Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста | Макарова Елена Александровна. Работа №240241. Номер работы: №240241
Автор: Макарова Елена Александровна
Данный образовательный проект предполагает качественно иной уровень активно - деятельностного освоения ребенком дошкольного возраста явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентирован на создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»
Юр. адрес: 143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.7
Факт. адрес: 143909, Московская область, г.Балашиха, мкр. Авиаторов, ул.Летная, д.3
тел.: (498) 500-40-06, (498) 500-40-07, 8(498) 913-07-02 e-mail: bal.school30@yandex.ru
ИНН 5001096382 КПП 500101001 ОГРН 1135001006238
Проект
по нравственно – патриотическому воспитанию
«НАША РОДИНА – РОССИЯ»
в старшей группе №7 «Умнички»
Воспитатели высшей квалификационной категории
Волкова ОЕ
Макарова Е.А
Г.о. Балашиха
2019-2020уч.год
Пояснительная записка
Образовательный проект «Наша Родина - Россия» для детей подготовительной к школе группы разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г., N 1155, г. Москва, в соответствии образовательной программы и отвечает современным принципам государственной политики - «единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».
В соответствии с образовательной программой в проекте «Наша Родина - Россия»:
определены основные принципы, цели и задачи образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с сохранением для взрослого (педагога, родителей) пространства для творчества, возможности учета индивидуальных особенностей и интересов современного ребенка;
представлено содержание, направленное на обеспечение развития личности современного ребенка, его социализации при сохранении этнической
самоценности
; компонентами содержания становятся толерантность, гражданственность и
этнотолерантность
, которые могут форми
роваться целенаправленно средствами вхождения ребенка в культуру;
описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации проекта;
определены планируемые результаты освоения ребенком образовательной программы как целевые ориентиры для взрослых;
определены подходы к конструированию интерактивной предметно-развивающей среды, способствующей развитию и саморазвитию ребенка дошкольного возраста;
Данный образовательный проект предполагает качественно иной уровень активно - деятельностного освоения ребенком дошкольного возраста явлений окружающей действительности, исторического прошлого и настоящего, ориентирован на создание условий постижения и освоения им ценностей и смыслов приобщения к традициям, обычаям, истории и культуре своего края, открытости к людям иной культуры.
Рассмотрение процесса образования детей старшего дошкольного возраста в контексте национальной и социокультурной направленности воспитания позволяет выделить в его структуре следующие компоненты:
когнитивный
-
ре
бенок овладевает знаниями о природе, обществе, способах де
ятельности, присущих его народу.
Это развивает этническую идентичность, формирует чувство национального достоинства и гордости от осознания принадлежности к своему народу;
аффективный
- р
ебенок накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к людям другой национальности. Это развивает способность быть активным участником межкультурного диалога;
деятельностный
- р
ебенок вооружается системой интеллектуальных и практических навыков и умений, которые влияют на формирование национального характера личности, закрепление в ней лучших качеств;
креативный
- р
ебенок накапливает творческий опыт освоения народной культуры, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности в современном обществе.
Паспорт проекта.
Вид проекта: практико-ориентированный;
информационный;
творческий;
ролевой.
Участники:
дети
старшей группы «Умнички
»
;
воспитатели группы
;
учитель логопед
;
муз.
р
уководитель
;
физ. инструктор
;
учитель изостудии
;
родители
.
Цель проекта: формирование и систематизация представлений о родине, её истории, национально-культурных традициях, городах и столице, о символах России.
Задачи проекта:
п
ознакомить детей с символами
государства (герб, флаг, гимн);
р
асширить
представления о городах России;
п
ознакомить с разными национальностями, населяющими Россию, их нацио
нальными костюмами и традициями;
ф
ормировать бережное отн
ошение к природе и всему живому;
в
ызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Роди
ны;
р
азвивать интерес
к русским традициям и промыслам;
з
акрепить умение использовать в продуктивной деятель
ности свои знания и впечатления;
обогащать словарный запас детей.
Сроки и этапы реализации:
1 этап – подготовительный.
сбор и анализ методической литературы
;
обработка периодической печати
;
написание перспективного плана;
обраще
ние к специалистам;
распечатки из интернета по данной теме
;
оформление альбомов «Символика России
», «Природа нашей
страны», «Национальные костюмы».
2 этап – основной (см. приложение).
3 этап – итоговый предоставление разработки проекта, итоговое занятие, видеоролик посвящённой 75 годовщины Великой Победы.
Продолжительность проекта: 1 год.
Исполнители: дети, воспитатели, родители.
Образовательная область:
познавательное развитие
;
продуктивная деятельность
;
му
зыкальное и физическое развитие
;
социально-личностное развитие.
Обеспечение:
подбор исторической литературы
;
подбор произведений русского народного творчества
;
подбор наглядного материала (
презентации,
иллюстрации, фотографии и т.д.)
;
дидактические и настольные игры
;
выставки книг, рисунков, поделок
;
пополнение методическим материалом познавательные модули «Русская изба – душа России», «Что мы родиной зовем»;
с
оздание условий
для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Концепция проекта.
Проблема и актуальность проекта:
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к Родине традиционно решалась в ДОУ, но в последнее время возникла необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием и как следствие этого – изменение формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и самобытностью нашей Родины. Решение данной проблемы я вижу в реализации проекта: «Наша Родина - Россия».
Предполагаемый результат:
Освоение доступных знаний о родной стране, её истории и традициях.
Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим.
Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родной стране, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об её истории, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил нашу Родину, начнут проявлять интерес к событиям страны и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Содержание проекта и система мероприятий по его реализации.
Сентябрь – Россия – Родина моя.
Беседа «Россия – Родина моя».
Природные зоны нашей страны
(работа по магнит
ной карте в познавательном модуле
«Что мы Родиной зовем».
Чтение стихов о России
(библиотека в группе, библиотека в ДОУ
, картотека стихов).
Путешествие в прошлое «Жи
знь и быт русских крестьян»
(посещен
ие познавательного модуля
«
Русская изба-душа России
»
).
Рисование «Флаг России».
Русская народная под
вижная игра «У медведя во бору»
(картотека
народных
подвижных игр).
Интерактивная игра «Россия – Родина моя»
Беседа «В к
аком городе нашей страны я был»
(рассказы детей из личного опыта, альманах городов России, изготовленные совместно родителей и детей).
Октябрь – Природа России.
«Люблю берёзку русскую»
(интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию)
.
Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа В.
Бианки «Купание медвежат»
.
Интерактивная игра «Во саду ли в огороде»
.
Совместное мероприятие с бабушками. Мастер-класс «Кукла-
пеленашка
».
Аппликация «Ковёр из осенних листьев».
Оформление
выставки в группе «Дары осени»
(совместно с родителями).
Дидактические игры «Деревья и кустарники», «Найди хозяина».
Осенний утренник «Телестудия «Осень»
.
Ноябрь - Народный фольклор. Россия в произведениях писателей и поэтов.
История возникновения народной сказки, народного фольклора.
Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Чтение русских народных сказок и просмотр мультфильмов, поставленных по сказкам.
Русская народная игра «Колпачок».
Интерактивная викторина по сказкам А.С.
Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый»
Чтение сказок А.С.
Пушкина.
Рисо
вание «Город новый, златоглавый»
(по сказ
ке А.С. Пушкина «Сказка о царе Су
лтане»).
Экскурсия в библиотеку
(викторина по русским народным сказкам, знакомство с трудом библиотекаря).
Чтение сказок уральского сказочника П.
Бажова.
Декабрь – Народно-прикладное искусство.
Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Чудо чудное, диво дивное – Золотая Хохлома»
.
Интерактивная игра «Город мастеров»
.
Серия бесед о хохломской, дымковской и гжельской росписях, показ иллюстраций и готовых изделий.
Рисование «Волшебные листья и ягоды».
Пластилинография
«Красивая дощечка
»
(элементы городецкой
росписи).
Рис
ование «Волшебная тарелочка» (элементы гжельской росписи)
.
Настольная игра «Исправь ошибку художника».
Экскурсия в
мини музей
«
История матрешки
»
(
средняя группа №5
).
Выставка
детских
работ «Снежное кружево»
.
Январь – Народные праздники и обычаи.
Беседа о праздниках (Новый год, рождество, крещение, масленица)
Совместное музыкальное мероприятие
«
Прощание с елкой
».
Конкурс чтецов «Рождественские чтения»
Занятие по приобщению к ис
токам русской народной культуры
«Масленица,
встречаем тебя хорошенько».
Проведение рождественских
посиделок и праздника Масленицы
(совместно с музыкальным руководителем
и родителями
).
Беседа о том, как народные тра
диции и обычаи соблюдаются дома
(рассказы детей из личного опыта).
Февраль – Защитники Отечества.
Ч
тение былин о русских богатырях:
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
,
«Никита Кожемяка» и другие.
Беседа «Мой папа – лучше всех»
(рассказы детей из личного опыта).
Оформление
выставки
поделок своими руками
«Ода мужества и красоты»
»
(совместно с родителями).
Знакомство с картиной В.М.
Васнецова «Три богатыря».
Интегрированное занятие «Путешествие в сказку»
Ручной труд «В подарок папе».
Спортивный праздник,
посвящённый 23 февраля
с папами
(совместно с
инструктором физ. культуры и
музыкальным руководителем).
Просмотр мультфильмов о силе и геройстве русского народа.
Март – Национальные костюмы.
Занятие на тему «Знакомство с разными национальностями
» (просмотр презентации «Нас много- мы одна страна»
.
Экскурсия в познавательный модуль
«Что мы Родиной зовем».
Экскурсия в мини-музей «Мир кукол».
Сюжетно – ролевая игра «Ателье».
Рисование «Национальный орнамент».
Аппликация «Русский сарафан».
Татарская народная подвижная игра «Лисичка и курочки».
Просмотр мультфильмов, поставленных по русским народным сказкам.
Изготовление бумажных кукол «Национальные костюмы» (совместно с родителями)
Апрель – Наши космонавты.
Беседа о космонавтах, рассматривание
презентаций,
фотографий и открыток.
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».
Чтение художественных произведений о космонавтах.
Дидактическая игра «Что кому нужно».
Конструирование из больших модулей
«Космический корабль».
Интерактивная игра –
квест
«Путешествие к радужным звездам»
Рисование «Неопознанный космос
».
Май – «День Победы»
Знакомить детей с художественной литературой о Великой Отечественной войне.
Рассматривание иллюстраций и репродукций картин художников о ВОВ.
Познакомить с детьми ВОВ
Заучивание стихов, составление рассказов, беседы.
Выставка книг о войне.
Слуша
ние и разучивание военных песен.
Музыкальное
развлечение «Этот день Победы!
Создание видеоролика – поздравления с 75 годовщиной Великой Победой»
Список использованной литературы:
Н. В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников».
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России».
Л.П. Гладких, А.А Корзинкин, В.М Меньшиков. Мир – прекрасное творенье. Основы православной культуры: научно- методическое пособие для педагогов детских садов. – Курск, 2008. – с.324
М.Ю Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003.- 200с
А.Е. Писарева, В.В Уткина. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 128 – (Растим патриотов России).
Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко Наследие. И быль, и сказка…: пособие по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиционной отечественной культуры. – М.: Обруч, 2011. – 144с.
Л.В. Соколова, А.Ф. Некрылова Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208
Л.Л Шевченко. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. 2008с.
Интернет-ресурс:
1. http://zanimatika.narod.ru/ Знаем и любим Россию
2. https://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово»
3. http://archives.ru/ Портал «Архив»
4. https://1sept.ru/ Образовательный портал «Первое сентября»
5. https://solnet.ee/ Детский портал «Солнышко».
6. http://www.sisp.nkras.ru// Электронный научный журнал «Современные исследования социальных проблем».
7. https://nsportal.ru/olga-evgenevna-volkova-soldatova Социальная сеть педагогических работников.
8. http://razvivash-ka.ru/materialy-dlya-zanyatij-s-detmi/ Сборник тематических занятий с сайта "Клуб Увлеченных Мам"
9. https://mygeosite.jimdofree.com/география-для-малышей/занимательное-пособие/ «География для малышей».
10. https://viki.rdf.ru/ Детские электронные презентации и клипы.
11. https://vk.com/club141965610 Патриотическое воспитание в детском саду и дома.
12. https://vk.com/club_sunduk_ru "СУНДУЧОК" для педагогов и родителей.
13 2302667.MYA5.RU Личный сайт воспитателя Волковой О.Е.
14. 2302767.MYA5.RU Личный сайт воспитателя Макаровой Е.А.