Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Ознакомление старших дошкольников с историей родного края как средство патриотического воспитания. | Степанова Антонина Васильевна . Работа №239014

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Степанова Антонина Васильевна
Париотическое воспитания старших дошкольников

МБДОУ «Сэргэ» «Воспитатель дошкольной

образовательной организации»

Степанова Антонина Васильевна

 

 

Ознакомление старших дошкольников с историей родного края как средство патриотического воспитания старших дошкольников.

 

Проблему патриотического воспитания исследовали такие известные педагоги как Н.Ф. Виноградова С.А. Козлова Р.И. Жуковская, и пришли к выводу, что патриотическое воспитание дошкольников и воспитание у них любви к родному краю наиболее успешно осуществляется в комплексном подходе к решению данной задачи. Невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям знаний о стране, где он живет и об ее истории. Поэтому одним и основных средств патриотического воспитания является ознакомление старших дошкольников с историей родного края.

Как замечательно сказал В.П. Астафьев: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина–он еще не сирота. Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине. Родина – это все: и, прежде всего язык, природа, древняя история своей страны, праздники, народные песни и сказания, память о предках и уважение к своим родителям».

Ознакомление с историей родного края, как средство патриотического воспитания, начинается со старшего дошкольного возраста. Непосредственная образовательная деятельность проводится два раза в месяц, а продолжается знакомство с историей родного края в разных видах деятельности и режимных моментах. Прежде чем знакомить детей с историей родного края, сам воспитатель должен знать историю Сунтара и села, и отобрать именно те исторические знания, которые будут доступны дошкольникам. Самым главным помощником для воспитателя по ознакомления с историей родного края, являются родители. Не только у детей, а и у родителей отсутствует достаточная информация об истории родного села или города, истории страны и республики. Для того чтобы родители с детьми плодотворно могли заниматься дома, и организуются в детском саду для родителей «Круглые столы», «Мастер-классы», Экскурсии по историческим местам, совместное создание мини – музеев национальной культуры.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, –он, как правило, равнодушен к своей стране».

Систематизация знаний об истории родного края проводится в соответствии с задачами патриотического воспитания, а также с учетом возрастных особенностей дошкольников. Во внимание принимаются характер детей, развитие мышления, способность обобщать и анализировать данный материал. Уровень развития ребенка служит необходимым условием его воспитания. Воспитатели должны предоставить детям знания об окружающем мире, развивать у детей умение отображать свои знания в определенной ситуации[9].

Об особой важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, так как обращение к наследию нашего края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков.

В разные времена педагоги исследовали проблемы по ознакомлению дошкольников с историей родного края, как средство патриотического воспитания Идеи педагогов нашли отображение в книгах и методических пособиях. К.Д. Ушинский книга «Человек как предмет воспитания», М.Ю. Новицкая методическое пособие по этнокультуре в детском саду «Родной дом», О.Л. Князева «Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Н.В. Алѐшина«Патриотическое воспитание дошкольников». Именно идея патриотического воспитания всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена строились все слои российского общества.

В наше время разработаны программы по патриотическому воспитанию дошкольниковэто«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской, «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Н.Г.Комратовой, Л.Ф. Грибовой, «Растим патриотов России»О.А. Пономарева и др.

Региональный компонент играет главную роль в ознакомлении дошкольников с историей края. В каждом регионе России разработаны программы по патриотическому воспитанию дошкольников, которые удовлетворяют познавательную потребность дошкольников, учат уважительному отношению к историческому и культурному наследию народа, решают задачи патриотического воспитания непосредственно того региона, где проживает ребенок.

Реализация программы регионального компонента может осуществляться во всех видах детской деятельности, совместной деятельности с взрослыми.

Педагог М.Н. Александровна предлагает использовать для ознакомления старших дошкольников с историей родного края метод проектов. Целью проектов является осуществление комплексного подхода к патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города (села), местным достопримечательностям, воспитание любви к родному краю.

В основу проектов положено ряд принципов:

принцип историзма  воплощаем путем сохранения порядка описываемых явлений, и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни);

принцип гуманизации содержит в себе умение педагога встать на сторону ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного своего партнера, а также ориентироваться на общечеловеческие понятия, такие как любовь к семье, родному краю, Отечеству;

принцип дифференциации заключается в создании условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе (селе) с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта.

принцип интерактивности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеями.

Кандидат педагогических наук О.Г. Тихонова считает необходимым проводить работу, которая направлена на приобщение старших дошкольников к наследию духовной культуры на основе музейных экспозиций. По ее мнению, наибольший познавательный эффект имеют экскурсии, основной целью которых является развитие интереса к национальной культуре, историческим событиям, уважительного отношения к истории своей Родины.

Ознакомление дошкольников с родным краем, его историей является основным средством патриотического воспитания, где развитие познания происходит в предметно-образной, активной форме, когда ребенок самостоятельно видит, слышит, ощущает окружающий мир. Все это создает у ребенка более яркие, эмоциональные и запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям которые живут рядом с ребенком.

Таким образом, ознакомление дошкольников с историей родного края, является основным средством для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Свою работу воспитателям необходимо строить в соответствии с региональными условиями и индивидуальными особенностями дошкольников.

Патриотическое воспитание дошкольников, требует от педагога большого вдохновения и познания истории родного края и страны в целом. Воспитатель должен сам любить страну, свой город или село, свой народ.

В памяти ребенка надолго остаются только те впечатления, которые вызвали у него бурю эмоций наслаждений, позволили пережить радость познания нового и возможность собственного открытия.

Чтобы дошкольное образовательное учреждение помогло воспитать маленького патриота, жизнь детей в детском саду должна быть интересной, непосредственной и запоминающейся. Воспитать настоящую любовь к родным людям, к малой Родине, к России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.

В условиях детского сада не всегда возможно познакомить детей с историческими особенностями и социальной жизнью в стране и Крыму. И здесь помочь могут родители, совместная работа детского сада и семьи может воспитать у детей любовь к родным людям, к малой Родине, к России. Даже, когда человек на долгие годы уезжает из родных мест, он вспоминает их с теплом, и с гордостью рассказывая о красоте и богатстве родного края. Глубокая привязанность и любовь ко всему тому, что с ранних лет вошло в сердце ребенка, остается как самое дорогое на долгие времена.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×