Педагогический проект "Бумажная страна" (экспериментирование с бумагой) | Рудых Ольга Александровна. Работа №205996
Автор: Рудых Ольга Александровна
Педагогический проект «Бумажная страна»
Актуальность проекта
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Важно уже в дошкольном возрасте способствовать развитию исследовательской активности и инициативы ребенка.
Существенную роль в этом играет поисково-познавательная деятельность в форме экспериментирования.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер.
Объектом экспериментирования в нашем проекте была выбрана бумага. С одной стороны, бумага доступный для ребенка и универсальный материал, который широко применяется в жизни. С другой стороны, работая с бумагой, дети не знают, откуда появилась бумага, как ее изготавливают. У них не достаточно знаний о разнообразии бумаги, ее видах и свойствах.
Когда дети получают опытным путем новые знания о знакомых объектах, материалах, это вызывает удивление, что повышает интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.
Длительность проекта: 6 недель
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели группы.
Цель:
Формирование устойчивого познавательного интереса детей в процессе открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.
Задачи:
1. Дать представление об истории создания бумаги, ее назначении, изготовлении и использовании, способе самостоятельного изготовления бумаги
2. Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.
3. Развивать элементарные исследовательские способности, познавательный интерес.
4. Закреплять знания детей о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.
5. Развивать речь детей, расширять словарный запас за счет прилагательных, обозначающих свойства предмета.
Ожидаемые результаты:
1. Дети узнают, как появилась бумага, из чего ее делают, научатся самостоятельно изготавливать бумагу из вторичного сырья.
2. Опытным путем получат знания о бумаге, как материале, который имеет определенные качества и свойства.
3. Увеличится интерес детей к познанию окружающего мира путем экспериментирования.
4. Дети имеют представления о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека
5. Активный словарь детей пополнится прилагательными, обозначающими различные свойства и качества бумаги.
1 этап Подготовительный
- Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления коллекции «Бумажная страна», оборудование для проведения экспериментальной деятельности.
- Создание проблемной ситуации по теме проекта.
Однажды вечером с детьми группы просматривали мультфильм «Бумажки», детей заинтересовало то, что в этой стране все было сделано из бумаги. Они были удивлены, почему не промокают бумажные дома под дождем, почему такая прочная бумажная мебель. Постепенно подошли к тому, что дети решили узнать о том, какая же бывает бумага.
опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».
1) Что мы знаем? (Бумага бывает толстая и тонкая; на бумаге можно рисовать; из бумаги делают поделки; бумага может мяться.)
2) Что хотим узнать? (Откуда берется бумага? Почему бумага рвется? Что делают из бумаги? Кто придумал бумагу?)
3) Откуда можно узнать? (Спросить у взрослых; прочесть в книге; посмотреть в интернете.)
- Планирование проекта (обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы, определение участников проекта, обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта)
2. Основной этап
Работа с детьми
Образовательные области
Содержание деятельности
Социально-коммуникативное развитие
Беседы с презентацией «История бумаги»
Видеоролик «Как делают бумагу»
Ситуативная беседа «На чем писали люди, когда не было бумаги?»
СРИ:
«Библиотека»
«Почта»
«Магазин бумажных изделий»
Игровые ситуации:
«Коллекционер бумаги»,
«Бумажная страна»,
«Разная бумага»,
«Для чего нужна бумага?»
Экологическая игра «Пиратские клады»
Д/И «Чудесный мешочек» (определение вида бумаги на ощупь).
Познавательное развитие
Опыты с бумагой:
«Исследование свойств бумаги»
«Как сгибается бумага?»
«Какой звук издает бумага при сминании?»
«Сколько места занимает бумага?»
«Как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой?»
«Может ли бумага служить мостом?»
«Можно ли удержать бумагой сыпучий материал?»
«Можно ли удержать книгу с помощью бумаги?»
«Режущие свойства бумаги»
«Исследование бумаги на прочность»
«Что быстрее разлагается в почве: бумага или полиэтилен?»
«Делаем бумагу сами»
Конструирование из бумаги:
Оригами «Лягушка», «Кораблик»
«Коробочка из бумаги»
Викторина «Знатоки бумаги»
Речевое развитие
Словесные игры:
«Кто больше назовет предметов из бумаги»
«Скажи наоборот»
«Опиши бумажный лист»
«Опиши предмет»
«Закончи предложение»
Загадки о бумажных предметах
Придумывание «Бумажная сказка»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование
«Цветы» («по мокрому листу»)
«Усатый-полосатый» (рисование мятой бумагой)
Аппликация
«Бабочка» (торцеванием из скрученных салфеток)
Ручной труд
«Тарелочка» (папье-маше)
«Рыбка» (квиллинг)
Создание панно «Бумажная страна»
Физическое развитие
Пальчиковая гимнастика:
«Лист бумаги мы сжимаем»
«Что принес нам почтальон»
Дыхательные упражнения:
«Бумажные вертушки»
«Сдуй бабочку с цветка»
«Загони в ворота бумажный мяч»
Игры малой подвижности
«Что мы видели, не скажем…»
«Найди бумажный предмет»
Подвижные игры
«Самый меткий» (метание бумажных комков)
Физкультурный досуг «Бумажные игры»
3 этап Заключительный
· Физкультурный досуг «Бумажные игры»
· Экологическая игра-экспериментирование «Пиратские клады»
· Выставка детских работ «Волшебный мир бумаги»
· Размещение проекта в сообществе воспитателей и на сайте ДОУ
Продукт проекта
· Коллекция бумаги «Бумажная страна»
· Выставка детских творческих работ «Волшебный мир бумаги»
· Бумага, изготовленная детьми
· Методическая копилка по теме проекта (конспекты, сценарии игровых ситуаций, картотека опытов с бумагой, игр и т.д.)
· «Дневник исследователя»
Перспективы дальнейшего развития проекта
· Экскурсия в библиотеку
· Организация кружка художественно-эстетической направленности «Волшебный мир бумаги»
· Участие детей во Всероссийских и международных конкурсах поделок из бумаги
· Создание медиатеки по теме проекта
Планирование
Неделя
НОД
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Самостоятельная деятельность детей
1 неделя
Беседа с презентацией «История бумаги»
Рисование
«Цветы» («по мокрому листу»)
Конструирование из бумаги:
Оригами «Лягушка»,
Опыты с бумагой:
«Исследование свойств бумаги»
«Как сгибается бумага?»
Словесная игра
«Кто больше назовет предметов из бумаги»
Пальчиковая гимнастика:
«Лист бумаги мы сжимаем»
Игра малой подвижности
«Что мы видели, не скажем…»
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин бумажных предметов»
Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей
2 неделя
Познавательное развитие «Для чего нужна бумага?»
Аппликация
«Бабочка» (торцеванием из скрученных
Опыты с бумагой:
«Какой звук издает бумага при сминании?»
«Сколько места занимает бумага?»
Словесная игра
«Скажи наоборот»
Дыхательное упражнение:
«Бумажные вертушки»
Сюжетно-ролевая игра «Магазин бумажных предметов»
Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей
3 неделя
Рисование «Усатый-полосатый» (рисование мятой бумагой)
Конструирование из бумаги:
Оригами «Кораблик»
Опыты с бумагой:
«Как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой?»
«Может ли бумага служить мостом?»
Словесная игра
«Опиши бумажный лист»
Пальчиковая гимнастика:
«Лист бумаги мы сжимаем»
Игра малой подвижности
«Найди бумажный предмет»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Почта»
4 неделя
Познавательное развитие «Коллекционер бумаги»,
Ручной труд
«Тарелочка» (папье-маше)
Опыты с бумагой:
«Как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой?»
«Может ли бумага служить мостом?»
Словесная игра
«Опиши предмет»
Дыхательные упражнения:
«Сдуй бабочку с цветка»
Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
5 неделя
Ручной труд «Рыбка» (квиллинг)
Конструирование из бумаги:
«Коробочка из бумаги»
Опыты с бумагой:
«Можно ли удержать бумагой сыпучий материал?»
«Можно ли удержать книгу с помощью бумаги?»
«Что быстрее разлагается в почве: бумага или полиэтилен?»
Словесная игра
«Закончи предложение»
Подвижная игра
«Самый меткий» (метание бумажных комков)
Экологическая игра «Пиратские клады»
Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей
Игры с бумажными самолетиками
6 неделя
Познавательное развитие «Бумажная страна»,
Ручной труд «Делаем бумагу»
Опыты с бумагой:
«Режущие свойства бумаги»
«Делаем бумагу сами»
Словесная игра
«Загадки о бумажных предметах»
Дыхательные упражнения:
«Загони в ворота бумажный мяч»
Викторина «Знатоки бумаги»
Физкультурный досуг «Бумажные игры»
Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей
Обыгрывание
cdb82cf9d63e5410f1621110c7bf7ba1.ppt