Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Педагогические условия повышения компетентности учителя-истории и обществознания ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Шамогонова Людмила Юрьевна

 Статья на тему:

Педагогические условия повышения компетентности учителя-истории и обществознания

Разберем значение понятия "условие" в справочной и научной литературе. "Условие - это философская категория, в которой отражаются универсальные отношения принадлежности тех факторов, благодаря которым она возникает и существует".

Условие - это "необходимые обстоятельства, особенности реальной действительности, позволяющих осуществлять, создание, образование чего-либо или способствуют почему".

В словаре по образованию и педагогике "условие" определяется как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, психическое, нравственное развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности. А. Семенова и В. Стасюк в словаре-справочнике по профессиональной педагогики определяют "педагогические условия" как обстоятельства, от которых зависит и происходит целостное продуктивный педагогический процесс профессиональной подготовки специалистов, что опосредуется активностью личности, группой

Прежде всего, следует сказать о том, что само понятие «условие» трактуется учеными далеко неодинаково. Так, C. Борунова считает, что "условие - это правило, которое обеспечивает нормальную работу чего-либо". М. Фролов трактует условие как философскую категорию, которая выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Именно предмет выступает как нечто обусловленное, а условие - как внешнее относительно предмета многообразие объективного мира. В отличие от фактора, который непосредственно порождает то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, окружение, в котором последнее возникает, icнyе i развивается.

Педагогические условия - это структурная оболочка педагогических технологий или педагогических моделей; благодаря педагогическим условиям реализуются компоненты технологии. Реализация педагогических условий имеет целью обеспечение организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки учителей-филологов, совершенствования системы переподготовки педагогических кадров для работы в системе последипломного образования.

Как считает В. И. Андреев, педагогические условия - это результат "целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей".

По мнению С. М. Хатунцевои, педагогические условия - это источник возникновения, существования и развития самого педагогического процесса, залог его присутствия и возможностей совершенствования. Более того, специально созданные педагогические условия обладают способностью регулировать педагогический процесс, возможность делать его компоненты соотносимыми друг к другу.

Многообразие подходов к категориям, которые рассматриваются, объясняется неоднозначности философского понимания категории "условие". Ю. Гольбах пытается развести понятия "условие" с понятием "фактор". По его мнению, условия и факторы могут совпадать по содержанию, но различаются по функциям. Факторы рассматриваются автором как причины и  силы процесса воспитания, функционирование которых всегда связано с наличием необходимых педагогических условий, имеющих внешний ивнутренний характер по отношению питомца.

В соответствии с другим подхода "условие" является совокупностью объектов вещей, процессов, необходимых для возникновения, существования или изменения обусловленного объекта. Понятие "условие", которое трактуется таким образом, не совпадает с понятиями "среда", "обстоятельство", "окружение", которые обычно употребляются как его синоним. Во-первых, эти понятия от оскорбляют полностью совокупность объектов, которые составляют "окружение" порождаемых объекта, в том числе случайные объекты, которые не оказывают никакого влияния на него. Во-вторых, эти понятия отражают только внешние по порождаемых объекта обстоятельства, тогда как в число условий нередко входят и внутренние характеристики самого объекта.

Если под "условиями" понимать такую совокупность объектов, в которой обусловливаемый объект становится необходимым, то понятие "условие" совпадает с понятием "условие действия закона". Но такие законы, как структурные, функциональные и прочие, как правило, связывают между собой внутренние характеристики объекта. Поэтому условия могут быть как внешними, так i внутренними. Внутренний i внешний характер условий изменения порождаемых объекта (личности) определяет специфику их содержания, их взаимодействий. Внутренние и внешние условия должны быть определенным образом совпадение друг с другом.

С. Рубинштейн утверждал, что "внешние причины (внешний воздействие) всегда действуют лишь опосредованно, через внутренние условия. Во время объяснения каких-либо психических явлений личность выступает как связанная совокупность внутренних условий, с которыми связаны все внешние воздействия ".

Цель статьи - определить педагогические условия развития научно-методической компетентности учителей-истории и обществознания в системе  образования.

В контексте нашего исследования педагогические условия - это те обстоятельства, которые способствуют эффективному развитию научно-методической компетентности учителей-истории и обществознания в системе  образования.

По результатам анализа психолого-педагогической литературы по проблеме компетентности учителей и данными констатирующего эксперимента определены педагогические условия, которые, по нашему мнению, способствовать эффективному развитию научно-методической компетентности учителей в системе образования:

- Учет индивидуальных психологических особенностей личности;

- Специальная подготовка андрагогив (людей взрослого возраста - не студентов в прямом смысле этого слова);

- Внедрение прогностической модели, системы обучения, использование новейших учебных программ, учебников и пособий на основе современных достижений науки и практики;

- Опережающая направленность как принцип, ориентирующий содержание и методы подготовки учителей-истории и обществознания в образовании не на существующее положение педагогической теории и практики, а на перспективы будущего развития;

- Формирование позитивной установки относительно необходимости повышения научно-методической компетентности в условиях последипломного образования;

- Непрерывность образования;

- Вариативность содержания и форм последипломного профессиональной подготовки;

- Интерактивность обучения;

- Дифференциация содержания и форм обучения для каждой категории учителей-истории и обществознания;

- Привлечение учителей-филологов к научно-исследовательской работы;

- Интеграция последипломного педагогического образования и районных методических кабинетов;

- Единство развития научно-методической компетентности учителей-истории и обществознания и их общей культуры.

Рассмотрим подробнее педагогические условия развития научно-методической компетентности учителей.

Специальная подготовка андрагогив (людей взрослого возраста - не студентов в прямом смысле этого слова) предполагает основательную методологическую подготовку, овладение дидактикой обучения взрослых, технологиями взаимодействия, которые в наибольшей степени способствуют личностному профессиональному развитию всех участников педагогического процесса. Факторами, которые обусловливают необходимость специальной подготовки андрагога к будущей профессиональной деятельности, является высокий образовательный уровень студентов (наличие как минимум одного высшего образования); разнообразие состава аудитории по возрасту, полу, профессии, стажем профессиональной деятельности, образовательными и культурными потребностями; различие задач, которые стоящие перед различными категориями учителей-филологов; партнерство как форма взаимодействия в обучении взрослых.

Опережающая направленность как принцип, ориентирующий содержание и методы подготовки учителей-истории и обществознания в последипломном образовании не на существующее положение педагогической теории и практики, а на перспективы будущего развития. Факторами обеспечения этой педагогической условия могут быть осознание общественно значимых задач историков ХХ ст.; Овладение навыками и умениями, необходимыми для профессионального и профессионального роста.

Непрерывность образования учителя-истории и обществознания является необходимым условием и требованием развития научно-методической компетентности. Соответствующее педагогическое условие означает создание такой системы, которая не ограничивала обучение учителей устоявшимися формами и сроками, например, только курсами повышения квалификации или семинарами. Необходимо обеспечить последовательность и целостность этапов развития научно-методической компетентности, объединенных содержательно и организационно. Непрерывность развития научно-методической компетентности учителей-истории и обществознания должно обеспечиваться: преемственность между подготовкой учителей в учреждениях высшего образования и последипломной, в курсовой и межкурсовой периоды; проведением семинаров и других обучающих форм профессионального развития педагогов, которые не только подчинены общей цели, но и учитывают личные потребности слушателей, объединяются по содержанию и структурно. Об этом отмечают Б. М. Андриевский, Г. Н. Жуков, Н. Г. Ничкало, И. К. Раченко.

Непрерывность образования характеризует последовательность и целостность этапов развития профессионализма, который обеспечивается такими факторами, как необходимость превентивной подготовки учителей-истории и обществознания  с целью определения уровня их психологической готовности к профессии и уровня соответствия требованиям, которые предъявляет профессия "учитель ", создание системы семинаров, тренингов , других форм профессионального развития, которые способствуют формированию профессионального образа мышления учителей-истории и обществознания в последипломном образовании.

Вариативность содержания и форм последипломного профессиональной подготовки учителей необходимо для осуществления ими самостоятельного и осознанного выбора цели, ценностей, содержания, способов обучения с учетом личностных запросов и общественных требований к профессии "учитель-истории и обществознания", реализация возможностей межкурсовой период для профессионального роста.

Интерактивность обучения позволяет установить партнерскую взаимодействие преподавателей со взрослыми студентами, что приводит диалог, взаимообогащения, обмен мнениями как формы обучения, обеспечивается такими факторами, как готовность к профессиональному диалога активность во взаимодействии с другими участниками учебного процесса, стремление к совместной учебной деятельности.

Дифференциация содержания и форм обучения для каждой категории учителей. Для эффективного развития научно-методической компетентности учителей на курсах повышения квалификации важно создать такие условия, при которых максимально реализуются индивидуальные возможности каждого учителя. Поэтому важно разработать вариативные программы научно-методической компетентности для каждой категории учителей. Мы исходим из понимания дифференциации обучения как множественности и вариативности индивидуальных и коллективных подходов к реализации содержания образования и личностно ориентированного обучения. Дифференцирование в процессе обучения поможет учителям-истории и обществознания  быстрее адаптироваться к социальным требованиям действительности и реализовать свой личностный потенциал. Важное значение дифференциации и индивидуализации обучения предоставляет И. Э. Унт.

Процессуальный аспект реализации научно-методической компетентности учителя-истории и обществознания предусматривает изменение мотивации приобретения и применения знаний, полученных в процессе курсовой подготовки: из средств добывания новых знаний в средство самореализации и самоутверждения через использование системных знаний в школьной практике. Для этого процесс обучения необходимо построить как систему занятий с развязыванием ситуационных задач. Такой подход обогатит личный опыт слушателей и поможет решить существующие проблемы, связанные с взаимодействием и общением в коллективе.

В системе повышения квалификации учителей-истории и обществознания  используются следующие типы курсов:

1. Линейный тип. Включает в себя целевые, тематические, проблемные курсы. Построение таких курсов носит, как правило, блочно-модульный характер. Они ориентированы на слушателей с недостаточно высоким уровнем научно-методической компетентности с учетом их общей направленности и профессиональных интересов.

2. Дифференцированный тип. Курсы обучения предусматривают дифференцированный подход и построены на выявлении уровней профессиональных затруднений, запросов и интересов слушателей, а также следующую интеграцию их по группам обучения, учитывая уровень научно-методической компетентности и профессиональных интересов. Наряду с инвариантным (базовым) компонентом курсовой подготовке и вариативной части (спецкурсы) осуществляется групповая и индивидуальная работа со слушателями.

 

 

3. Интегративно-модульный тип ориентирован на слушателей с высоким уровнем научно-методической компетентности. Данный тип обучения предполагает ситуацию открытого диалога, основанного на прямом и обратной связи. Это ситуация утверждения собственных сил, способностей и профессиональной позиции слушателя, инициирование его к разработке собственной методической системы. Такое стимулирующее обучение направлено на самораскрытие, самовыражения в творчестве и сотрудничестве.

В рамках указанных основных типов организации и проведения курсов повышения квалификации могут существовать различные их сочетания, подтипы прямого и контекстного обучения, диалогового и инструктивного, информационного и исследовательского, индивидуального и коллективного, внешне регулируемого и самообразования. Их ориентация предопределяет соответствующие тенденции формирования организационно-методических, процессуально-технологических условий обучения.

Привлечение учителей к научно-исследовательской работы. Важным условием развития учителя как творческого, инициативного специалиста является его интерес к научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается нами не как отдельная функция (или вид деятельности), а как сквозной фактор, который наполняет деятельность учителя в целом, а также каждый конкретный вид деятельности по ориентацией на постоянное познание, стремление к определению сущности любого явления, поиск наилучших способов решения профессиональных проблем, постоянное экспериментирование, самоанализ и самооценку. Именно научно-исследовательский характер деятельности приучает учителя к самостоятельности, воспитывает требовательность к себе, развивает умение анализировать и синтезировать процессы и явления, происходящие в филологической оболочке и обществе. Научно-исследовательский характер деятельности не только способствует совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков учителя-истории и обществознания , но и формирует соответствующий склад мышления и общения, что немаловажно в условиях научно-технического прогресса. И, как отмечает С. М. Николаенко, "... научная и научно-техническая деятельность является неотъемлемой составляющей существования высшей школы. Она создает новые фундаментальные знания, которые используются в учебном процессе. Образование, научно-исследовательская и производственная, предпринимательская деятельность - именно в этом инновационном треугольнике мы сможем найти опору в выходе нашей страны на качественно новый уровень развития ". Владение основами научно-исследовательской деятельности способствует развитию творчества учителя.

Анализ отчетов областных ИППО показал, что за последние годы все больше учителей-истории и обществознания  приобщаются к этому виду деятельности. Областные ИППО используют различные формы организации исследовательской работы педагогов и создают оптимальные условия для их творчества. Этому способствовало объединение их в динамические творческие группы. Эти группы имели свои педагогические мастерские, в которых обсуждались и усваивались теоретические положения и методические принципы той научной проблемы, над которой работает определенная группа.

Важным условием развития профессионализма учителей-истории и обществознания  является сотрудничество ученых и педагогов. Они (ученые) оказывают научно-методическую помощь учителям в организации и проведении опытно-экспериментальной работы, информируют о научно-педагогические достижения ученых и популяризируют результаты современных научных исследований в области филологии, проводят "круглые столы" с учителями по проблемам обучения истории, учебные занятия с учащимися общеобразовательных школ, участвующих в работе методических объединений, обобщении лучшего педагогического опыта обучения филологии, осуществляющих подготовку совместных научных публикаций по результатам экспериментальной работы.

Учителя-истории ценят инновации и пытаются творчески подойти к их внедрению в процесс обучения.

Единство развития научно-методической компетентности учителей и их общей культуры. Важной задачей курсов повышения квалификации является работа по повышению общекультурного уровня учителей-. Практика курсов повышения квалификации свидетельствует о том, что чем выше уровень учителей-филологов, разнообразнее их интересы, тем глубже и основательнее знания по проблемам истории, педагогики, психологии, управления, методики. Развитие общекультурного уровня учителей способствовать и развитию их научно-методической компетентности.

Важное значение для развития научно-методической компетентности имеет обобщение и изучение практического опыта. Личный опыт человека (как жизненный, так и профессиональный) целостно отражает окружающий мир, поэтому в процессе обучения нужно подчеркивать его ценность, помогать тем, кто учится, анализировать различные аспекты практического опыта, находить типичное и уникальное, выявлять противоречия и нерешенные проблемы.

Профессиональный практический опыт учителей-истории и обществознания не является статичным, он постоянно обогащается. В процессе повышения квалификации необходимо его учитывать как ценность, источник и стимул в развитии научно-методической компетентности. Ведущими факторами учет практического опыта в системе повышения квалификации являются: ценностное отношение личности к собственному опыту; значимость практического опыта для анализа сложных ситуаций, преодоления противоречий, постоянное обогащение опыта.

Интерактивность как педагогическое условие развития научно-методической компетентности учителей обусловлена гуманизацией образования, поисками новых технологий обучения, которые развивают компетентности личности, способной к взаимодействию в профессиональной деятельности. Интерактивное обучение предполагает партнерское взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процесса, обмен мнениями, взаимообогащения, что в целом является условием личностного развития. Факторами, которые обеспечивают интерактивность развития научно-методической компетентности, являются: готовность к профессиональному диалогу, стремление к совместной учебной деятельности, активность во взаимодействии с другими участниками учебного процесса.

Вместе с тем следует отметить, что это не полный перечень педагогических условий. Мы остановили свой выбор только на тех, которые созвучны со всеми звеньями обучения системы повышения квалификации. При этом каждая педагогическое условие не существует обособленно, все они составляют единую систему условий, которые взаимосвязаны и тесно переплетаются, характерные для системы последипломного педагогического образования.

Следует обратить внимание еще на некоторые аспекты организации курсового обучения учителей-истории и обществознания. К активным формам работы мы относим: деловые и ролевые игры, "круглые столы", "методический калейдоскоп," аукцион "методических идей", "копилку успешных педагогических приемов" и другие. Мы исходим из того, что учителя, которые предпочитают активной коммуникации с учащимися, достигают более высоких результатов, чем те, которые делают акцент на репродуктивной передачи знаний. Учитель в своей деятельности должен опираться на развивающие задачи и стратегии обучения.

Перспективными видим внедрение дистанционных форм и методов обучения учителей-истории и обществознания, получающих образование в последипломном сфере, корректировки учебных планов подготовки учителей в системе последипломного образования с целью увеличения количества часов на практическую подготовку и тренинговые формы учебной деятельности для формирования профессионального образа мышления учителей.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×