Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста» | Алена Сергеевна Воробьева. Работа №239560

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Алена Сергеевна Воробьева
В данной статье рассмотрена актуальность и полезность пальчиковых игр как средства развития речи в ходе коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях. Описана цель, задачи пальчиковой гимнастики, правила её проведения

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи для детей дошкольного возраста
Популярность пальчиковых игр заметна возросла. Подобные игры — не новомодное увлечение современных родителей. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего — либо, найти контакт с любым малышом.
Развитие моторной стороны речи зависит не только от функциональных возможностей мимико-артикуляционных мышц, непосредственно участвующих в реализации речевых актов; становление речи ребёнка опосредованно связано также с состоянием его общей моторики, т.е. двигательной активности в целом.
Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Выявлена полная корреляция движений пальцев рук и моторной стороны речи ребёнка. В этой связи М.М. Кольцова считает, что уровень развития речи дошкольника находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Цель пальчиковой гимнастики – развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук детей дошкольного возраста в период подготовки к школьному обучению.
В задачи пальчиковой гимнастики входят: формирование и коррекция всей речевой системы; развитие высших психических функций, в том числе слухового внимания, зрительной памяти; развитие кинестетических ощущений и подражательных способностей.
При проведении пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать следующие правила:
Занятия нельзя проводить, если ребёнок болен, устал или находится в плохом настроении; не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, ликвидируйте их или поменяйте игру.
Ребёнку необходимо обеспечить рабочий уголок, хорошо освещённый, с подобранными по росту столом и стулом.
Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте.
Необходимо исключить все отвлекающие факторы, как то игрушки, посторонние разговоры и т.п.
Занятия должны носить игровой характер. Выполняя упражнения, нужно демонстрировать собственную увлеченность. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко. При необходимости детям оказывается помощь.
Перед началом упражнений следует разогреть ладони поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Не стоит ставить перед детьми несколько сложных задач сразу, т.к. объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача можетотбитьинтерес к игре.
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
Продолжительность пальчиковой гимнастики не должна быть больше 7-10 минут.
Пальчиковые игры проводятся тремя способами:
взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
взрослый выполняет движения руками ребенка;
ребенок выполняет движения своими руками.
Все пальчиковые упражнения можно условно разделить на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук
развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений
учат напрягать и расслаблять мышцы
развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время
учат переключатся с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические.
совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические.
развивают точную координацию движений
учат сгибать и разгибать пальцы рук
учат противопоставлять большой палец остальным.
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром.
В своей работе я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения, т.к. движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. В работе использую принцип дидактики: от простого – к сложному, количество и степень сложности планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×