«Педагогические условия развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС с ОВЗ» | Ключникова Эльвира Шавкатовна. Работа №210735
Автор: Ключникова Эльвира Шавкатовна
Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в школе для детей с ОВЗ.
Доклад
«Педагогические условия развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС с ОВЗ»
Подготовила учитель
музыки и пения, дефектолог
Ключникова Э.Ш.
11.04.2019
ГБОУ «ЛШ № 14» для детей с ОВЗ
В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Не случайно федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. В связи с этим повышается роль музыкального воспитания как условие для формирования творческой, гармонически развитой личности. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. Эту тему – «Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» я пытаюсь реализовать на уроках музыки и внеурочной деятельности. Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в обществе. Проблема музыкально – эстетического воспитания детей с ОВЗ приобретает в настоящее время большое значение. Музыкальное воспитание в школе для детей с ОВЗ является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи. Для того, что бы ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, на уроках и во внеурочной деятельности необходима коррекция и развитие его высших психических функций (ВПФ), эмоционально-волевой, двигательной, социальной сфер. С каждым годом количество здоровых детей в нашей стране уменьшается, а число детей-инвалидов увеличивается в разы. Дети с ОВЗ уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать вокально-хоровые навыки, приобщить детей к искусству, которое способствует развитию творческой личности. Творчество является средством для совершенствования человека, оно приближает его к идеалу. Музыкально эстетическое воспитание - одна из проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны специалистов через внедрение системы знаний и умений вокально – хорового искусства. Главная цель всей работы по музыкально-эстетическому развитию - воспитать потребность у детей с ОВЗ развитие эстетических чувств, эстетического восприятия, стимулировать активность, помогать детям с ОВЗ в духовно-нравственном развитии, а также становлении личности. Следует отметить то, что методы и формы организационной работы по формированию творческой личности у обучающихся должны быть ориентированы, с одной стороны, на активизацию ресурсов личности, а с другой - на активизацию ресурсов педагогической и социальной среды. Вокально – хоровые технологии реализуются на основе личностноориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностноразвивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребенка, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания. К основным противоречиям в теории отнесено наличие разных подходов к пониманию вокально – хоровых технологий, многообразие толкования основных понятий в области проблемы музыкально-эстетического воспитания. Позиция в отношении музыкально – эстетического воспитания базируется на потребности индивида в вокальном воспитании, а также самооценке им как артиста на сцене. Проблема заключается в том, что, такая потребности есть у детей, родителей, школы. Но у каждого ребенка огромное желание скорее выйти на сцену, стать знаменитым на всю школу, а еще лучше хоть в чем-то превосходить своих сверстников. Ребенок не замечает, что он нечисто интонирует звук, и воспринимает это как естественную данность. Он верит в эту нерушимость. В психологии подобное считают нездоровым поведением, в основе которого лежит феномен «нереалистичного оптимизма». Пока ребенок мал, многое кажется ему достижимым. Но по мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Так начинают образовываться комплексы, зарождаться пессимистически-негативное настроение. Ребенок уже не в состоянии оценить правильно и свои потенциальные возможности, а тем более использовать их. Но главное, так постепенно формируется пассивное отношение к своему голосу.
В настоящее время ведётся поиск методов вокально – хорового воспитания детей в условиях школы для детей с ОВЗ. Для решения поставленной проблемы особое значение приобретают положения, разработанные в исследованиях ученых - психологов Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, Е. И. Игнатьева, Ц. И. Киреенко, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона и других о психологической природе детского творчества, его развитии средствами музыки. Формирование ценностного отношения к музыкально- эстетическому воспитанию наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте через внедрение современных вокально – хоровых технологий в содержание учебно – воспитательных программ, наполнение учебно – воспитательного плана нравственным содержанием. По мнению ученых - психологов Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, развитие личности необходимо рассматривать на основании принципов комплексности, системности, непрерывности, используя социально-психологические, психофизиологические характеристики личности с учетом возрастной периодизации и особенностей психосоматической конституции . Новизна состоит в создании системы применения вокально – хоровых технологий во внеурочное время в школе для детей с ОВЗ, улучшения эмоционального состояния детей с ОВЗ. Чтобы построить свою собственную систему вокально – хоровых технологий во внеурочное время, я познакомилась с рядом теоретических работ по данной проблеме, и пришла к выводу, что наиболее эффективным является комбинированное применение современных вокально – хоровых технологий, что способствует улучшению музыкально –эстетического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ изученной мной литературы показал, что лишь во второй половине прошлого века, в основном ученые – психологи Л. С. Выготский, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, Ц. И. Киреенко, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон обратились к исследованию проблемы детского творчества, его развитии средствами музыки. Впоследствии появились разработки психологических концепций, а в дальнейшем и психолого-педагогические. Контингент учащихся составляют дети с клиническим диагнозом «олигофрения» со многими сопутствующими нарушениями здоровья. Всем хочется видеть детей здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы ребенок жил в ладу с самим собой, с окружающими миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост: это развитие эстетической сферы, коррекция психического состояния человека через искусство, развитие дыхательной системы, которая тесно связана с сердечно - сосудистой системой. По этому можно смело сказать, что пение имеет здоровьесберегающий эффект. Словом функции хорового пения разносторонни, полезны, привлекательны и эффективны практически для каждого обучающегося с ОВЗ. Работа с детьми олигофренами является осознание ими положительного влияния творческих успехов человека. Целью моей работы является - повышение культурного уровня воспитанников; Задачи - развивать художественный вкус детей; - обогащать их музыкальный кругозор; - воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи, ответственности за общее дело, толерантности. Как отмечал Д. Б. Кабалевский, «постепенное расширение и оттачивание исполнительского мастерства и общей музыкальной культуры всех школьников дает возможность даже в условиях массового музыкального воспитания в классе стремиться к достижению уровня подлинного искусства». От трудолюбия, ответственности, взаимопомощи, чувств коллективизма нашего подрастающего поколения зависит их вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом. Идея хорового пения находит отражение во многих современных методических пособиях. Формирование вокально – хоровых навыков - это целостный процесс, охватывающий все аспекты развития ребенка в системе его отношений со своим внутренним миром, с природой и обществом. Хоровые навыки ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В процессе своей работы я учитываю, что способности ребенка имеет три составляющих:
1)вокальные возможности, которое подразумевает наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптивность к изменениям внешней и внутренней среды;
2) психоэмоциональное настроение, характеризующееся состоянием внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых качеств, управлению своими внутренним психологическим состоянием;
3) социально – нравственное состояние, отражающее систему ценностей и мотивов поведения человека в его взаимоотношениях с внешним миром, проявляющееся в признании общечеловеческих духовных ценностей, в уважении к иным точкам зрения и результатам чужого труда, активной жизненной позицией. Сложность решения всех поставленных задач состоит в том, что мои воспитанники – это дети с ограниченными возможностями здоровья. У них стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной сферы, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций. Нарушение отражения и регуляции поведения и деятельности выражается в нарушении познавательных процессов. Страдают эмоционально - волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников, позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания. Они неловки, физически слабы, часто болеют. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника. Общение детей с нормально развивающимися сверстниками затруднено: их не принимают в игру, так как они не умеют играть. Они становятся отверженными в среде сверстников и вынуждены играть с детьми, которые намного младше их. С семи - восьми лет дети с ограниченными возможностями здоровья поступают в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где обучаются по специальным программам. К моменту выпуска из школы большинство юношей и девушек по своим психометрическим и клиническим проявлениям мало чем отличаются от нормально развивающихся людей. Они благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют детей. Анализ литературных источников показал, что в настоящее время существует несколько определений, связанных с такими понятиями как «вокально-хоровые образовательные технологии». Понятие определения «вокально-хоровые технологии» появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина. В психолого-педагогическом словаре технология обучения понимается как совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. Для достижения поставленных целей и эффективности образовательного процесса, широко применяются образовательные технологии и методы, значительно активизирующие процесс освоения и закрепления вокально-хоровых навыков, дающие новый стимул творческой коллективной работе, создающие на занятиях хорового кружка атмосферу сотрудничества и общего познания вокальных и хоровых «секретов». Таким образом, современные вокально-хоровые технология обучения становится не только используемой, но и преобладающей технологией образовательного процесса хоровых занятий, позволяющей наиболее активно вести образовательный процесс. В результате её реализации значительно интенсифицируются процессы обучения хоровых занятий, выработки творческих навыков и умений, освоения профессиональных видов репетиционной работы творческого коллектива, привития умения работать в коллективе. Так, образовательные технологии следует понимать как психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание музыкально –эстетической культуры у учащихся. Под современными вокально-хоровыми технологиями подразумеваются благоприятные условия обучения ребенка в школе, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями. Разнообразные подходы к пониманию самостоятельной музыкальнообразовательной технологией, дающей быстрый и устойчивый результат в воспитании навыков осмысленного и точного ладового интонирования и ладово-слуховой ориентации. Чем больше времени на уроке учащиеся поют хоровым ансамблем, тем быстрее и качественнее они усваивают навыки точного интонирования - неоднократно подтверждался выдающими музыкальными деятелями: композиторами, теоретиками, педагогами. Так выдающийся русский композитор и музыкальный теоретик Н. А. Римский-Корсаков, известный немецкий композитор и музыкальный деятель Роберт Шуман неоднократно отмечают в своих трудах, что особенно ценным для выработки точного интонирования является пение в хоре. В своих «Советах юному музыканту» Шуман призывает: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта». принципы хорового пения способствуют развитию индивидуальных музыкальных
Выступление хора - это венец кропотливой работы всего коллектива. Для постоянного движения вперед нужны остановки, на которых подводится итог сделанному, отмечаются удачи и неудачи, намечаются планы на будущее. Такими остановками для исполнителей служат выступления перед аудиторией. Для детского коллектива они особенно важны, так как являют собой реально ощутимую связь вокального и хорового искусства с жизнью, с людьми.
В нашей школе часто проходят концерты к различным праздникам.
Наши дети показывают свои таланты на концертах. Песня - это драгоценная область музыкально - поэтического искусства. «В известном смысле можно сказать,- писал Д.Б. Кабалевский,- что с песни начинается и на песню опирается почти вся музыка». Поэтому так важно, чтобы дети полюбили песню, умели ее красиво и правильно исполнять, чтобы несли песенную культуру в жизнь.