взаимосвязанными, и при планировании нашей работы мы их реализовывали целостно.

Мы считаем, что детям необходимо рассказывать о народах Приамурья их быте, культуре, читать сказки, знакомить с различными играми. Процесс ознакомления детей в разновозрастной группе с искусством народов Приамурья может быть интегрирован, т.е. разбит на методические блоки.

Мы сочли очень важным познакомить детей с национальными традициями нанайцев. С этой целью мы использовали имеющийся у нас краеведческий материал.

Наша дошкольная группа находится на базе школы, при которой находится музей национальной нанайской культуры.  Школьный музей начал формироваться с первого года открытия новой Омминской школы в 1959 году. В начале как музейный уголок, он заполнялся экспонатами домашнего быта, которые приносили учащиеся и учителя.  В этом музее дети знакомились с изделиями разных видов декоративно-прикладного искусства, с бытом и культурой нанайского народа.

 Это были черепки глиняных кувшинов, женские украшения, орудия труда, рыболовно-охотничьи принадлежности. Изделиями выполненными из дерева, из ткани, из бумаги и бересты, тростника. С разными техниками выполнения изделий - вышивка, орнамент, плетение, выжигание, резьба по дереву, теснение на бересте. Знакомство происходило в период с сентября 2019 года по январь 2020 года.

Мы работали в тесном контакте с педагогами, преподающими родной национальный язык (нанайский), ориентируясь на разработанную ими рабочую программу для детей, которые не знают нанайского языка.

Раннее обучение родному (нанайскому) языку создает возможность для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному наследию коренных народов, проживающих на территории Хабаровского края, уважение к языку и культуре нанайского народа. В процессе обучения родному языку дети научаться слушать и понимать родную речь, отвечать на вопросы, рассказывать об увиденном, читать наизусть стихи, вести диалог в определенной речевой ситуации, считать и т.д. Особое место занимает развитие фонематического слуха и дальнейшее совершенствование связной речи. На занятиях родного языка у детей сформируется интерес к родному (нанайскому) языку и культуре своего народа, к традиционным занятиям местного населения, воспитывается стремление к общению с родными.

Педагогами учреждения, в целях ознакомления детей с родным краем, народностями и искусством народов Приамурья, велась работа по реализации перспективных планов развития для дошкольников разновозрастных групп, чтобы повысить уровень знаний об искусстве народов Приамурья. Для каждой возрастной подгруппы (младшей, средней, старшей) были разработаны индивидуальные планы. (Планы представлены в Приложение 1; 2; 3.)

Кроме того, мы уделяли большое внимание использованию сказок народов Приамурья, для ознакомления с бытом, традициями, привычками народов Приамурья. Включили сказки в уголок чтения, что бы дети могли рассматривать иллюстрации к сказкам. В ходе НОД, по ознакомлению с художественной литературой, мы читали детям разные сказки, такие как «Айога», «Недобрая Ладо» и другие сказки народов Приамурья.

Педагогами дошкольной группы был создан уголок нанайской культуры «С чего начинается Родина». В уголок подобрали дидактический материал, художественную литературу, которую использовали для знакомства с историей нанайского народа. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяет ребенку самостоятельно знакомиться с материалами по краеведению, совместно с родителями регулярно пополнять и обновлять содержание уголка. Обогащение предметно-развивающей среды группы наполнение таким уголком позволило детям самостоятельно знакомиться с теми материалами, которые представлены в уголке. И позволило стимулировать интерес родителей к пополнению этого уголка.

Знакомство детей разновозрастной группы с произведениями народов Приамурья мы начали со сборника «Амурские сказки» Д.Д. Нагишкина. Мы читали детям нанайскую сказку «Айога», удыгейскую сказку «Недобрая Ладо» и др.

Дети проявляли интерес к знаниям о местах проживания нивхов, ульчей, нанайцев, удэгейцев про их основные промыслы – это охота, рыболовство, изготовление деревянной утвари, одежды, (например, изготавливали одежду и обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон крапивы или конопли. Одежда делилась на повседневную, промысловую, праздничную, ритуальную, погребальную и свадебную).

Кроме того, на базе дошкольной группы работает театральный кружок «Амтака». Целью этого кружка является развитие творческих и коммуникативных способностей детей разновозрастной группы.

После прочтения сказки «Айога» возникла идея поставить эту сказку с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа началась заранее. С детьми проводились беседы, рассматривались иллюстрации к сказке, просматривался мультипликационный фильм «Айога».

При чтении сказки вопросы воспитателя были направлены как на закрепление содержания и восприятие сказки, так и на анализ народных узоров, которые легли в основу оформления нанайской одежды (нанайцы в своих орнаментах передавали пожелание иметь большую и крепкую семью, удачу на промысле, приплода в стадах, привлечение удачи, отвод злых духов).

Обыгрывали сказку игрушками Акоами, которые дети старшего возраста изготовили сами. Совместно с родителями изготавливались атрибуты к спектаклю. Костюмы предоставлены были Центром национальной культуры «ЭРГЭН» село Омми. Сказка была показана на общешкольном родительском собрании, в преддверии недели театра «Театры разные бывают». Постановка сплотила рабочий коллектив дошкольной группы, детей и родителей воспитанников.

С детьми группы проводятся игры в рамках знакомства с искусством народов Приамурья.

Многие игры проходят более интереснее в смешанной группе благодаря тому, что в них участвуют малыши и дети более старшего возраста.

Например, сюжетно-ролевая игра «Семья», по-нанайски «Дёнкан». В семье принято, что старшие дети с большой заботой относятся к младшим детям, чем к своему сверстнику. И малыши в свою очередь относятся более уважительно относятся к детям, которые выступают в роли мамы, папы. Совместные занятия, игры, детей разного возраста проходят более организованно, дети старшего возраста старались научить малышей тому, что сами умеют. Дети младшего возраста не всегда играют по правилам, и дети возраста 6-7 лет это понимают и разрешают такую игру, но при этом не забывают обязательные правила.

«Где чей узор» (для детей среднего и старшего возраста). Цель игры - формировать умение выделять характерные особенности у различных росписей и объединять карточки с изображением расписных изделий по ведущим признакам.

Педагогами дошкольной группы разработаны и изготовлены несколько лэпбуков. Лэпбуки отвечают требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде.

Лэпбук в данное время имеет большой интерес у детей и взрослых. Так как наша группа разновозрастная, то задания мы делали для каждого возраста.

Для младшего возраста подходят кармашки с карточками и фигурами животных, для старшего возраста уже более сложные задания, например – найти отличия, к какому виду животных принадлежит данное изображение.

- Лэпбук «Усэлтэсэл, удинсэл» (дикие и домашние животные). В данном лэпбуке дети могут находить и раскрашивать животных, находить отличия.

- Лэпбук «Дёнкан» (Семья), в этом лэпбуке имеются кармашки в которых находятся картинки с изображением представителей семьи, дети должны правильно разместить картинки с изображением в определенный кармашек. Все изображения красочные, исполнены в традиционном нанайском стиле, присутствует орнамент, стиль нанайской культуры. Дети с большим удовольствием занимаются с лэпбуками, знакомятся с национальными традициями, рассматривают национальную одежду, предметы быта. К изготовлению лэпбуков были привлечены родители. Так как многие родители носители родного языка, это очень помогло в создании данных лэпбуков.

Ежегодно в МБОУ ООШ с.Омми проходят спортивные состязания по традиционным нанайским видам спорта. В 2019 году дети дошкольной группы тоже принимали участие в данных соревнованиях. Целью этих игр является изучение национальных игр народов Приамурья. Дошкольники с большим интересом узнают происхождении этих игр, и спортивных атрибутов.

Воспитанники дошкольной группы принимают участие в муниципальных соревнованиях «Северное многоборье», которые ежегодно проходят в городе Амурске. На данные соревнования съезжаются все дошкольные учреждения Амурского района. Воспитанники дошкольной группы «Амтака» неоднократно становились победителями и призерами этих соревнований. Воспитатели совместно с родителями воспитанников ведут подготовку к данным состязаниям. Таким образом на протяжении полугода мы реализовывали данную систему работы.

Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с искусством народов самых разных, в том числе народов Приамурья потому что, изучая культуру, историю своего собственного народа, человек тем самым сохраняет культуру и историю, передает ее потомкам, воспитывает настоящих патриотов своего народа.

Национальная культура малочисленных народов может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению.

Мы изучили теоретическую и методическую литературу по теме исследования, и выявили, что народному искусству принадлежит значительное место в осуществлении задач воспитания дошкольника. Народное искусство – это часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует эстетическому переживанию и первым эстетическим суждениям. Это утверждение правомерно, поскольку, соприкасаясь с произведениями народного искусства, обогащается не только познавательный опыт ребенка, но и его эмоционально-эстетическая деятельность. Сделан вывод о том, что ознакомление детей в разновозрастной группе с искусством народов Приамурья, необходимо в образовательном процессе детского учреждения.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×