Педагогические условия музыкального воспитания детей в учреждениях дополнительного образования

Автор: Бурзилова Ирина Павловна

Дополнительное образование призвано создавать условия для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации. Цель всей системы дополнительного образования - воспитание потребности в непрерывном совершенствовании, образовании и самообразовании, осознание ее общественной и личной значимости.

Большой плюс дополнительного образования в отсутствии фиксированных сроков завершения: его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

В сфере дополнительного образования ребенок может осуществить реальный выбор индивидуального пути. При этом занятия по интересам способствуют достижению успехов, которые обусловливаются только индивидуальными способностями ребенка и не зависят от уровня успеваемости при освоении обязательных учебных дисциплин. Такая возможность позволяет увеличивать область реализации творческой и познавательной активности, развития личностных качеств, демонстрации тех способностей, которые часто не востребованы основным образованием. Чрезвычайно важным является то, что создаются условия, в которых ребенок может перестать бояться неудач.

Для реализации задач необходимы педагогические условия: среда (эстетика быта), наличие программы художественно-эстетического развития детей; организация собственной художественной деятельности ребенка, использование разнообразных форм, средств, методов, различных видов искусств.

Разнообразие видов деятельности, свобода при выборе как досуговой, так и познавательной деятельности – все это яркие черты работы эффективных учреждений в сфере дополнительного образования. В такой эмоционально насыщенной, свободной атмосфере создаются условия для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, обмена опытом, выработки собственной жизненной позиции, а также эстетических вкусов будущих активных граждан.

Для того, чтобы дети в условиях дополнительного образования могли проявить свои дарования, нужна умелая поддержка со стороны взрослых, и именно мы, педагоги дополнительного образования, должны развить и укрепить ту частичку добра, которая заложена в каждом из нас. Нашей задачей является помочь детям постичь красоту искусства, увидеть и услышать весь спектр красок.

Важнейшие задачи, которые стоят перед педагогами дополнительного образования:

-            становление личности ребенка;

-            физическое и психическое укрепление его здоровья;

-            формирование подходов для эффективного профессионального самоопределения;

-            создание условий для раскрытия творческих способностей детей и подростков;

-            адаптация подрастающего поколения к современным социальным условиям;

-            формирование общекультурного уровня;

-            создание условий для содержательного досуга.

Возраст наших обучающихся колеблется от 6-7 до 15 лет. В юном возрасте ребенок, благодаря нашей помощи и поддержке, получает множество сведений об окружающих звуках, мелодиях, пытается выяснить происхождение того или иного музыкального инструмента, задает преподавателям и родителям тысячи «почему?» и требует ответа. У него формируются первые «моральные ориентиры», понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Намного сложнее становится работать с так называемым «переходным» возрастом, когда в подростке одновременно сочетаются проявления еще «детскости», но и уже «взрослости». Он уже не хочет жить как прежде, но еще не может по-новому. Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске педагогами новых подходов, разработке методик в области музыкального образования для увеличения интереса к обучению и повышения мотивации обучения учащихся.

Педагогическая организация процесса музыкального воспитания детей не должна входить в противоречие с законами природного развития, поскольку детство является не только фазой становления, но и полноценным, активным периодом социализации; вовлечением детей в музыкальную среду и музыкальную деятельность; временем, когда его музыкальные потребности проходят несколько этапов своего развития: от эмоционально-неосознанной привлекательности музыки к желанию заниматься музыкальной деятельностью до осознания музыкальных потребностей.

Дворец детского творчества предоставляет благоприятные условия для разностороннего развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую познавательную активность. Для этого преподаватели должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся. Редко встретишь преподавателя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

-           общая атмосфера комфорта в процессе учения;

-           отношения сотрудничества педагога и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;

-           привлечение преподавателем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

 

Систематические занятия музыкой, будь то игра на музыкальных инструментах или индивидуальные занятия вокалом в студии вокального мастерства, - одна из форм эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования.

Одним из самых распространенных видов эстетической деятельности является музыкальное воспитание - хоровые студии и кружки, вокальные ансамбли, сольное пение, игра на музыкальных инструментах. Вступление в ту или иную студию, кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны детей и подростков, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет. Педагоги же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеют возможность больше приобщать их к музыкальному искусству.

И если ранее в музыкальные кружки принимались только те дети, которые обнаружили музыкальные способности, развитой музыкальный слух, то в последнее время художественно-творческие формы системы дополнительного образования комплектуются без особого отбора. Практика доказала справедливость того теоретического положения, что у каждого нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая певческий голос.

Итак, художественно-эстетическое развитие детей реализуется через разнообразное содержание, средства, формы, программы. Взрослые создают педагогические условия для организации художественно-эстетической деятельности детей.

Эффективность обучения определяется соблюдением следующих педагогических условий:

- соответствия учебного материала и его изложения основным дидактическим принципам обучения;

- установления связи изучаемых произведений с явлениями и образами окружающей действительности;

- создания атмосферы комфорта для проявления духовной свободы личности посредством эмоциональной открытости педагога и детей;

- проявления педагогом, обладающим профессионализмом, культурой и владеющим педагогическим мастерством, положительного отношения детей к получаемым знаниям.

Бесспорно, что именно преподаватель музыки обладает тем багажом знаний и умений, который исключителен в своем роде. Прекрасный мир музыки и радость от обучения игре на инструменте может раскрыть для ребенка только педагог-музыкант. И здесь следует отметить, что ответственейшая роль в процессе гармонично-развитой личности принадлежит именно музыкальному искусству. А музыкальные занятия оказывают благотворное влияние на развитие духовно-нравственных ценностей и формирование эстетического вкуса у детей. Преподаватель в этом процессе выступает как непосредственный посредник между учащимся и музыкальным искусством, и именно ему отводиться ключевая роль в развитие художественного вкуса детей.

Педагог посредствам музыки воспитывает любовь к искусству, способствуют становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир юного музыканта.

Важно отметить и то, что занятия на инструменте дают возможность преподавателю создать индивидуальный подход к каждому ребенку. Именно индивидуальные занятия помогают преподавателю раскрыть более полно внутренний мир ребенка: его способности, психологические черты характера, проблемы в семье и в школе. В связи с этим, у преподавателя появляется возможность не только более полно раскрыть способности учащегося и подобрать более подходящий для него репертуар, но и помочь ему решить возникающие проблемы, указать на возможные ошибки в общении и поведении, научить анализировать ту или иную ситуацию.

Несомненно, роль преподавателя в становлении гармонично-развитой личности учащегося будет значима в том случае, если ему будут присущи следующие качества: общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым.

Немаловажную роль при этом играет то, насколько успешно педагогом и самими обучающимися будут введены в образовательное пространство необходимые внешние условия и реализованы внутренние условия для формирования всех компонентов самореализации в музыкальной деятельности у субъектов.

Реализуя внешние педагогические условия и соответствующие им методы и средства, педагоги обеспечивают личностно-деятельностный подход к организации жизнедеятельности учащихся, отвечающей особенностям их возраста, тем самым инициируя формирование у них внутренних условий, готовности к эффективной самореализации и, как результат, достижение учащимися максимально возможного для каждого из них уровня самореализации в музыкальной деятельности.

В практике дополнительного образования не принято предъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Ребенок имеет право на усвоение избранной им образовательной программы в индивидуальном темпе и объеме.

Деятельность ребёнка в учреждении дополнительного образования развивает интеллект и творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения, и развития детей. Творчество рождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или не определённости, имеет три составляющие: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Только при наличии всех трёх факторов можно ожидать от ребёнка выдающихся достижений, т.к. в основе деятельности любой направленности преобладают желания, склонности, интересы, потребности, связанные с их содержанием.

Педагогический подход, с учетом уровня музыкального развития, предполагает комплексное использование личностного, возрастного и индивидуального подходов. Эти принципы в процессе обучения носят особенно актуальный характер, учитывая, что занятия проходят в индивидуальной и групповой формах.

Хорошо зарекомендовали себя следующие формы взаимодействия с родителями: личное общение и консультации, собрания, лекции, концерты, совместные посещения концертов.

Вовлечь родителей в процесс обучения – одна из важнейших задач педагога. Проведение различных мероприятий, в которых были бы в равной степени задействованы силы не только педагогов и учащихся, но и родителей, дает ощущение значимости своего труда каждому ребенку, дополняет и усиливает педагогическое воздействие.

Излишняя требовательность, критичность по отношению к учащемуся может повредить его раскрытию в творчестве, общении, так как порождает неуверенность в нем, тревожность. Учитывая особую ранимость подростка, педагогу следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что подросток остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны и интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты.

Поэтому музыкантам-педагогам необходимо знание хотя бы элементарных основ современной психологии, наличие которых поможет педагогу разобраться в психических особенностях поведения ученика при встрече с различными индивидуальными качествами - психологическими и физиологическими, что требует гибкого приспособления методов обучения и воспитания к особенностям нервной деятельности ребенка. К психологическому содержанию музыкального обучения особенно близко определение, данное выдающимся психологом Д. Узнадзе: «Обучение – это особая форма деятельности – не игра и не труд, но и то и другое».

Чтобы способствовать развитию творческих способностей детей в целом, педагог должен:

1. Делать акцент на развитие творческих способностей ребенка в различных видах музыкальной деятельности, и при этом искать наиболее рациональные пути взаимодействия разных видов деятельности на каждом уроке.

2. Использовать разнообразные формы и методы в работе, прежде всего направленные на творческую активность, заинтересованность каждого ребенка.

3. Выстраивать ряд творческих заданий в определенной последовательности, с постепенным усложнением.

4. В творческих заданиях использовать разнообразный музыкальный материал: классику, фольклор, современную, академическую и популярную музыку.

Работа в объединении ведется с детьми, имеющими разный уровень развития музыкальных способностей. В силу того, что музыка близка и доступна ребенку для восприятия, он хочет стать активным участником творческого процесса и реализовать свои способности в работе коллектива. Все это очень важно в формировании ребенка как личности, стремящейся к самосовершенствованию, к повышению культурного уровня.

На активность реализации учащимся своих музыкальных возможностей влияет следующее внешнее педагогическое условие - формирование у него умений реализоваться в ходе музыкальных занятий: обучение навыкам самопознания себя и своих музыкальных возможностей. Реализуя данное условие, педагог получает реальную возможность раскрыть сущность индивидуальности процесса творчества ребенка, возможно будущего музыканта. Для успешного достижения учащимся самоутверждения педагогу следует организовать особые ситуации, способствующие этому в процессе участия подростка в музыкальной деятельности.

Деятельность нашей музыкальной студии направлена на раскрытие внутреннего творческого потенциала каждого ребенка. Благодаря этой деятельности дети перестают бояться публичных выступлений, поскольку она несет в себе психологическую коррекционную составляющую, снимает проблемы общения в коллективе.

Следовательно, создание педагогом ситуации самооценивания - важное внешнее педагогическое условие, необходимое для успешной самореализации учащихся.

Совокупность перечисленных педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности не исчерпывают всего многообразия условий - они, по нашему мнению, самые эффективные.

У каждого ребенка можно пробудить интерес и любовь к музыке, развить музыкальный слух и голос. Это подтверждается жизненной практикой и наукой. Развитие музыкальных способностей каждого ребенка создает условия для выдвижения ярких талантов, для развития всей музыкальной культуры.

Многие родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру, побуждает к реализации своего творческого потенциала. Педагог вместе с коллегами, родителями учащихся, самими детьми организует такую учебную среду, которая стимулирует естественные потребности детей в приобретении новых знаний, в творчестве, в общении со сверстниками и педагогами.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» - эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности Василия Александровича Сухомлинского призывают нас не останавливаться на достигнутом и постоянно искать новые возможности для развития талантов наших учеников.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x