Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста | Хазиева Регина Айдаровна . Работа №321343. Номер работы: №321343
Данная статья раскрывает понятие патриотическое воспитание и его развитие у детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание ребенка в процессе творческих игр представляет собой процесс взаимодействия между ребенком и педагогом в рамках целостного ценностно-смыслового игрового пространства, направленный на привитие ребенку любви в Родине, уважительному отношению к семье, почитанию традиций, культуры, истории и т.д.
Применение творческих способов самовыражения позволяет применить в процессе игры наглядно-образные представления, отождествляющие те ценности, которые педагог стремится сформировать в ребенке: осознание красоты родной природы, величия страны, красоту человеколюбия [1].
УДК: 378.146
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКИХ ИГР
Мищенко И.К., Финансовый университет при Правительстве РФ, Барнаульский филиал
к.э.н., доцент, зам. Директора
Россия, г. Барнаул
E-mail: IKMischenko@fa.ru
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дети дошкольного возраста, творческие игры, детство, развитие, педагогика, творчество, процесс, перспективы, игровая деятельность.
Аннотация: статья посвящена теоретическому обоснованию процесса нравственно-патриотического воспитания детей периода детства в условиях игровой деятельности. Мировоззренческой основой данного подхода выступает идея передачи базовых национально-культурных традиций и нравственных ценностей в отношении человека, семьи, общества и государства, как весьма ценных, почитаемых. Важным элементом дидактической игры является нравственная беседа, в процессе которой у детей возникает мотивация к рассуждению, высказыванию собственного мнения, активизируется выработка эмоционального отклика.
В настоящее время в нашей стране имеется проблема, которую отдельные специалисты называют «поиском национальной идеи». Говоря иными словами, можно сказать, что наше общество, которое лишено социальных ориентиров, нуждается в некоем векторе, направлении. То есть происходит поиск смысла не только отдельно взятой жизни, но и смысла бытия целого народа.
Актуальность патриотического воспитания детей дошкольного возраста обусловлена важностью формирования с раннего детства осознанного чувства гордости за свою отчизну. Вместе с тем, данное направление развития дошкольников характеризуется разрозненной методологической базой и недостаточным разнообразие практико-дидактического обеспечения.
Рассматривая тему, связанную с патриотизмом, стоит обратить внимание на тот факт, что первое появление слова «патриот» актуально для периода Французской революции ХVIII века, именно тогда в качестве патриотов воспринимали борцов на народ, другими словами, народных заступников, противоборствующих предателям, изменникам Родины. Довольно сложно однозначно ответить на вопрос «а, кто же в действительности такой патриот».
Вместе с тем, не для кого не секрет, что ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра. Именно в игровой деятельности ребенку целесообразнее всего познавать мир. Кроме того, положительная практика в педагогическом сообществе сложилась относительно интеграции различных образовательных областей с целью комплексного развития потенциала ребенка. В этой связи, актуальной интеграцией является применение методов художественно-эстетической направленности в процессе игровой деятельности, что способствует развитию творческого начала в ребенке 3.
Патриотическое воспитание ребенка в процессе творческих игр представляет собой процесс взаимодействия между ребенком и педагогом в рамках целостного ценностно-смыслового игрового пространства, направленный на привитие ребенку любви в Родине, уважительному отношению к семье, почитанию традиций, культуры, истории и т.д.
Применение творческих способов самовыражения позволяет применить в процессе игры наглядно-образные представления, отождествляющие те ценности, которые педагог стремится сформировать в ребенке: осознание красоты родной природы, величия страны, красоту человеколюбия 1.
Говоря о принципах, на которых строится процесс патриотического воспитания через творческую игру, следует отметить следующие:
культуропреемственность, выражающаяся во взятии за основу в методологическом смысле традиций и ценностей русского народа, творений русской культуры и искусства и т.д.;
культуроцентричность, выражающаяся в толерантном отношении к этнокультурному многообразию страны и адекватному развитию ребенка в современных социально-нравственных условиях.
Процесс патриотического воспитания детей через творческую игру целесообразно представить следующей последовательностью 2:
восприятие-сопереживание (на основе эмоционального переживания художественных образов)
;
выражение своих
чувств (через диалоговые обсуждения произведений искусства в процессе нравственной беседы)
;
нравственное поведение детей в коллективных формах
игрового взаимодействия (образное моделирование, театрализация).
Перспективы применения художественно-эстетических методов творческого развития детей позволяют говорить о новом инновационном этапе развития системы патриотического воспитания дошкольников, в основу которого положены эмоционально-образные методы восприятия информации для наиболее эффективной организации процесса прививания нравственных устоев, чувства патриотизма, культурных ценностей в рамках социального окружения ребенка.
Список использованных источников информации:
Журбенко В.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей // Инновационная наука. – 2021. – №11. – С. 118-120
Мурзина Н.П. Сетевое взаимодействие вуза и образовательных организаций в разработке программы патриотического воспитания дошкольников //
The
science
of
Person
:
Humanitarian
Researches
. – 2021. – №3. – С. 129-133
Шинкарева Н.А. Особенности организационно-педагогических условий развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – №4. – С. 166-170