Статья Педагогический проект "Бумажная страна" (экспериментирование с бумагой). Автор: Рудых Ольга Александровна

Автор: Рудых Ольга Александровна

Педагогический проект «Бумажная страна»

Актуальность проекта

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Важно уже в  дошкольном возрасте  способствовать развитию исследовательской активности и инициативы ребенка.

Существенную роль в этом играет поисково-познавательная деятельность в форме экспериментирования.

Дети любят экспериментировать.  Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер.

 Объектом экспериментирования в нашем проекте была выбрана бумага. С одной стороны, бумага доступный для ребенка и универсальный материал, который широко применяется в жизни. С другой стороны, работая с бумагой, дети не знают, откуда появилась бумага,  как ее изготавливают. У них не достаточно знаний о разнообразии бумаги, ее видах и свойствах.

Когда дети получают опытным путем новые знания о знакомых объектах, материалах, это вызывает удивление, что повышает интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.

Длительность проекта: 6 недель

Участники проекта:  дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели группы.

Цель:

Формирование  устойчивого познавательного интереса детей в процессе открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – бумаге.

Задачи:

1.     Дать представление об истории создания бумаги, ее назначении, изготовлении и использовании, способе самостоятельного изготовления бумаги

2.     Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.

3.     Развивать элементарные исследовательские способности, познавательный интерес.

4.     Закреплять знания детей о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.

5.     Развивать речь детей, расширять словарный запас за счет прилагательных, обозначающих свойства предмета.

Ожидаемые результаты:

1.     Дети узнают, как появилась бумага, из чего ее делают, научатся самостоятельно изготавливать бумагу из вторичного сырья.

2.     Опытным путем получат знания о бумаге, как материале, который имеет определенные качества и свойства.

3.     Увеличится интерес детей к познанию окружающего мира путем экспериментирования.

4.     Дети имеют представления о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека

5.     Активный словарь детей пополнится прилагательными, обозначающими различные свойства и качества бумаги.

1 этап Подготовительный

- Подбор литературы, наглядных и дидактических материалов: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме проекта;

- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы и оборудование для изготовления коллекции «Бумажная страна», оборудование для проведения экспериментальной деятельности.

- Создание проблемной ситуации по теме проекта.

Однажды вечером с детьми группы просматривали мультфильм «Бумажки», детей заинтересовало то, что в этой стране все было сделано из бумаги. Они были удивлены, почему не промокают бумажные дома под дождем, почему такая прочная бумажная мебель. Постепенно подошли к тому, что дети решили узнать о том, какая же бывает бумага.

опрос детей с использованием «Модели трёх вопросов».

1)    Что мы знаем? (Бумага бывает толстая и тонкая; на бумаге можно рисовать; из бумаги делают поделки; бумага может мяться.)

2)    Что хотим узнать? (Откуда берется бумага? Почему бумага рвется? Что делают из бумаги? Кто придумал бумагу?)

3)    Откуда можно узнать? (Спросить у взрослых; прочесть в книге; посмотреть в интернете.)

- Планирование проекта (обсуждение вариантов получения информации на поставленные вопросы, определение участников проекта, обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта)

2. Основной этап

Работа с детьми

Образовательные области

Содержание деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Беседы с презентацией «История бумаги»

Видеоролик «Как делают бумагу»

Ситуативная беседа «На чем писали люди, когда не было бумаги?»

СРИ:

«Библиотека»

«Почта»

«Магазин бумажных изделий»

Игровые ситуации:

«Коллекционер бумаги»,

«Бумажная страна»,

«Разная бумага»,

«Для чего нужна бумага?»

Экологическая игра «Пиратские клады»

Д/И «Чудесный мешочек» (определение вида бумаги на ощупь).

Познавательное развитие

Опыты с бумагой:

«Исследование свойств бумаги»

«Как сгибается бумага?»

«Какой звук издает бумага при сминании?»

«Сколько места занимает бумага?»

«Как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой?»

«Может ли бумага служить мостом?»

«Можно ли удержать бумагой сыпучий материал?»

«Можно ли удержать книгу с помощью бумаги?»

«Режущие свойства бумаги»

«Исследование бумаги на прочность»

«Что быстрее разлагается в почве: бумага или полиэтилен?»

«Делаем бумагу сами»

Конструирование из бумаги:

Оригами «Лягушка», «Кораблик»

«Коробочка из бумаги»

Викторина «Знатоки бумаги»

Речевое развитие

Словесные игры:

«Кто больше назовет предметов из бумаги»

«Скажи наоборот»

«Опиши бумажный лист»

«Опиши предмет»

«Закончи предложение»

Загадки о бумажных предметах

Придумывание «Бумажная сказка»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

 «Цветы» («по мокрому листу»)

«Усатый-полосатый» (рисование мятой бумагой)

Аппликация

«Бабочка» (торцеванием из скрученных салфеток)

Ручной труд

«Тарелочка» (папье-маше)

«Рыбка» (квиллинг)

Создание панно «Бумажная страна»

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика:

«Лист бумаги мы сжимаем»

«Что принес нам почтальон»

Дыхательные упражнения:

«Бумажные вертушки»

«Сдуй бабочку с цветка»

«Загони в ворота бумажный мяч»

Игры малой подвижности

«Что мы видели, не скажем…»

«Найди бумажный предмет»

Подвижные игры

«Самый меткий» (метание бумажных комков)

Физкультурный досуг «Бумажные игры»

 

3 этап Заключительный

·        Физкультурный досуг «Бумажные игры»

·        Экологическая игра-экспериментирование «Пиратские клады»

·        Выставка детских работ «Волшебный мир бумаги»

·        Размещение проекта в сообществе воспитателей и на сайте ДОУ

 

Продукт проекта

·        Коллекция бумаги «Бумажная страна»

·        Выставка детских творческих работ «Волшебный мир бумаги»

·        Бумага, изготовленная  детьми

·        Методическая копилка по теме проекта (конспекты, сценарии игровых ситуаций, картотека опытов с бумагой, игр и т.д.)

·        «Дневник исследователя»

 

Перспективы дальнейшего развития проекта

·        Экскурсия в библиотеку

·        Организация кружка художественно-эстетической направленности «Волшебный мир бумаги»

·        Участие детей во Всероссийских и  международных конкурсах поделок из бумаги

·        Создание медиатеки по теме проекта

 

 

 

Планирование

Неделя

НОД

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

1 неделя

Беседа с презентацией «История бумаги»

Рисование

 «Цветы» («по мокрому листу»)

Конструирование из бумаги:

Оригами «Лягушка»,

 

Опыты с бумагой:

«Исследование свойств бумаги»

«Как сгибается бумага?»

Словесная игра

«Кто больше назовет предметов из бумаги»

Пальчиковая гимнастика:

«Лист бумаги мы сжимаем»

Игра малой подвижности

«Что мы видели, не скажем…»

 

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин бумажных предметов»

Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей

2 неделя

Познавательное развитие «Для чего нужна бумага?»

Аппликация

«Бабочка» (торцеванием из скрученных

 

 

Опыты с бумагой:

 «Какой звук издает бумага при сминании?»

«Сколько места занимает бумага?»

Словесная игра

 «Скажи наоборот»

Дыхательное упражнение:

«Бумажные вертушки»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин бумажных предметов»

Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей

3 неделя

Рисование «Усатый-полосатый» (рисование мятой бумагой)

Конструирование из бумаги:

Оригами «Кораблик»

 

Опыты с бумагой:

 «Как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой?»

«Может ли бумага служить мостом?»

Словесная игра

 «Опиши бумажный лист»

Пальчиковая гимнастика:

«Лист бумаги мы сжимаем»

Игра малой подвижности

 «Найди бумажный предмет»

Сюжетно-ролевая игра  «Библиотека»

 

Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Почта»

4 неделя

Познавательное развитие «Коллекционер бумаги»,

Ручной труд

«Тарелочка» (папье-маше)

 

Опыты с бумагой:

 «Как пишущие инструменты взаимодействуют с бумагой?»

«Может ли бумага служить мостом?»

Словесная игра

 «Опиши предмет»

Дыхательные упражнения:

 «Сдуй бабочку с цветка»

 

Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

5 неделя

Ручной труд «Рыбка» (квиллинг)

Конструирование из бумаги:

«Коробочка из бумаги»

 

Опыты с бумагой:

 «Можно ли удержать бумагой сыпучий материал?»

«Можно ли удержать книгу с помощью бумаги?»

 «Что быстрее разлагается в почве: бумага или полиэтилен?»

Словесная игра

 «Закончи предложение»

Подвижная игра

«Самый меткий» (метание бумажных комков)

Экологическая игра «Пиратские клады»

 

Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей

Игры с бумажными самолетиками

6 неделя

Познавательное развитие «Бумажная страна»,

Ручной труд «Делаем бумагу»

 

Опыты с бумагой:

 «Режущие свойства бумаги»

«Делаем бумагу сами»

Словесная игра

«Загадки о бумажных предметах»

Дыхательные упражнения:

 «Загони в ворота бумажный мяч»

Викторина «Знатоки бумаги»

Физкультурный досуг «Бумажные игры»

Самостоятельные опыты с бумагой по выбору детей

Обыгрывание

 


Автор: Рудых Ольга Александровна
Прикрепленные файлы:
cdb82cf9d63e5410f1621110c7bf7ba1.ppt
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x