Статья Пальчиковые игры и гимнастика для рук.. Автор: Кадулина Наталья Николаевна

Автор: Кадулина Наталья Николаевна
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики пальцев руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же пальчики “отстают”, то отстаёт и речь.


Автор: Кадулина Наталья Николаевна

Пальчиковые игры и гимнастика для рук.

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики пальцев руки. Если движения пальцев развиваются “по плану”, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же пальчики “отстают”, то отстаёт и речь.

Ни для кого уже не является секретом, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их рук, а именно мелкой моторики.

Поэтому, пальчиковая гимнастика не утрачивает своей актуальности . Дело в том, что даже просто правильно держать карандаш весьма нелегко, не говоря уже о том, чтобы выводить различные палочки , круги и т.д..  Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речевой центр мозга тесно связан с областью, отвечающей за кистевые движения, и развивался параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала совершенствуются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Учителя в школах отмечают, что многие 7-летние дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. Всё это в дальнейшем может привести к дисграфии и, как следствие, к неуспеваемости в учёбе. В недалёком прошлом в жизни людей не возникало проблем с развитием мелкой моторики. Вся жизнь маленького человека состояла из работы пальчиками. Девочек с раннего детства учили помощи по домашнему хозяйству: перебрать крупу, подоить корову, шить, вязать и вышивать, месить тесто. Мальчики тоже приучались к посильной помощи : плетение из лозы и бересты, гончарное ремесло и многие другие народные и национальные промыслы.

Мозг современного ребенка осваивает огромный объем информации. Поток её всё возрастает, растет так же учебная нагрузка. Параллельно с этим снижается двигательная активность детей. Если предыдущие поколения «воспитывала улица », на которой дети проходили начальную спортивную подготовку, играя в различные игры в компании друзей разных возрастов, то реалии современной жизни не позволяют детям проводить много времени на свежем воздухе в движении. Зато в несколько раз выросла «кнопочная» активность человека. Кнопки чайников, телефонов, компьютеров, телевизионных пультов позволяют, не вставая с дивана получить желаемое.

Прогресс не остановить, но за всё приходится расплачиваться. Если какая-либо функция мозга ребенка не развита своевременно, то в последующем полноценное усвоение информации будет невозможно.

Многих сложностей можно избежать, проведя целенаправленную работу по развитию мелкой моторики пальцев рук. Для этого многое делается в течении дня деятельности младших дошкольников. Рисование, лепка, аппликация и конечно занятия физической культуры способствуют повышению двигательной активности детей.

Изучив проблему необходимо включать в ежедневные занятия с ребенком задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается точной и выразительной.

Гимнастика для пальцев универсальна, всем доступна и полезна. Когда же выполнять пальчиковую гимнастику? В любой свободный момент в любое время дня, не рекомендуется лишь время перед самым сном. В режиме дня пальчиковая гимнастика может быть проведена и на утренней зарядке, что активизирует мозговую деятельность и на физкульт.паузах в непосредственно образовательной деятельности, это позволит снять умственное напряжение и расслабить мускулатуру рук.

В работе с детьми постоянно возникают моменты, когда надо заполнить паузу или привлечь внимание детского коллектива. Умелое использование знакомых упражнений повысит эмоциональную связь между детьми и воспитателем. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.  Часто дети сами предлагают любимые движения, для использования на прогулках и т.д.

Прежде чем начать работу пальчиковой гимнастики, убедитесь в том, что дети знают основных персонажей стихов, песенок. Сначала покажите детям игрушки или цветные картинки, чтобы дети смогли вспомнить, как выглядят те или иные животные, о которых будет рассказываться в потешке, песенке, стихотворении. Затем предложите изобразить его с помощью пальчиков. При необходимости надо показать, как при помощи пальчиков может выглядеть то или иное животное.

Постепенно пальчиковую гимнастику можно усложнить: вы читаете первую строчку стихотворения – малыш изображает действия, затем читаете следующую строчку – малыш изображает другое действие и т. д. Так можно разыгрывать всю потешку или песенку.

Такие игры и упражнения надо проводить постоянно с детьми раннего возраста. Дети лучше развиваются, когда они успешны и чувствуют, что у них всё получается и ими довольны взрослые. Хвалите малышей даже за самые маленькие успехи.

 Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком.

Приступая к работе, следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

 

Итак, развиваем речь, память и внимание у самых маленьких дошкольников. Предложенные далее упражнения стимулируют умственную деятельность, способствуют запоминанию.

1. «Кольца». 
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. 
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.

2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

3. «Крестики-нолики». 
Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

4. «Зеркальное рисование».
Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.

5. «Ухо-нос». 
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

6. «Рыбка». 
Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

7. «Змейка».
Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

8. «Замок». 
Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).

9. «Восьмерки». 
Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.

10. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы.

«Паучок»

Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”
А за ним ходили детки.         по предплечью, а затем по плечу др.руки)
Дождик с неба вдруг полил ,    (Кисти свободно опущены, выполняем                  стряхивающие движения; паучков на землю смыл.  хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,   (Ладони основаниями прижаты друг к другу) 
Паучок ползет опять,                 ( Действия аналогичны первоначальным.)
А за ним ползут все детки,       
Чтобы погулять по ветке.         (“Паучки” ползают по голове.)

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x